Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 21 августа ст.ст., сб (седмица 11-я по Пятидесятнице) литургические чтения: 1Кор.1:3-9; Мф.19:3-12. > 19.1-12 ВОПРОС О РАЗВОДЕ > (Мк.10.1-12; Лк.16.18) > 3 К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили: > - Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине? > 4 - А разве вы не читали, что Творец в самом начале 'создал > мужчину и женщину? - ответил Иисус. (5) - Поэтому оставит > человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной > плотью'. (6) Итак, их уже не два человека, а одно существо. > То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает. > 7 - А как же тогда Моисей велел, 'разводясь с женой, дать ей > разводное свидетельство'? - говорят они. > 8 - Моисей позволил вам разводится с женами из-за вашей тупости > и упрямства, - говорит Иисус. - А вначале было не так. > (9) Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине, > кроме ее измены, и женится на другой, нарушит верность. > 10 - Если мужчина должен так относится к женитьбе, тогда лучше > не жениться! - говорят Ему ученики. > 11 - Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому > это дано, - ответил Он. (12) - Есть разные причины, > по которым люди не могут жениться: одни такими родились, > других, как, например, евнухов, такими сделали люди, > а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небес. > Тот, кто может принять, пусть примет! > +9 В некоторых позднейших рукописях стих завершается словами: > 'и женившийся на разведенной нарушает верность'. > +10 ученики - в некоторых рукописях: 'Его ученики'. > *Ст. 3 - <....> Евангелист подчеркивает, что этот вопрос не был > продиктован искренним желанием узнать мнение уважаемого Учителя. > Они хотят Его испытать. <...> Закон ясно и недвусмысленно разрешал > развод, если муж найдет в жене 'что-нибудь противное' (Втор.24.1). > Среди богословов того времени были споры относительно причины, > позволявшей людям разводиться. <...> может быть, фарисеи знали, что > у Иисуса совершенно особое отношение к разводу, идущее вразрез > с нормой Закона. Например, в параллельном месте Марка отсутствуют > слова 'по любой причине'. Большинство ученых считает, что Иисус > не допускал никаких исключений в деле развода (см. 1Кор.7.10-11), > а Матфей смягчил его абсолютные требования, тем самым сделав > Его позицию не отличающейся от позиции Шаммая. Как пророка Осию > Бог побуждает вернуться к грешной жене, так и христианин не должен > находить никаких причин для прекращения брака, тем более что только > что говорилось о бесконечном прощении. Но, возможно, в вопросе > фарисеев присутствует политический мотив. Иоанн Креститель погиб > из-за того, что осуждал новый брак Ирода Антипы. Не исключено, > что фарисеи хотели спровоцировать Иисуса на ответ, который вызовет > раздражение тетрарха. > Как брак, так и развод был чисто семейным делом. Разводиться мог > только мужчина, он 'отпускал' жену. Развод по инициативе женщины был > крайне редок, и для этого нужны были особые причины, как, например, > неисполнение мужем супружеских обязанностей в течение длительного > времени. Есть свидетельства, говорящие о том, что отношение > к разводам постепенно становилось всё более неодобрительным > и количества разводов уменьшалось. В Писании только пророк Малахия > ясно и недвусмысленно осуждает и, возможно, запрещает развод. > Но кумраниты развод запрещали. > *Ст. 4-6 - Иисус отвечает на вопрос встречным вопросом. Вместо того, > чтобы заниматься толкованием деталей Закона и ссылаться на разные > мнения уважаемых учителей, Он возвращает слушателей к исконному > замыслу Бога при сотворении мира и человечества. Бог создал мужчину > и женщину, чтобы соединить их в одно существо. Такова Его цель. > Супружескую пару соединил Бог, и поэтому человек не должен > разъединять ее. Здесь под человеком имеется в виду муж, так как > ни по Закону Моисея, ни по римскому законодательству никакие внешние > инстанции не вмешивались в дела семьи и брака. > *Ст. 7 - Тогда фарисеи прямо указывают на то, что Закон устами > Моисея позволил развод, обязывая мужчину давать жене разводное > свидетельство, подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей > выйти второй раз замуж, что она не всегда могла сделать, если, > например, была стара и бедна. Женщина оказывалась страдающей > и практически бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору > она имела право получить от мужа часть имущества. > *Ст. 8 - Но Закон имеет дело не с идеальным, а с ущербным миром, > каким он стал после грехопадения. Закон приспособляется к такому > миру, он не может требовать от человека исполнения 'норм Рая', > ведь вначале было не так. Поэтому он санкционирует 'лучшее > из зол'. Итак, с точки зрения Иисуса, развод есть всегда грех и зло, > несмотря на то, что Закон его допускает. Это Божья уступка > человеческой тупости и упрямству, неспособности постичь Его волю, > с целью не допустить худшей беды. Иисус - вестник Божьего Царства, > то есть восстановленного Рая, того миропорядка, каким его задумал > Бог. Можно назвать этот миропорядок новым творением. > *Ст. 9 - Поэтому мужчина, разведшийся со своей женой и женившийся > на другой, совершает по отношению к бывшей жене грех, запрещенный > в Декалоге. Евреи считали, что совершить прелюбодеяние, то есть > нарушить супружескую верность, может только жена. Муж совершает > такой грех по отношению к другому мужчине, с женой которого > он вступил в незаконную связь, но <не по отношению к своей> жене. > Следовательно, Иисус признает равенство мужчины и женщины в браке, > что в те времена было неслыханным новшеством. > *Ст. 10 - Реакция учеников показывает, что эти слова Иисуса > их сильно огорчили. Оказывается, женщина не вещь, принадлежащая > мужу! Если брак налагает на мужчину такие требования, тогда лучше > не жениться! Их позиция, вероятно, ближе к фарисейской. Поэтому > этот отрывок представляет собой не только спор Иисуса > с представителями религиозного официоза, но и продолжение трудного > процесса перевоспитания учеников. > *Ст. 11-12 - Не все могут принять то, что Я сказал (дословно > 'это слово') - есть разные точки зрения по поводу того, что значит > 'это слово'. Относится ли оно к предыдущим высказываниям Иисуса, > особенно в ст. 4 и 9, то есть к учению о разводе или к реплике > учеников? Очень многие полагают, что под 'этим словом' скорее всего > имеется в виду то, что будет сказано ниже, то есть учение > о безбрачии (ст. 12), тем более что этот отрывок завершается словами > о принятии. Иисус говорит о трех видах евнухов: о людях, по природе > не способных к сексуальным отношениям, то есть импотентов и людей > с недоразвитыми половыми органами (в раввинистической литературе > они назывались 'евнухами солнца'). Других такими сделали люди > (они назывались 'евнухами человека'). В древности кастрация > была распространенным явлением, и некоторые из кастратов занимали > на Востоке важные государственные посты. Второзаконие исключает > таких людей из числа народа Божьего <...> (23.1). > Третью группу Иисус называет кастратами в переносном смысле, хотя > в истории языческих религий (позже и в христианстве) известно много > случаев нанесения себе подобных увечий. Они не женятся не потому, > что не могут, но потому что не хотят. Но единственной причиной, > оправдывающей безбрачие, является то, что они пожертвовали браком > ради чего-то гораздо более драгоценного - ради Царства Небес. > Вступление в брак и деторождение считались обязательными, в них > видели исполнение заповеди, данной Богом: 'Плодитесь и размножайтесь > (Быт.1.22) и 'Потому оставит человек отца своего и мать свою > и прилепится к жене своей' (Быт.2.24). Неженатый человек не мог быть > членом Синедриона. Но в это время появляются одиночки, которые > не вступают в брак, потому что полностью посвящают себя Богу. > Известно, что многие члены кумранского ордена были безбрачными. > Насколько нам известно, не был женат и апостол Павел (Тертуллиан > сказал о нём, что он 'сделал себя евнухом'). В более поздней > еврейской традиции были неженатые раввины, о которых говорилось, что > они повенчаны с Торой (но во II веке был известен всего лишь один > такой человек). Здесь отсутствует идея аскетизма, рассматривавшего > сексуальные отношения как грех, а брак как уступку человеческой > слабости. Кому это дано - дар безбрачия дается Богом, но не всем, > а только немногим. О двух дарах Божьих - брака и безбрачия - говорит > и Павел: 'У каждого свой дар от Бога, у одного один, у другого > другой' (1Кор.7.7; см. также <1-е Послание Климента Римского> 38). > По мнению многих, Иисус не превозносит безбрачие, но извиняет его, > и Матфей приводит эти слова Иисуса для того, чтобы исправить > положение в своей общине, склонявшейся к разрыву с женами > по религиозным соображениям. Такой же была ситуация в Коринфе, > а затем и в других церквах (1Кор.7; 1Тим.4.3; Тит.1.15). Первые > христиане объявили еретиками маркионитов, энкратитов и других > последователей жесткого аскетизма, но позже, начиная с 'Пастыря' > Гермы, в христианстве утверждается взгляд, что безбрачие выше брака > и что девственников ждут более высокие почести в Царстве. > Здесь надо помнить также о том, что Иисус прежде всего защищал > женщину, не позволял, чтобы ее выбросили за ненадобностью, > как изношенную тряпку. Он защищает 'униженных и оскорбленных', тех, > кто был ничем в глазах общества, а это изгои, грешники, прокаженные, > несведущие в Законе, а также женщины и дети. > В наше время, когда развод стал настолько частым явлением, > что говорят уже об опасности уничтожения самого института семьи, > многим слова Иисуса кажутся чересчур резкими. Многие церкви > позволяют развод. Это значит, что мы снова оказались в той же > ситуации, о которой здесь говорит Евангелие [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий // М., 2002; стр. 376-82 www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1901-12.htm#0 ] +++ митр. Сурожский Антоний о разводе www.messia.ru/rasylka/004/879.htm#0 +++ "Брак" в тематич. указателе www.krotov.info : www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html +++ свящ. Александр Мень: брак в христианстве www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0 +++ Он же: новое отношение к браку www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0 +++ Его же - другие фрагменты о браке www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm#0 +++ Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0 +++ Он же: 'Бог сотворил мужчину и женщину, а не то скотство, которое часто называют браком, когда на поллюбви приходится 1,5 трусости, жадности, похоти или чего похуже. ... лучше почаще заглядывать в себя, обнаруживая там неполноту - "пол"' www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_04.htm +++ Н.Бердяев: крамольные мысли о браке www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html +++ Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал... www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0 +++ Он же: Брак. Влюбленность. Верность www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0 +++ Дж.А.Т.Робинсон: нет ничего, что было бы "порочным" само по себе... www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5 +++ статья "Брак" в Словаре библейского богословия www.krotov.info/library/bible/comm/02b.htm#b21 www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/b.htm#b21 +++ Брак в Библии www.bible-center.ru/topic/marriage Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050903/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/3.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса, благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе. И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров, пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос. Это Он укрепит вас до конца, чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа. Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|