Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 20 марта ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста. литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51. > <...> Веру связывают обычно с понятием религии. Но вера - понятие > гораздо более широкое. Она определяется в Священном Писании, > в Послании к Евреям, как уверенность в невидимом (Евр.11:1). > И можно сказать, конечно, что так как Бог невидим, неосязаем, то > в первую очередь понятие веры относится к Нему. Но есть другие вещи, > в которых мы так же твердо и ясно уверены, как верующий уверен > в существовании Бога. > Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы 'Украина'. > Ко мне подошел молодой человек и говорит: 'Судя по вашему платью, > вы верующий, священник?' Я ответил: 'Да'. - 'А я вот в Бога > не верю...' Я на него посмотрел, говорю: 'Очень жаль!' - 'А как вы > мне докажете Бога?' - 'Какое доказательство, какого рода > доказательство вам нужно?' - 'А вот: покажите мне на ладони вашего > Бога, и я уверую в Него...' Он протянул руку, и в тот момент > я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: 'Вы женаты?' > - 'Женат.' - 'Дети есть?' - 'И дети есть.' - 'Вы любите жену?' - > 'Как же, люблю.' - 'А детей любите?' - 'Да.' - 'А вот я не верю > в это!' - 'То есть как: не верю? Я же вам говорю'... - 'Да, но я всё > равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее > посмотрю и поверю...' Он задумался: 'Да, с этой точки зрения > я на любовь не смотрел!..' > Если развить понятие веры как внутреннего опыта, тогда можно прийти > к заключению, что вера - нечто гораздо более широкое, чем просто > религиозное понятие. Я люблю кого-то или кто-то любит меня; какое > этому можно искать доказательство, как можно на ладони показать > любовь?.. В продолжение того разговора этот молодой человек > мне сказал: 'Да ведь я могу вам доказать свою любовь к жене: я ей > подарки делаю; я ее и детей содержу!..' Я возразил: 'Это > не доказательство вашей любви. Это может просто означать, что > вы боитесь жены или что общественное давление вас к тому побуждает, > но ваши поступки не свидетельствуют обязательно о любви'. > В том же порядке можно говорить и о других вещах. Например: > нет человека, который не отозвался бы на картину, на музыкальное > произведение, на красоту природы, и не воскликнул бы: 'Как это > прекрасно! Какая красота!..' А докажи эту красоту!? Нельзя разложить > красоту на линии и краски; ведь само сочетание этих красок и этих > линий не обязательно создает красоту. Когда мы видим закат > или восход солнца и восклицаем: 'Какая красота!' - мы не можем > ее объяснить. То же самое происходит и с музыкой: мы вслушиваемся > в музыкальное произведение, которое нас уносит куда-то в глубины > нашего сознания, в глубины нашего естества, бытия; и мы его > переживаем как красоту. Таким образом, мы приобщаемся этой красоте, > красота до нас доходит как переживание, как наш личный внутренний > опыт. Так же и любовь. Мы любим человека не за что-нибудь, мы любим > его не потому, что он особенно красив, умен, талантлив; мы любим его > потому, что от него идет как бы излучение, нечто, что нас пленяет; > мы смотрим на человека и видим в нём красоту. И вот этот опыт любви, > красоты, который раскрывается нам и в музыке, и в живописи, > и в природе, - он-то и называется верой на языке Послания к Евреям, > написанного еще в I веке христианской эры. Это уверенность, > но основанная не на том, что можно что-то доказать, чего-то > коснуться рукой или увидеть, - это непосредственный, прямой опыт. > И вот над этим стоит задуматься, потому что если мы переживаем > любовь, природу, искусство и наш религиозный опыт как возносящую нас > красоту, приобщаясь которой мы становимся глубокими, чуткими, > новыми, то можно сказать, что за этим переживанием есть какая-то > истина, какая-то реальность. Во всяком случае можно поставить вопрос > о той реальности, которая стоит за переживанием. > <.....> > <...> Церковь является местом встречи - встречи между Богом > и человеком. Но встреча - всегда явление взаимное: нельзя встретить > человека без взаимности, без ответного какого-нибудь отклика. > И в этом отношении, даже когда в нас есть только крупица веры, > только искра любви, только капля надежды, мы можем с уверенностью > сказать, что встреча совершится. > Некоторые из вас, наверное, помнят, как Христос спросил человека: > можешь ли верить хоть немножко, потому что вере всё возможно?.. > Вот это слово 'немножко' так важно для нашего сознания в Церкви. > Никто из нас не может говорить, думать, мечтать о том, чтобы > отозваться на любовь Божию - да даже и на человеческую - со всей > глубиной, какой она заслуживает. [ Митрополит Сурожский Антоний. ВСТРЕЧА С БОГОМ ЖИВЫМ www.mitras.ru/voidu/voidu.htm ] ====================================================== ==== === == = + протопр. Александр Шмеман: воскресенья Великого поста... : www.messia.ru/rasylka/004/719.htm#0 + митр. Сурожский Антоний - УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА : www.mitras.ru/h_d/hd23.htm + Свящ. Александр Борисов: Религия и вера : www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил www.messia.ru/rasylka/004/719a.txt + Свящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом : www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0 + О том же - Яков Кротов : www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm + Свящ. Александр Мень. : Проповедь в НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ : www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html : + Кристоф Шёнборн об иконоборческих спорах... : www.krotov.info/libr_min/sh/shtraus/shon_04.html + О ТОМ ЖЕ - Ярослав Пеликан www.krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html - Михаил Поснов www.krotov.info/history/00/posnov/15_posn.html - Антон Карташев www.krotov.info/history/08/787_kar.html - Каллист Уэр www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html (гл. "Святые иконы") - Александр Шмеман www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_05.html (2-3) + Ален Безансон об изобразительном искусстве в христианстве www.krotov.info/libr_min/b/bezan1.html + Свящ. Александр Борисов: "Быть может, самой яркой иллюстрацией неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви являются те проповеди, которые произносятся в день празднования Торжества Православия..." www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html (гл. "Духовное младенчество") * - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - * Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050320/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/20.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Благодаря вере Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочел делить тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха. Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде. Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева - он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ... Но ст`оит ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса. Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.* (Евр.11:24-28,32-12:2) |
||||
|
|
![]() |