Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 27 августа ст.ст., пт (седмица 12-я по Пятидесятнице) литургические чтения: 2Кор.7:10-16; Мк.2:18-22 *. 9 сентября 15 лет назад был убит священник Александр Мень. Этот выпуск рассылки посвящен его памяти. > Исповедь. Перед глазами Крест, Евангелие и руки, помогающие слову > и иногда исчезающие из поля зрения, чтобы обнять за плечи, прижать > к теплому боку. 'Вот, Мишенька, Вы тут стоите перед Богом, в Его > присутствии. Скажите то, что хотели бы Ему сказать'. Он не лезет > в душу, не вытягивает признаний, а быстро ждет. И что-то тихо > говорит: 'Деятельным людям полезно себя удерживать от слишком > многих дел, а мечтательным - наоборот, делать побольше, > чтобы формировать, лепить себя. А чтобы не гордиться - всё делать > на фоне вечности. Мы же не будем суетиться на фоне чего-то очень > значительного. Такой должна быть вся жизнь - ее фоном должно быть > Божие присутствие. Что не означает, конечно, всю жизнь ходить > на цыпочках. Ощущение Божьего присутствия должно быть у нас глубоко > в подсознании, а сознание может при этом заниматься чем угодно. > У нас же религиозность в сознании, а бессознательное - темное. > Но Вы знаете из психологии, что сознание неглубоко... Всё > в религиозной жизни: размышления, молитва, даже Таинства - > лишь средства для того, чтобы жить с Богом, чтобы Его присутствие > вошло глубоко в подсознание, только средства...' > Нередко грань исповеди и разговора стирается, что поначалу меня > несколько смущало как нарушение чистоты жанра. Он говорил о работе, > спрашивал о домашних, о планах на будущее, о психологических > механизмах проблем. Позднее я понял, что его главный вопрос > на исповеди ко мне был скорее: 'Куда ты движешься?', а не: 'Итак, > что ты натворил за отчетный период?'. Потому он мог говорить > о разных гранях жизни, принося и ставя их перед лицом Бога, - и они > обретали иную значимость и остроту. 'Когда Вы входите в палату > (я работал санитаром на институтской практике в летнее время) - > настройте себя: вот люди, за которых умер Христос'. > 'Ну почему Вы жалуетесь, что в институте трудно общаться? Это же > предельно просто. Секрет тут такой: Вы слушаете и говорите о том, > что другому человеку интересно...' > - Прости нас, Господи, за то, что мы отделяем веру от жизни. > Однажды я сказал ему на исповеди, что вовсе не чувствую в себе > желания быть 'благочестивым'. Он: А Вы знаете, наше благочестие > Богу совсем и не нужно... И стал изображать перед моими глазами > притчу о Страшном Суде ('...то, что вы сделали братьям Моим меньшим, > Мне сделали'), начав с картинки отделения овец от козлов: > В Палестине все 'козлища' черного цвета, и это - красивое > зрелище... Крест, Евангелие, руки и головокружительный простор. > И эта притча запала в меня - именно визуально, как будто я ее > увидел... <.....> +> Дорогой Миша! Тут нужно терпение и выдержка. Умение видеть грехи - +> искусство. Они умело маскируются и прячутся. Искусство не только +> в том, чтобы их видеть, но и в том, чтобы суметь их сжато +> формулировать. Конечно, если смутные ощущения кажутся грехом, то их +> можно и нужно нести на исповедь. Главное же - грех это личное наше +> стояние перед Богом. В чём я изменяю, в чём предаю Его и себя, +> в чём иду против Его воли? (для этого нужно и углубляться +> в Евангелие, чтобы эту волю понять и ей проникнуться). Для Вас +> основная цель: преобразовать собственные природные данные, чтобы +> они служили 'служению', а не препятствовали. Наша плоть +> (психофизика) может быть несобранной, вялой, порабощенной фобиями +> и неврозами. Тогда она плохой и неуправляемый инструмент. +> Нужна работа для улучшения этого инструмента. Что не значит: +> 'стань другим'. Тем же! Но со знаком плюс. Трусость - становится +> мудростью и осмотрительностью, замкнутость - углубленным подходом +> к жизни, нервозность - тонкостью души и т.д. Да, Вы правы, +> наша терминология условна. Но ведь и вся терминология вообще +> ('лошадиные силы', 'амперы' и пр.) тоже условна. Благодать +> есть желанный опыт того, что Бог даром дает нам ощущение +> Своего присутствия. Мы просветляемся Его силой. Мы учимся +> благодарить за всё и ценить все дары: снег, чай, книгу, трудность. +> Всё - от Него. Смирение есть открытость к душе другого и к Богу. +> Это объективность. В то время как гордыня есть замкнутость, +> отъединенность, аномалия души. Прощение - радость примирения +> с Богом, освобождения от гнета греха. Святая церковь - понятие +> более туманное. В конечном счете это Сам Христос как Глава Ее. +> Он живет в Ней незримо. И то, что в ней от Него и есть ее святость. +> Остается искать - как это всё относится к Вам лично. И не терять +> направления, как в горах, когда идешь вверх. Нужно не жить, +> а путешествовать. +> <...> +> Ваш А.М. > <.....> > И до всякого намека на перестройку он говорил слова, тогда > удивляющие, а нынче - уже нет: Почему вы жалуетесь, что сейчас > трудные времена для Церкви? Церковь гонима? Так поймите, что это > и есть нормальное положение Церкви. Кошмарно, когда Церковь > начинает гнать! Советская власть - это как особые климатические > условия, с которыми надо считаться. Живут же люди и за полярным > кругом в условиях вечной зимы... А представьте себе, настанет день, > когда нам скажут: 'теперь всё можно, идите сюда, говорите'. > Мы вылезем из подполья, откроем рот... И окажемся неготовы! Вот это > и будут трудные времена, настоящее испытание для Церкви. <....> [ Михаил Завалов. Крошки со стола www.alexandrmen.ru/biogr/zavalov.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.9.14-17; Лк.5.33-39; эпизод N67 по "Брюссельскому согласованию" + к евангельскому чтению: +++ Яков Кротов: почему мы хуже хороших людей? www.messia.ru/rasylka/003/576.htm#0 +++ Еще комм. Я.Кротова (к Мф.9:16, о заплатках): www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_16.htm#0 +++ митр. Сурожский Антоний: Христов "закон" - новое вино www.messia.ru/rasylka/003/328.htm#0 +++ св. Мария (Скобцова): Свобода обязывает... www.messia.ru/rasylka/005/1190.htm#0 +++ другие тексты (Мень, Г.У. фон Бальтазар, К.Адам) www.messia.ru/rasylka/rzerv/zaplaty.txt + + + об о. Александре Мене: +++ Леонид И. Василенко: жизненный путь и крест о. Александра www.messia.ru/rasylka/004/906.htm +++ Яков Кротов: свящ. Александр Мень - святой? www.messia.ru/rasylka/003/547.htm#0 +++ А.Кремлев - Христианство отца Александра www.alexandrmen.ru/biogr/kremlev.html +++ О.Степурко - "Лишь бы вы были на высоте" www.alexandrmen.ru/biogr/stepurko.html +++ Владимир Леви - "Я ведь только инструмент" www.alexandrmen.ru/biogr/levi.html +++ Григорий Зобин: Обыкновенный святой www.alexandrmen.ru/biogr/zobin.html +++ Много материалов на сайтах: www.alexandrmen.ru/fam/pan.html (Фонд имени протоиерея Александра Меня) www.krotov.info/library/13_m/myen/_menn.htm (Библиотека Якова Кротова) Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050909/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/9.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Господь говорил, что Он пришел не судить мир, а спасти его. И всё-таки с тех пор начался Суд над миром, и не только над миром, а над каждым из нас, потому что перед нашей совестью образ Христа Спасителя сто`ит всегда как живой суд. Бог не похож на земного судью, Он не судит и не осуждает нас бесчеловечно, бездушно, следуя букве закона. Нет, к нам приходит Божья любовь, приходит ко всему роду человеческому и к каждому из нас. И тогда что-то с нами происходит - с каждым человеком по-разному.* (А.Мень) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
|
![]() |