Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 1 сентября ст.ст., ср (седмица 13-я по Пятидесятнице) {Память прав. Иисуса Навина, XVI до Р.Х.; церковное новолетие} литургические чтения: 2Кор.9:12-10:7; Мк.3:20-27 (рядовое - перен. на вт); 1Тим.2:1-7; Лк.4:16-22 (новолетию). *Так вот, первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью были за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно. Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством - сам Человек, Христос Иисус, отдавший себя как выкуп за всех, - знак того, что время пришло!* (1Тим.2:1-6, перевод В.Н.Кузнецовой) ?> Владыко, что вы можете сказать о своем отношении к учению, которое ?> говорит, что грешники будут прощены в конечном итоге и что ?> ад несовместим с представлением о вечности? В частности, Бердяев ?> настаивал на том, что учение об аде имеет скорее психологическое ?> значение, чем богословское. > Это колоссальная тема! В двух словах я могу ответить так: > уверенность в спасении всех не может быть уверенностью веры в том > смысле, что в Священном Писании нет ясного, доказательного > утверждения об этом, но это может быть уверенностью надежды, потому > что, зная Бога - каким мы Его знаем, - мы имеем право на всё > надеяться. Это очень коротко, но достаточно точно выражает то, что > я думаю. > Если немного это развить, я думаю, можно сказать несколько основных > вещей. Во-первых, в языковом порядке. По-русски, когда мы говорим > "вечное", мы имеем в виду разные вещи: мы говорим, что Бог "вечен", > и мы говорим "свой век вековать". В одном случае мы говорим о Боге, > указывая на то, что у Него нет ни начала, ни конца, что вечность > Божия беспредельна, вневременна, надвременна; во втором случае > выражение "век вековать" значит прожить ограниченное количество > времени. И когда вы читаете Священное Писание и отцов Церкви, встает > вопрос о том, что мы хотим сказать, когда употребляем слово > "вечность", применяя его к Богу или к твари. В некотором смысле, > нет соизмеримости между Божией вечностью и тварной вечностью: > тварная вечность укладывается в пределы времени; Божия вечность > никакого отношения к времени не имеет. Когда мы говорим, что > Бог вечен, мы не говорим о каком-то длении; это одно из выражений, > которое значит: Бог, какой Он есть. > Если обратиться к Священному Писанию, когда говорят о Суде, > постоянно приводится тот или иной текст, как будто он единственный > и самодовлеющий. Текст, который всегда приводится, - это притча > о козлищах и об овцах (см. Мф.25,31-46). Если мы себе ставим вопрос > об этой притче, мне кажется, что мы ошибаемся, если думаем, будто > центр тяжести, смысл этой притчи - описать вечную судьбу одних > или других. Центр тяжести притчи не в том, чтобы сказать, что одни > пойдут в огонь вечный, а другие - в радость вечную, а чтобы указать, > на каком основании этот суд происходит. Прочтите, и вы увидите, > что тема поставлена драматически - как суд; но урок, который > при этом извлекается (больных не посещал, голодных не кормил > и т.д.), можно свести к такой фразе: если ты человечным не был, > просто - человеком не был, не воображай, что ты божественным будешь. > Вот, в сущности, мне кажется, тема этой притчи, гораздо более > чем описание овец и козлищ. Но даже если понять эту притчу > как притчу о критериях суда - что мне кажется более верным, - > а не просто о суде, то надо ее сопоставить с другими притчами, > другими высказываниями Христа. Христос с тем же авторитетом > нам говорит: совещавайся со своим соперником, пока ты на пути, как > бы он тебя не предал судье, а судья - истязателю, и не посадил бы > тебя в темницу; и не выйдешь ты из нее, пока не выплатишь последнюю > полушку (см. Лк.12,58-59). Это уже вовсе не говорит о том, что грех > имеет своим результатом вечное мучение. Из этой дилеммы католики > выходят тем, что козлища и овцы определяют ад и рай, а этот период > тюремного заключения - чистилище. Но это - измышление; справедливо > оно или нет, но это плод человеческого творчества, это не сказано. > Если мы принимаем всерьез одно место, мы должны также принимать > интегрально серьезно другое. Апостол Павел говорит, что когда > всё будет завершено, Христос предаст Свою власть в руки Отца, > и +тогда будет Бог всё во всём+ (1Кор.15,28). Этим он говорит что-то > очень определенное: +всё во всём+ не значит "нечто в некоторых" > или "всё в немногих". Опять-таки, Иоанн Златоуст выходит > из положения, объясняя, что те, которые согрешили и будут козлищами, > будут как бы призраками, в них не будет реальности, и поэтому > Бог будет всё во всех - в тех, которые имеют реальность... Если бы > такое объяснение не принадлежало Иоанну Златоусту, я бы сказал: > это передергивание, потому что текст ничего подобного не говорит; > это способ объяснить в пределах предвзятого богословия текст, > который иначе не объясним. Но было бы, вероятно, и добросовестнее, > и более творчески сказать: не понимаю!.. Это было бы очень просто; > и все бы это приняли, потому что никто не ожидает, что всё до конца > понятно. Есть и другие места, но достаточно и этих трех примеров. > Если же вы берете отцов Церкви - и богословских, и аскетических, - > то вы видите, во-первых, что они выражали разные мнения, > а, во-вторых, что те мнения, которые были приняты или осуждены, > были приняты или осуждены без осуждения человека. Скажем, учение > Григория Нисского о всеобщем спасении было осуждено, вернее, не было > принято как учение Церкви: оно не было анафематствовано, > но и не стало учением Церкви. Если вы вдумаетесь в него, > оно говорит, в сущности, очень коротко и упрощенно следующее: Бог, > будучи Любовью, не может осудить на вечное мучение Свою тварь; > поэтому Он всех простит и все войдут в Царство Небесное. Но тут есть > нравственный момент, или, если предпочитаете, безнравственный > момент. Зло не может просто потому войти в Царство Божие, > что Господь скажет: Я тебя прощаю... Человек, сотворивший зло, > должен перемениться для того, чтобы войти в Царство Небесное. Если > вы в Царство Небесное введете человека, которому чуждо > всё содержание этого Царства, он будет в аду; так же как если > человека, который ненавидит музыку, посадить в концерт, он будет > ерзать от страдания, и ваша доброта в том, что вы его туда пустили, > ему ничем не поможет. (продолжение следует?) [ Митр. Сурожский Антоний. "Вечность мук" или "уверенность надежды" во всеобщем спасении? (в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ /1) www.mitras.ru/pered/pb_122.htm ] +++ иером. Иларион (Алфеев): Бог хочет, чтобы ВСЕ люди спаслись! www.messia.ru/rasylka/004/911.htm#0 Здесь же - множество ссылок по этой теме и по др. темам чтений на новолетие + + + к рядовым чтениям: +++ Свящ. Яков Кротов: Царство сатаны? Свет, сияющий во тьме. Подлинное покаяние www.messia.ru/rasylka/004/891.htm#0 +++ Томас Мертон: Проблема ненасилия www.messia.ru/rasylka/002/193.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050914/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/14.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято. В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием, а оружием Божественной мощи - оно сокрушает твердыни. Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога, и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу. И когда ваша покорность Христу станет совершенной, мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность. ... Если кто-то убежден, что он Христов, пусть подумает о том, что мы тоже не меньше его Христовы.* (2Кор.10:3-7) * * * *Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода, но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода. О том, что такое свобода и что такое любовь, нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|