Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 29 июня ст.ст., вт, память первоверховных апостолов Петра и Павла, ок. 67. литургические чтения: 2Кор.11:21-12:9; Мф.16:13-19. > Петр (I). Галилейский рыбак по имени Шимон (в греческом произносится > как Симон или Симеон). Иисус дал ему арамейское имя Кепа - > в греческом произношении Кифа - что означает 'Камень'. Сам же Иисус > перевёл это имя на греческий - 'Петр', и именно в греческом варианте > это имя закрепилось. Еще Симона звали просто по отчеству ('сын Ионы' > или 'сын Иоанна' - очевидно, и отец его произносил своё имя > не только на еврейский манер, но и на греческий). Симон и его брат > Андрей дружили с Иаковым и Иоанном, сыновья Зеведея, у них было > нечто вроде рыбацкой артели. Петр не имел богословского образования > на уровне, в его эпоху считавшемся высоким, но не был он > и равнодушным к вере человеком, который вдруг случайно повстречался > со Христом. Вместе с братом и друзьями Петр отправился к Иоанну > Предтече, и именно там встретились с Иисусом. Рассказ евангелиста > Марка о призвании Петра и Андрея просто умалчивает об этой > предыстории. <....> Петр, по преданию, рассказывал своему ученику > Марку о Спасителе; действительно, в Евангелии от Марка и связанных > с ним местах других евангелистов много мест, где Петр выставлен > в настолько неблагоприятном виде (вспыльчивый, дерзкий, > не понимающий Господа), что вряд ли кто-либо из христиан, > кроме самого Петра, решился бы так критично о нём отзываться. Именно > Петру Христос поручает 'пасти Своих овец', именно Петра делает > первым среди учеников, не боясь зависти со стороны других учеников. > Зависть была, если не у апостолов, то у их последователей, > и на протяжении веков о Петре судили на редкость различно. Важно, > впрочем, что никто не отрицал высоты, на которую Господь поставил > Петра; единственное, на что решались толкователи, так это > на заявления, что и все вообще христиане призваны к такой же высоте. > Петр первым увидел воскресшего Иисуса, однако вернулся в Галилею > к рыбацкому своему занятию: видимо, решил, что если Господь воскрес, > то и нечего беспокоиться, а дела не ждут. Христос Сам пришёл к нему > и позвал за собой в который уже раз. После Вознесения Петр, > без сомнения, является лидером среди иерусалимских христиан. Именно > Петру было замечательное видение: Господь заставлял его есть пищу, > которую евреи считали нечистой, показывая, что Бог может изменить > критерии чистоты, расширив их. Последний раз Деяния упоминают его > во время участия в Иерусалимском соборе, который разрешил крестить > язычников, не требуя от них соблюдения ветхозаветных обрядов. > Из писем Павла мы узнаём, что после собора Петр по крайней мере > однажды, не нарушая постановлений собора, не решился, однако, > защитить христиан-язычников от недружелюбия иудео-христиан. > Это показывает, что и во главе Церкви, уже умудрённый опытом и Духом > Святым, Петр всё же оставался лишь человеком, в поведении своём > способным на слабость. Церковное предание утверждает, что Петр умер > в Риме как мученик во время гонений Нерона, и оснований не доверять > этому преданию нет. > В <Новом Завете есть> два послания, приписываемые Петру. Первое > из них написано Петром почти несомненно (<...> послание написано > на очень хорошем греческом языке - но это уже, видимо, заслуга > переводчика). Второе лишь во второй половине IV века было признано > на Западе подлинным; впрочем, если оно и не написано Петром, > а позднее, оно не противоречит учению Церкви, в том числе и Петра. > Вместе с 12 апостолами ему празднуется 30 июня / 13 июля. > 16/29 января празднуется Поклонение честным веригам ап. Петра. > Сами вериги хранятся в Риме; слово это означает "цепи" обычно > связывается с веригами, которые надевали на себя юродивые > или некоторые подвижники для вящщего укрощения плоти. Но на апостола > Петра вериги было возложены не по его воле, а тюремщиками, > и не для укрощения тела, а прямо наоборот - для укрощения его духа. > Не удалось: когда апостол был скован впервые, его освободил из оков > ангел; много лет спустя его вновь заковали - и он был освобожден > мученической смертью на кресте. Праздник цепей возник в Риме, где > с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В 430-е > годы ее перестроили на деньги византийской принцессы Евдокии <...>. > В V столетии появилось предание, что эта церковь стоит на месте > тюрьмы, где был 'в узах' ('ad vincula') апостол Петр во время > пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви > хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме: якобы > ее прислала в Рим императрица Евдокия. В Риме освящение этого храма > стали праздновать 1 августа, а со временем этот праздник > стал посвщяаться специально 'веригам Петра'. Память Петра 29 июня / > 12 июля, КЦ 29 июня. Петра на Западе именуют 'принцем апостолов'. > На русский язык это выражение обычно переводят как 'князь > апостолов', хотя латинское 'принц', 'принцепс' означает просто > лидера, вождя. В греческом языке этому термину соответствует слово > 'корифей' (которое прилагается и к Петру, и к Павлу), первоначально > обозначавшее руководителя хора в аттической драме (а в современном > балетном искусстве означающее солиста, исполняющего главную партию). > На Западе Петру и Павлу еще с IV в. праздновали 29 июня, на Востоке > же первоначально праздник приходился на 28 декабря. Вместе > с апостолом Павлом Православная Церковь празднует ему 29 июня / > 12 июля, Петру празднуется вместе с ап. Павлом, причем предваряется > этот праздник многодневным постом и называя его днем Святых > и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба апостола - > люди, достаточно разные по происхождению (рыбак > и ученый-аристократ), по стилю мышления, по пути в Церковь, > по призванию (Петр проповедовал иудеям, Павел - язычникам). Общего > у них - чуткость к голосу Бога. Конечно, им были явлены и внешние > знамения: Петр был поражен тем, как ловится рыба в присутствии > Христа, Павел упал с коня оземь при виде Божественного Света. > Но мы-то ведь и когда рыба идет в наши сети, и когда неведомая сила > преодолевает нас - как часто лишь отряхиваемся, словно собаки, > и бежим по своим делам. Петр и Павел не вышли сухими из вод > крещения - они погрузились в дела, в проповедь, в гонения - > и в святость. Их титулы длинны и не совсем понятны, особенно > "всехвальные". Ведь не все их хвалят, не одни христиане на земле, > и не за всё их хвалят: неизвестно, что хуже - как Петр из трусости > изменять Христу, когда Того гонят, или как Павел - из благочестия > гнать христиан. Апостолы на свой счет не обманывались: Петр не скрыл > от Церкви своей измены, а Павел до конца жизни называл себя > "извергом" среди христиан (в переводе со славянского это гулкое > слово означает всего-навсего "выкидыш"). Да, их рождение к вечной > жизни было далеко не естественным, благодать выдавила Петра и Павла > на свет. "Всехвальны" они потому, что прославил их Творец всего. > А "первые" и "верховные" они не по времени призвания (первый - > Андрей) и не по месту в иерархии (апостола Петра признают 'первым' > все христиане, но в совершенно разных смыслах, и многими > его первенство сводится до чисто символической <...>). Проповедуя > Евангелие, тысячи людей они пропустили вперед себя ко Христу, > поставили выше себя так, что об ап. Петре трудно даже точно сказать, > что он был первым главою римских христиан, а ап. Павел точно ничего > не возглавлял. Петр и Павел были проворны, инициативны, > внимательны - все качества хороших слуг. Первоверховными стали > слуги, не те, кто принимал служение (что уж говорить о судьбе тех, > кто отверг апостольские услуги!). Иисус, когда назвал апостола > "Петр" ("камень") и сказал, что на этом камне будет стоять Церковь, > уже улыбался относительности всех измерений мира сего. В Церкви > последние - вот первые, ее нижние камни - вот ее верх. > С человеческой точки зрения Церковь как бы стоит на голове - точнее, > на главах. А дело просто: у Церкви фундамент не в земле, > а в небесах. [ Из Словаря святых Якова Кротова. АПОСТОЛ ПЕТР. www.krotov.info/saints/01/00218.html |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|