=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

 

* 29 июня      ст.ст., вт,
  память первоверховных апостолов Петра и Павла, †ок. 67.
  литургические чтения: 2Кор.11:21-12:9; Мф.16:13-19.



> Петр (I). Галилейский рыбак по имени Шимон (в греческом произносится
> как  Симон  или  Симеон).  Иисус  дал  ему  арамейское   имя Кепа  -
> в  греческом произношении Кифа - что означает 'Камень'. Сам же Иисус
> перевёл это имя на греческий - 'Петр', и именно в греческом варианте
> это имя закрепилось. Еще Симона звали просто по отчеству ('сын Ионы'
> или  'сын  Иоанна'   -   очевидно,   и  отец его произносил своё имя
> не  только  на еврейский манер, но и на греческий). Симон и его брат
> Андрей  дружили  с  Иаковым  и  Иоанном, сыновья Зеведея, у них было
> нечто  вроде рыбацкой артели. Петр не имел богословского образования
> на  уровне,   в  его  эпоху  считавшемся  высоким,   но  не  был  он
> и  равнодушным к вере человеком, который вдруг случайно повстречался
> со  Христом.  Вместе  с  братом  и друзьями Петр отправился к Иоанну
> Предтече,  и  именно  там встретились с Иисусом. Рассказ евангелиста
> Марка   о  призвании  Петра  и  Андрея  просто  умалчивает  об  этой
> предыстории.  <....>  Петр,  по преданию, рассказывал своему ученику
> Марку о Спасителе;  действительно,  в Евангелии от Марка и связанных
> с  ним  местах  других евангелистов много мест,   где Петр выставлен
> в   настолько    неблагоприятном    виде    (вспыльчивый,   дерзкий,
> не  понимающий  Господа),     что   вряд  ли  кто-либо  из христиан,
> кроме самого Петра, решился бы так критично о нём отзываться. Именно
> Петру  Христос  поручает  'пасти  Своих  овец',  именно Петра делает
> первым  среди учеников, не боясь зависти со стороны других учеников.
> Зависть   была,    если   не  у  апостолов,  то у их последователей,
> и  на  протяжении  веков о Петре судили на редкость различно. Важно,
> впрочем,  что  никто  не отрицал высоты, на которую Господь поставил
> Петра;    единственное,   на  что  решались  толкователи,   так  это
> на заявления, что и все вообще христиане призваны к такой же высоте.
> Петр  первым  увидел воскресшего Иисуса,   однако вернулся в Галилею
> к рыбацкому своему занятию: видимо, решил, что если Господь воскрес,
> то  и нечего беспокоиться, а дела не ждут. Христос Сам пришёл к нему
> и  позвал  за  собой  в  который уже раз.   После  Вознесения  Петр,
> без  сомнения, является лидером среди иерусалимских христиан. Именно
> Петру  было  замечательное видение: Господь заставлял его есть пищу,
> которую  евреи  считали  нечистой, показывая, что Бог может изменить
> критерии  чистоты,  расширив их.  Последний раз Деяния упоминают его
> во  время  участия в Иерусалимском соборе, который разрешил крестить
> язычников,    не  требуя  от  них соблюдения ветхозаветных  обрядов.
> Из  писем  Павла  мы  узнаём,  что после собора Петр по крайней мере
> однажды,  не  нарушая  постановлений  собора,  не  решился,  однако,
> защитить    христиан-язычников    от  недружелюбия   иудео-христиан.
> Это показывает, что и во главе Церкви, уже умудрённый опытом и Духом
> Святым,  Петр  всё  же  оставался  лишь человеком, в поведении своём
> способным  на слабость. Церковное предание утверждает, что Петр умер
> в  Риме как мученик во время гонений Нерона, и оснований не доверять
> этому преданию нет.

> В <Новом  Завете  есть>  два послания,  приписываемые Петру.  Первое
> из  них  написано  Петром  почти несомненно (<...> послание написано
> на  очень  хорошем  греческом  языке  -  но это уже, видимо, заслуга
> переводчика).  Второе  лишь во второй половине IV века было признано
> на  Западе   подлинным;  впрочем,   если  оно  и не написано Петром,
> а  позднее,  оно не противоречит учению Церкви, в том числе и Петра.
> Вместе  с  12  апостолами    ему    празднуется   30 июня / 13 июля.
> 16/29  января  празднуется  Поклонение  честным  веригам  ап. Петра.
> Сами  вериги  хранятся  в  Риме;  слово  это  означает "цепи" обычно
> связывается  с  веригами,    которые  надевали   на  себя   юродивые
> или некоторые подвижники для вящщего укрощения плоти. Но на апостола
> Петра    вериги  было  возложены  не по его  воле,   а  тюремщиками,
> и  не для укрощения тела, а прямо наоборот - для укрощения его духа.
> Не  удалось: когда апостол был скован впервые, его освободил из оков
> ангел;  много  лет  спустя  его вновь заковали - и он был освобожден
> мученической  смертью на кресте.  Праздник цепей возник в Риме,  где
> с  конца  IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В 430-е
> годы  ее перестроили на деньги византийской принцессы Евдокии <...>.
> В  V  столетии  появилось  предание,  что эта церковь стоит на месте
> тюрьмы,  где  был  'в  узах'  ('ad  vincula')  апостол Петр во время
> пребывания  в  Риме.  А еще позднее стали считать, что в этой церкви
> хранится  одна  из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме: якобы
> ее  прислала в Рим императрица Евдокия. В Риме освящение этого храма
> стали  праздновать  1  августа,    а   со  временем   этот  праздник
> стал  посвщяаться специально 'веригам Петра'. Память Петра 29 июня /
> 12 июля,  КЦ 29 июня.  Петра на Западе именуют  'принцем апостолов'.
> На   русский   язык   это  выражение  обычно  переводят  как  'князь
> апостолов',  хотя  латинское  'принц',  'принцепс'  означает  просто
> лидера,  вождя.  В греческом языке этому термину соответствует слово
> 'корифей'  (которое прилагается и к Петру, и к Павлу), первоначально
> обозначавшее  руководителя  хора в аттической драме (а в современном
> балетном искусстве означающее солиста, исполняющего главную партию).
> На  Западе Петру и Павлу еще с IV в. праздновали 29 июня, на Востоке
> же  первоначально  праздник  приходился   на  28  декабря.    Вместе
> с  апостолом  Павлом Православная Церковь  празднует  ему  29 июня /
> 12  июля, Петру празднуется вместе с ап. Павлом, причем предваряется
> этот  праздник  многодневным  постом  и  называя  его   днем  Святых
> и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба апостола -
> люди,        достаточно      разные       по  происхождению   (рыбак
> и  ученый-аристократ),    по  стилю  мышления,   по  пути в Церковь,
> по призванию (Петр проповедовал иудеям, Павел - язычникам).   Общего
> у  них  -  чуткость к голосу Бога. Конечно, им были явлены и внешние
> знамения:  Петр  был  поражен  тем,  как  ловится рыба в присутствии
> Христа,    Павел  упал  с  коня оземь  при виде Божественного Света.
> Но  мы-то ведь и когда рыба идет в наши сети, и когда неведомая сила
> преодолевает  нас  -   как  часто лишь отряхиваемся,  словно собаки,
> и бежим  по своим  делам.   Петр и   Павел  не вышли  сухими  из вод
> крещения  -    они  погрузились  в  дела,  в проповедь,  в гонения -
> и  в  святость.  Их  титулы  длинны  и  не  совсем понятны, особенно
> "всехвальные".   Ведь не все их хвалят,  не одни христиане на земле,
> и  не  за всё их хвалят: неизвестно, что хуже - как Петр из трусости
> изменять  Христу,  когда  Того гонят, или как Павел - из благочестия
> гнать христиан. Апостолы на свой счет не обманывались: Петр не скрыл
> от  Церкви  своей  измены,  а  Павел  до  конца  жизни  называл себя
> "извергом"  среди  христиан  (в  переводе  со славянского это гулкое
> слово  означает  всего-навсего  "выкидыш"). Да, их рождение к вечной
> жизни  было далеко не естественным, благодать выдавила Петра и Павла
> на  свет.   "Всехвальны" они потому,  что прославил их Творец всего.
> А  "первые"  и  "верховные"  они  не  по времени призвания (первый -
> Андрей)  и  не по месту в иерархии (апостола Петра признают 'первым'
> все   христиане,    но  в  совершенно  разных  смыслах,   и  многими
> его  первенство  сводится  до чисто символической <...>). Проповедуя
> Евангелие,  тысячи  людей  они  пропустили  вперед  себя  ко Христу,
> поставили выше себя так, что об ап. Петре трудно даже точно сказать,
> что  он был первым главою римских христиан, а ап. Павел точно ничего
> не  возглавлял.   Петр  и   Павел   были   проворны,    инициативны,
> внимательны  -  все  качества  хороших  слуг.  Первоверховными стали
> слуги,  не  те, кто принимал служение (что уж говорить о судьбе тех,
> кто  отверг  апостольские  услуги!).  Иисус,  когда  назвал апостола
> "Петр"  ("камень") и сказал, что на этом камне будет стоять Церковь,
> уже  улыбался  относительности  всех  измерений  мира сего. В Церкви
> последние  -    вот  первые,   ее  нижние  камни  -   вот  ее  верх.
> С человеческой точки зрения Церковь как бы стоит на голове - точнее,
> на  главах.    А   дело  просто:   у  Церкви  фундамент  не в земле,
> а в небесах.
                        [ Из Словаря святых Якова Кротова.
                          АПОСТОЛ ПЕТР.
                          www.krotov.info/saints/01/00218.html
                          www.krotov.info/yakov/6_bios/01/petr.htm ] + + + В.Н.Кузнецова - Комм. к Мф.16:18 ("ты - Скала...") www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm#0 + + + Свт. Софроний Иерусалимский - Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу, www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html + + + митр. Антоний (Блум) - проповедь www.mitras.ru/archive/030711.htm + + Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня + ПОСЛАНИЯ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА www.krotov.info/spravki/persons/01person/pavel.html + ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПЕТРА www.krotov.info/library/bible/comm/1_petr.html + + + Яков Кротов - размышления над еванг. чтением www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_18.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_17.htm + + + Свящ. Сергий Ганьковский: Оправдание через грех... www.messia.ru/rasylka/003/488.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050712/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/12.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников: - Кем считают люди Сына человеческого? - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - что Илья, а некоторые - что Иеремия или один из пророков, - ответили они. - А вы кем считаете Меня? - спрашивает их Он. - Ты - Помазанник, Сын Живого Бога, - ответил Симон Петр. - Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, - сказал Он, - потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец. Поэтому Я говорю тебе: ты - Скала, и на этой скале Я возведу Мою Церковь, и даже силам преисподней ее не одолеть. Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то, что ты запретишь на земле, запретят на небесах, а что разрешишь на земле, разрешат на небесах.* (Мф.16:13-19) * * * *То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа. В этой затее с хвастовством я буду говорить как дурак. Раз многие считают допустимым хвалиться, как это делают люди этого мира, похвалюсь и я. Вы же такие мудрые и с удовольствием т`ерпите дураков! Терпите, когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают, когда чванятся, когда угощают пощечинами... К стыду своему признаюсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты! *Пусть кто угодно претендует на что угодно - я всё еще говорю как дурак - я претендую на то же! Они евреи? И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! Служители Христа? Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше! Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза. Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев; трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море. Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев... Изнурительный труд, бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота... И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю - еще каждодневный груз забот обо всех церквах... Кто-то ослабевает - разве я не слабею? Кто-то спотыкается и падает - разве я весь не горю? *И если всё-таки надо чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чём видна моя слабость. Бог и Отец Господа Иисуса - да будет Он благословен вовеки! - знает, что я не лгу. В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся. *Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. Да, я знаю такого человека. Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает, он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями. Ведь даже если я захочу похвалиться, то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду. Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит. Мне ведь были такие откровения! И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело - ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился. Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него. Но Он сказал мне: "Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости". И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа. И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:17-12:9)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-