Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 10 февраля ст.ст., ср {Седмица 1-я предуготовительная (34-я)} литургические чтения: 2Пет.3:1-18; Мк.13:24-31 *. продолжение. см. предыдущий выпуск. > Ряд авторитетных современных толкователей полагает, что в Евангелии > мы имеем дело с "осуществленной эсхатологией"{}. То, что Христос > называл "явлением Сына Человеческого", судящего мир, есть > Его собственная жизнь, смерть и Воскресение. Приход Сына Божия > поистине был судом, который продолжается в веках. > Эту мысль можно, по-видимому, подтвердить многими изречениями > Иисуса: "На суд пришел Я в мир сей"; "Ныне суд миру > сему..." {Ин.9,39; 12,31; ср. 3,19}. И всё же те, кто внимательно > читает Евангелия, должны признать, что Христос говорил о Суде > не только в смысле Своего служения. Его благовестие неотделимо > от ветхозаветных пророчеств, которые указывают на путь человечества > к полноте времен, к совершенному торжеству Царства. > Почему в Евангелии тема конца Ветхого Завета переплетена с темой > Суда и темой конца истории? Вероятно, Христос сознательно сблизил > их, ибо существует таинственная связь между тремя событиями: > Воплощением, гибелью Храма и последним кризисом мира. > Явление Спасителя было началом "мессианской эры": Бог вошел в жизнь > человечества, приблизился к нему столь непосредственно, как никогда > прежде. Эта встреча и явилась Судом, который вступил в силу с того > момента, когда уничиженный Мессия, вестник любви и правды, поставил > людей перед выбором: принять или отвергнуть Его. > Ветхозаветная Церковь как носительница Откровения уже не раз была > судима Богом. Когда люди отказывались слушать Его слово, возвещенное > через пророков, они лишались небесного покрова и попадали в рабство > к язычникам. В 70 году этой трагедии суждено будет произойти вновь, > ибо "Иерусалим не узнал времени посещения своего". Но - жребий > Иерусалима есть прообраз длящегося Суда Божия; его испытывает > на себе и христианский мир: Рим, Александрия, Константинополь... > Новый народ Божий, приняв Завет Христов, несет ту же > ответственность, что и древний Израиль. Поэтому он будет постоянно > переживать "судные дни", доколе борьба добра и зла не достигнет > высшей точки напряжения, и тогда произойдет последний Суд, перелом, > прорыв истории за свои пределы, очищение и преображение мира... > Древние люди не могли представить себе Богоявления иначе, > как в ореоле космических катастроф. Поэтому, следуя обыкновению > пророков, и Сам Иисус говорил о гаснущем солнце и падающих звездах. > Однако символику этой апокалиптической иконы не следует принимать > за точное описание событий. > По существу евангельская эсхатология не сосредоточена на явных > знамениях Суда. Он совершается "неприметным" образом. С того времени > как Бог стал человеком, судится каждая душа. Беспечные и праздные > застигаются врасплох, как были застигнуты старейшины Иерусалима. > Говоря об этом, Иисус указывает не на отдаленное будущее, а на то, > что происходит сегодня и всегда: "Наблюдайте же за собою, > чтобы сердца ваши не отягощались хмелем, и опьянением, и заботами > житейскими и чтобы не настиг вас внезапно день тот, как сеть". > Близость Господа открыта лишь бодрствующим, прочие же остаются > слепыми и неподготовленными. "Как во дни Ноя перед потопом ели > и пили, женились и выходили замуж до того дня, как Ной вошел > в ковчег", так и в любую эпоху люди живут, не подозревая о близости > Судии.{Мф.24,37-42; Лк.17,26-30} > Заповедь быть постоянно собранными и готовыми предстать > перед Господом Иисус выразил в нескольких притчах, которые > рассказывал вслед за пророчеством о Конце. {Мф.24,43-51; 25,1-46; > Мк.13,32-37; Лк.12,35-48; 19,12-27; 21,34-36. Притча о минах у Лк, > очевидно, есть лишь вариант притчи о талантах.} Их главный мотив: > приход или внезапное возвращение того, Кто отсутствует. > Это относилось и к ожиданию Мессии, и к Суду над миром после Его > земного служения. Христос как бы готовил учеников к разлуке, > во время которой они не должны поддаваться расслабленности > и духовной спячке. > "Если бы, - говорил Он, - ведал хозяин дома, в какую стражу > {т.е. время суток} придет вор, он бодрствовал бы и не позволил > подкопать дома своего". Человек должен быть также подобен слуге, > которого господин оставил распоряжаться в доме. Благословен он, если > будет исполнять волю господина в его отсутствие. 'Если же скажет > злой раб в сердце своем: "медлит господин мой" и начнет бить других > рабов, таких же, как он, есть и пить с пьяницами, - придет господин > раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого > не знает, и рассечет его надвое {т.е. изобличит}, и подвергнет его > одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов'. > Царство Божие, приходящее неожиданно, Христос уподобил в другой > притче жениху, которого ждали однажды подруги невесты. По обычаю > им нужно было встретить его с горящими светильниками. Но из десяти > девушек лишь пять запаслись маслом для ламп. Жених задержался > в пути, и они заснули. В полночь раздался крик: "Жених идет!" > Предусмотрительные вышли к нему навстречу, а у остальных светильники > погасли - в них кончилось масло. Когда же они поспешили купить его > и вернулись, дверь была уже заперта, и жених не впустил их. > Быть готовым - значит трудиться для Господа. Об этом учит четвертая > эсхатологическая притча. Хозяин, уехав в далекую страну оставил > трем слугам разное количество талантов {талант - мера, равная 26 кг > серебра}. Двое постарались приумножить полученное, а третий > зарыл талант в землю. Вернувшийся господин по достоинству оценил > труд рачительных слуг, а нерадивого наказал. [ свящ. Александр Мень. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (14) www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_14.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:29-35; Лк.21:25-33; эпизоды NN137,138 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137) * * * ПО ТЕМЕ выпуска смотри также: * * > В.Н.Кузнецова: ...Сын человеческий, идущий на облаках... ***** www.messia.ru/rasylka/004/694.htm#0 * * > Она же: комм. на Мф.16:27 * * ("Сын человеческий придет в сиянии славы Отца Своего * * с Его ангелами и воздаст каждому по делам его") ***** www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1624-8.htm#s27 * * > Митр. Антоний Блум: Суд Божий как часть Благовестия ***** www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0 * * > Свящ. Яков Кротов: "От смоковницы возьмите подобие..." ***** www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_32.htm * * * ПО ТЕМЕ апостольского чтения смотри: * * > Н.Бердяев: Смысл истории: поляризация ***** www.messia.ru/rasylka/003/347.htm#0 * * > Я.Кротов о смысле истории и о том, почему Господь медлит ***** www.messia.ru/bibliotk/k/krotov/otvety01.htm#smist Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050223/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/23.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: 'В те дни, после той скорби, "солнце померкнет, / луна не даст света, звёзды падут с небес / и сотрясутся небесные силы", и увидят тогда: Сын человеческий идет на облаках / с великой силою и славою. Тогда пошлет Он ангелов / собрать избранных с четырех концов света - / от края земли и до края небес. Пускай вам примером будет смоковница: / когда ветвь ее набухает и распускаются листья, / знаете вы, что близко лето. Точно так же и здесь: / когда увидите, что всё это сбывается, / знайте: Он близок, у самых дверей! Верно вам говорю: / поколение это еще не сменится, / как всё уже сбудется. Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут!' (Мк.13:24-31) * * * *Прежде всего вы должны знать, что в последние дни появятся насмешники, идущие на поводу у собственных желаний. Они будут, насмехаясь, говорить: "Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось". ... Любимые мои, вот чего вы не должны забывать: для Господа один день - что тысяча лет и тысяча лет - что один день. Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись. А День Господа придет внезапно, словно вор. В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся и сгорят небесные тела и земля с ее делами будет признана виновной. И если всё будет так разрушено, какими же должны быть вы, какой святой и преданной Богу должна быть ваша жизнь, раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия Бога, когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся в огне! Мы ждем, как Он нам обещал, новых небес и новой земли, где будет обитать праведность. Вот почему, любимые мои, в ожидании этого старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире с Богом. А еще считайте, что безграничное терпение Господа - это ваш шанс на спасение, как об этом вам писал, с мудростью, данной ему Богом, и наш любимый брат Павел.* (2Пет.3:3-4,8-15) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |