Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 4 апреля ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *. * 5 апреля ст.ст., пн 6-й седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.48:17-49:4 [Пророк от имени Бога возвещает, что только благочестивые израильтяне освободятся из вавилонского плена; язычникам возвещается, что Бог избрал израильский народ для исполнения Своих особых намерений.] # Быт.27:1-41 [Благословение Исааком Иакова вместо Исава; благословение им Исава; вражда Исава против Иакова.] # Притч.19:16-25 [О значении благотворительности (16-17,22). Об обязанности отца учить и воспитывать сына, и об обязанности сына слушать наставления отца, чтобы быть мудрым (18-20). О страхе Божьем (23); о вреде лености (24); о пользе наказаний и обличений (18,25).] > <...> Под "воспоминанием" <Иоанн Златоуст> подразумевает созерцание > смерти Христовой и трепет души, в виду совершаемого по слову > Господа. Поэтому он часто называет Евхаристию страшной жертвой, > огнем опаляющим. 'Размышляй о приобщении этой страшной трапезы, - > говорит Златоуст, - о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе > его, и о том, какая требуется от приступающего душа, чистая > от всякой скверны и нечистоты и изгнавшая из себя беззаконные > помыслы' {Гомилия 24-я на Бытие ...}. (продолжение) > О таком же созерцании Евхаристии говорит св. Ефрем Сирин: 'Последуй > за Ним на ту вечерю, на которой Он преподал Своим ученикам святые > Тайны. Как благоразумный наблюдай, как и ноги омывает ученикам... > Всмотрись в это, брат, и, прославляя, поклоняйся Его благоволению. > Обрати внимание, как, благословляя хлеб, преломляет его во образ > собственного Своего пречистого Тела, и как опять благословляет чашу > во образ Крови, и дает Своим ученикам - и будь сопричастником > Его Тайн. И, исшедши оттуда, войди со своим Владыкой во двор > беззаконного Каиафы... последуй за Ним и на крестное место... > смотри, как кровь и вода истекли из ребра Его, на искупление > души твоей, брат. Смотри внимательно, где Его полагают, утренюй > с женами ко гробу Его, узри ангелов там предстоящих, слушай, > что ангелы говорят женам: 'Он воскрес, как сказал'. Смотри на это > как благоразумный, совершенный, несомненно веруя, что > совершившееся - истинно. Ибо, если всего этого не созерцаешь ясно > очами веры, то не можешь возвыситься с земли на небо и духовно > взирать на страдания Христа' {}. 'Огонь и дух даровал Он нам > телесным есть и пить, то есть Тело Свое, а также и Кровь' {}. > Конечной целью совершения Евхаристии является не поклонение > Телу Христову, не культ Божественного Тела, как учило схоластическое > богословие, а причащение этого Тела и Божественной Крови, которыми > каждый соединяется со Христом и все мы вместе составляем Его тело. > О значении причащения Святых Тайн Златоуст говорит: 'Помысли, какой > чести ты удостоен, какой наслаждаешься трапезой!... Делаемся одним > телом и одной плотью со Христом... Сам питает нас собственной Кровью > и через всё соединяет нас с Собой' {Гомилия на Матфея 82-я ...}. > О том же св. Иоанн Дамаскин говорит: 'Так как мы причащаемся > от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единой > кровью и членами друг друга, составляющими одно тело со Христом' > {Точное изложение православной веры, с. 225}. > В толковании на слова апостола Павла: 'Хлеб, который мы преломляем, > не есть ли общение (koinwnia) Тела Христова?' - Златоуст спрашивает, > почему апостол употребил это слово, а не metoci (участие), > и разъясняет, что первое означает высшее, внутреннее единение. > 'Как тело соединено со Христом, так и мы через этот хлеб соединяемся > с Ним. Что такое этот хлеб? Тело Христово. Чем делаются > причащающиеся? Телом Христовым' {Гомилия 24-я на Первое послание > к коринфянам ...}. Далее Златоуст объясняет, почему важно причащение > Телом Христовым. 'Он не просто дал Свое тело, но вместо прежней > плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, > была умерщвлена грехом и лишена жизни, Он принес, так сказать, > другой состав и другую закваску, Свою плоть, которая хотя > по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни, и всем > преподал ее, чтобы, питаясь ею и отложив прежнюю, мертвенную > (плоть), мы уготовились посредством этой трапезы в жизнь > бессмертную' {там же}. На то же значение причащения Святых Тайн > указывает св. Ефрем Сирин: 'Хлеб Твой умерщвляет того лютого Гелиона > {<=дьявола>}, который сделал нас своим хлебом. Чаша Твоя истребляет > смерть, которая, я вижу, пожирает наш род. Тебя, Господи, мы едим > и пьем, не с тем, чтобы Ты исчезал, но чтобы нас восстанавливал' {}. > Эту же цель причащения Святых Тайн Златоуст излагает в своей анафоре > словами: 'Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление > грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия > Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение'; > а св. Василий Великий словами: 'Нас же всех, от единаго хлеба и чаши > причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго > причастие: и ни единаго нас в суд или осуждение сотвори причаститися > святаго Тела и Крове Христа Твоего: но да обрящем милость > и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, праотцы, > отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, > мученики, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, > в вере скончавшимся'. > Спасительное значение причащения Святых Тайн делало его обязательным > для всех участников Евхаристии. Св. Иустин Мученик в описании > Евхаристии говорит: 'Так называемые у нас диаконы дают каждому > из присутствующих причащаться хлеба, над которым совершено > благодарение, и вина с водой, и относят к тем, которые > не присутствовали' {Апология 1-я, гл. 65}. Более того, в условиях > гонения многие христиане причащались ежедневно Святыми Дарами, > принесенными из евхаристического собрания. Об этом говорит > Тертуллиан {О молитве, гл. 19}. Св. Василий Великий об этом же > писал: 'Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать > святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: > ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный... Впрочем, > мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, > в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память > какого святого' > {Письмо 89 (93) к Кесарии, жене Патриция, о приобщении ...}. > Наряду с этим в том же IV веке имели место уклонения от причащения, > против чего Церковь принимала законодательные и пастырские меры. > Из законодательных известны 9-е правило Апостольское, гласящее: > 'Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но > не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние > в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного', > и правило 2-е Антиохийокого собора (341 г.): 'Все, входящие > в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению > от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся > от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви'. > Многие из уклоняющихся от св. Причастия объясняли это своим личным > недостоинством. Св. Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: > 'Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока > дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за всё время? > А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему?.. > И думаешь умилостивить Бога?.. Ты шутишь, человек! Говорю это > не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более > желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам' {}. > Нечто подобное передает св. Иоанн Кассиан Римлянин в собеседовании > аввы Феоны: 'Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны > уклоняться от святого Причастия... И кто чище будет духом, тот > тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, > нежели к возношению... Мы не должны устраняться от причащения > Господня из-за того, что сознаём себя грешниками, но еще более > и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души > и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, > считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше > врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно > принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя > в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных > таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только > святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением > благодати делают нас чистыми и святыми' {}. [ Николай Успенский. АНАФОРА www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34; эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122) *-> Яков Кротов: просьба сыновей Зеведеевых... www.messia.ru/rasylka/004/747.htm#0 *-> Другие его размышления: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_20.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm *-> Комментарий В.Н.Кузнецовой на Мк.10:35-45 www.messia.ru/rasylka/003/400.htm#0 *-> митр. Антоний Блум: 2 проповеди о прп. Марии Египетской: www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 (1977г.) www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 (1990г.) *-> Свящ. Александр Шмеман: ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА www.messia.ru/rasylka/002/038-44.htm#N43 *-> митр. Антоний Блум: МЫСЛИ О ПОСТЕ (15.IV.2000) www.mitras.ru/archive/050416.htm Чтения воскресенья в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050417/orth?cont=rv_ru Чтения понедельника в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050418/orth Эти дни в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/17.htm http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/18.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим". Он спросил: "Что для вас сделать?" Они ответили: "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую". Иисус сказал им: "Вы не знаете, чего пр`осите. Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?" Они ответили: "Можем". Но Иисус сказал им: "Чашу, которую Я пью, вы выпьете и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь. А сесть по правую руку Мою или по левую - дать это не в Моей власти: там сядут те, кому предназначено Богом". Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. Но Иисус, подозвав их, сказал: "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так! Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом. Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45) * * * *Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24, новый перевод РБО) |
||||
|
||||
|