Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 6 марта ст.ст., сб 1-й седмицы Великого поста. литургические чтения: Евр.1:1-12; Мк.2:23-3:5 *. > Суббота, день Творения мира, день "мира сего", стала - во Христе - > днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы > произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь "исполнив > все дела Свои" почил (уснул) во гробе. На следующий день, "первый > день после субботы", Жизнь воссияла из животворящего гроба, > мироносицам было сказано: "Радуйтесь!", ученики "от радости еще > не верили и дивились" (Лк.24,41), и начался первый день Нового > Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него > в воскресенье. Но она всё еще живет и странствует в "мире сем", > который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, > как говорит св. Апостол Павел: "вы умерли, и жизнь ваша сокрыта > со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда > и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3,34). > Всё это объясняет единственное в своем роде место субботы - 7-го > дня - в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника > и как дня смерти. Это праздник, потому что в "мире сем", в его > времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому > что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением > Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, > потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, > преображение уже за пределами Смерти в "будущем веке". Богослужебное > значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими > субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было > возвещением и "уверением" общего воскресения; и Великая и Святая > Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом > в новую жизнь Нового Творения. > В течение Великого Поста - это значение суббот выявляется особенно > ярко, т.к. цель Поста - именно восстановить христианское значение > времени как приготовления и странничества: "... прошу вас, как > пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих > на душу" (1Петр.2,11). Эти субботы связывают великопостный подвиг > с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, > духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть > "евхаристический" день, отмеченный совершением Божественной Литургии > Иоанна Златоуста, - а Евхаристия всегда означает праздник. Однако, > особый характер этого праздника состоит в отнесенности к Великому > Посту, как странствию, терпению и подвигу. Это как бы "передышка", > цель которой - заставить нас задуматься над конечной целью > этого паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений > из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот > из Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения, > странствования, обещания, веры в грядущее. > В первую субботу мы слышим величественное вступление Послания > (Евр.1,1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления > и вечного Царства Божия: > Многочастне и многообразно | Бог, многократно и многообразно > древле Бог глаголавый отцем | говоривший издревле отцам > во пророцех, в поcледок | в пророках, > дний сих глагола нам в Сыне, | в последние дни говорил нам в Сыне, > Егоже положи наследника всем, | Которого поставил наследником всего, > Имже и веки сотвори... | через Которого и веки сотворил... > Ты же тойжде еси, | Ты тот же > и лета Твоя не оскудеют. | и лета Твои не кончатся. > Мы живем в "эти последние дни" - дни высшего подвига. Во времени > мы всё еще в "сегодня", но конец приближается. <...> > <.....> > Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия > от Марка и тоже имеют свою последовательность. > Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение > этой последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты > еврейских суббот и говорит (Мк.2,27-28): > ... Суббота человека ради бысть, | ... Суббота для человека, > а не человек для Субботы. | а не человек для Субботы: > Тем же господь есть | посему Сын Человеческий > Сын Человеческий и Субботы. | есть господин и Субботы. > Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. <....> [ Протопр. Александр Шмеман. ВЕЛИКИЙ ПОСТ (4.2) www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.12:1-13; Лк.6:1-10; эпизоды NN46-47 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#46) * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * ++ Митр. Антоний Блум: + Иисус, суббота, фарисеи www.messia.ru/rasylka/004/718.htm#0 + Об исцелении в субботу человека, имевшего сухую руку (Мк.3:1-5), о "гневе" Христа www.mitras.ru/mark/mk_3.htm + О великопостных евангельских чтениях (субботних и воскресных) www.mitras.ru/h_d/hd12.htm ++ А. Даниель-Ропс: от Ветхого Завета к Новому www.messia.ru/bibliotk/d/rops/ovvsp.htm#otvzkn ++ апостол утверждает единство Ветхого и Нового заветов... www.bible-center.ru/note/20031201/odp3 ++ Уильям МакДональд - краткий комм. к Посланию Евреям www.libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/comment_Bible/Macdonald/Hebrews.htm ++ Пособие к проведению Великого поста, день 6 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/035_gl06.html Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050319/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/19.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Многократно и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную. Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен. Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог: "Ты - Мой Сын, сегодня Я стал Отцом Тебе"?! И еще: "Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном". И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит: "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!" Об ангелах Бог говорит: "Он Себе назначает в вестники ветер и в слуги - пламя огня". О Сыне же Он говорит: "Престол Твой, о Боже, на веки веков. Жезлом справедливости правишь Ты в Царстве Своем. Ты праведность любишь, порок ненавидишь. И поэтому Бог Твой, о Боже, возвысил Тебя над сподвижниками, елеем восторга помазав Тебя". И еще Он говорит: "Это Ты, о Господь, изначально заложил основанья земли, небеса - это тоже дела Твоих рук. Погибнут они - но Ты остаешься. Они, как плащ, обветшают, Ты свернешь их, подобно одежде, переменишь, как плащ, их - они переменятся. Но Ты всегда тот же, и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) |
||||
|
|
![]() |