Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 6 апреля ст.ст., вт 6-й седмицы Великого поста. {Память свт. Мефодия, архиеп. Моравского, +885} церковные чтения (паремии): # Ис.49:6-9 [Пророчество о Мессии, через которого Бог возратит остатки Израиля и которого Он соделает светом всех народов: к Нему, уничиженному и презираемому всеми, придут поклониться правители земли; Господь соделает Его заветом для народов, чтобы дать узникам свободу; они не будут терпеть голода и зноя, ибо Бог, милующий их, утешит их.]v # Быт.31:3-16 [Бог повелевает Иакову возвратиться на родину, в землю своих предков; Иаков сообщает своим женам Рахили и Лии об этом повелении; жены советуют Иакову исполнить повеление.] # Притч.21:3-21 [Соблюдение правды угодно Богу; прилежание сопровождается достатком; надменность - грех, сокровища, приобретенные ложью ведут к смерти (3-6). За неправды нечестивые подвергаются гибели; лучше жить под открытым небом, чем в разукрашеном доме с неправдой (7-10). Кто не будет внимать воплю бедного о помощи, тот и сам не будет никем услышан во время нужды (13-21).] > Св. Иоанн Кассиан приводит интересный ответ аввы Серена на вопрос: > 'Почему одержимые злыми духами отлучаются от причащения Господня?' - > 'Если мы будем иметь такое мнение, веру, что всё производится > Господом и всё делается для пользы душ, то не только нисколько > не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как > о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным > расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все > члены. Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем > вполне усовершенствоваться... А святое Причастие нашими старцами, > помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что, если бы > возможно было, даже ежедневно надобно преподавать им его... Будучи > принято человеком, оно, как пламя пожигающее, прогоняет того духа, > который в его членах заседает или скрывается... Ибо враг больше > и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что > он отлучается от небесного врачевства, и тем злее и чаще будет > мучить, чем дольше он будет уклоняться от духовного врачевства' {}. > Интересные суждения о спасительном значении причащения именно > для грешников мы находим у препп. Варсануфия и Иоанна в 'Ответах > на вопрошания учеников'. 'Не воспрещай себе приступать, осуждая > себя, как грешного, но признавай, что грешник, приступающий > к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим > приступавших к Нему с верой и слышавших оный Божественный голос: > "Отпускаются тебе грехи твои многие". Если бы приступавший к Нему > был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник > и должник, то и получил прощение грехов. Послушай Самого Господа, > Который говорит: "Я пришел призвать не праведников, а грешников > к покаянию" - и еще: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные". > Итак, признавай себя грешным и больным и приступи к могущему спасти > погибшего' (ответ 460) {Преподобных отцов Варсануфия Великого > и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания > учеников ...}. > 'Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие > милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств > Сам Господь, сказавший: "Я пришел призвать не праведников, > но грешников к покаянию" - и еще: "Не здоровые имеют нужду во враче, > но больные..." И никто не должен признавать себя достойным > причащения, а говорить: Я недостоин, но верую, что освящаюсь > причащением, и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим > Иисусом Христом' (ответ 461) {}. > Спустя 400 лет после Златоуста и Иоанна Кассиана (+435) св. Феодор > Студит писал: 'В воскресенье еще бывают приступающие к таинствам, > когда же литургия бывает в другой день, никто не подходит. Даже > в монастыре каждый день, бывало, причащались желающие, а ныне очень > редко это бывает, и даже совсем не встретишь этого нигде' {}. Причин > к изменению отношения христиан к Евхаристии было несколько. > Наступление для христиан спокойной жизни после более чем > двухсотлетнего гонения на них притупило ту бдительность, которая > заставляла их постоянно думать о мучениях и смерти. Союз Церкви > с государством в известной мере содействовал организации церковной > жизни в общегосударственном масштабе, но вместе с этой организацией > устанавливалось внешнее благочестие. В IV веке Евхаристия, > как правило, совершалась в воскресные дни и в дни малочисленных > в то время праздников, иногда еще в субботы. В Кесарийской Церкви > при св. Василии Великом Евхаристию совершали четыре раза в неделю: > в воскресенье, среду, пятницу и субботу, а также в дни памяти > святых. Из слов св. Иоанна Златоуста: 'Разве мы не приносим жертву > каждый день?' можно сделать вывод, что в Константинополе в его время > Евхаристия совершалась если не ежедневно, то несколько раз в неделю. > Если участие в Евхаристии всей церковной общины один раз в неделю > во время Иустина Мученика, Иринея Лионского и Киприана Карфагенского > было делом вполне возможным, то такое же полночисленное > евхаристическое собрание три, четыре и более раз в неделю и в их > время едва ли было возможным. Во время же Василия Великого и Иоанна > Златоуста это тем более было затруднительным уже по одной причине > увеличения численности членов церковной общины. Во время св. Иоанна > Златоуста в Константинополе насчитывалось около 100 тысяч населения > {Св. Иоанн Златоуст. Гомилия на Матфея 85-я ...}. Трудно себе > представить всё это население, в большинстве своем православное, > участвующим в Евхаристии хотя бы только в воскресный день, и как > можно было в этих условиях установить тех, кто, согласно 9-му > Апостольскому правилу и 2-му правилу Антиохийского собора, подлежал > отлучению за уклонение от причащения Святых Тайн, даже при наличии > в столице многих церквей {}. Профессор-протоиерей Н. Афанасьев > указывает еще ряд обстоятельств, которые в дальнейшем еще более > усложняли проблему участия народа в Евхаристии, причем все эти > обстоятельства, как это ни кажется парадоксальным, вызывались > соображениями благочестия. Таким обстоятельством было введение > в монастырях ежедневного совершения Евхаристии, что не было > тождественным ежедневному келейному причащению пустынников, > о котором пишет св. Василий Великий (см. выше). У благочестивых > монахов ежедневное совершение Евхаристии вызывало сомнение > в возможности ежедневного причащения и представление, что это могут > позволять себе 'только святые, непорочные', о чем пишет св. Иоанн > Кассиан, в глазах же нерадивых литургия становилась одной из рядовых > служб суточного богослужебного круга. Вторым таким обстоятельством > была установившаяся к концу VI века практика тайного чтения > евхаристических молитв. Эта практика вводилась из соображений > поднятия благочестия как disciplina arcani, но трагедия заключалась > в том, что применявшееся в древности в отношении оглашенных стали > применять к верным. В результате на долю последних оставалось > слышание отдельных фраз, 'вырванных' из контекста анафоры и потому > далеко не для всех понятных, что не могло не отразиться > на сознательном участии народа в Евхаристии. И, наконец, иконостас, > отделивший алтарь от храма, скрыл от взоров народа видимую сторону > совершаемой Евхаристии. В результате всего этого 'Евхаристия, - > говорит профессор-протоиерей Н. Афанасьев, - становится великой > мистерией, но не в новозаветном смысле, а почти что > в эллинистическом' {Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня ...}. > В связи с этим профессор-протоиерей Н. Афанасьев приводит > слова апостола Павла: 'Я от Господа принял то, что и вам передал, > что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, > возблагодарив, преломил и сказал' - и добавляет от себя: 'Но всё это > оказалось закрытым от верных' {там же}. Парадокс между догматическим > учением о Евхаристии и литургической практикой особенно ощущается > в так называемых заупокойных литургиях, где Евхаристия становится > молитвой за умерших, тогда как и по Священному Писанию и по учению > отцов Церкви это прежде всего таинство для причащения Телом и Кровью > Христовыми живых членов Церкви. [ Николай Успенский. АНАФОРА www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ] Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050419/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/19.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца. Поступающий праведно и справедливо угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ... Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде. Кто добивается богатства ложью - гонится за пустотой, стремится к смерти. Злодеяния нечестивцев их же и погубят: ведь они отказались поступать справедливо. ... Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят. ... Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится. Кто любит веселье, не знает достатка, кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ... Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает. Кто стремится к праведности и верности, найдет и жизнь, и праведность, и почет.* (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый перевод РБО) * * * *И теперь говорит Господь (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова и собрался бы к Нему весь Израиль; я славен в очах ГОСПОДА, мой Бог стал моей силой) - говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля, - Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!' *Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт, кто в презрении у народов, рабу владык: - Увидев тебя, цари будут вставать, владыки будут падать ниц, ради ГОСПОДА (верен Он!), ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!). *Так говорит Господь: - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья, в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню, ты - Мой договор с народом: ты возродишь землю, раздашь запустевшие владенья, скажешь узникам: 'Выходите!' - скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!' *Вдоль дорог они пастбища себе найдут, все голые холмы станут пажитями для них.* (Ис.49:5-9, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов) |
||||
|
||||
|