Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 15 сентября ст.ст., ср (седмица 15-я по Пятидесятнице) литургические чтения: Гал.3:15-22; Мк.6:7-13 *. [+] 15> Братья, приведу пример из повседневной жизни: если человек [+] > сделает завещание по всем правилам, его никто не сможет [+] > ни опротестовать, ни что-либо к нему прибавить. [+] 16> Аврааму же и его потомку дал обещание Бог (заметьте, [+] > что сказано не "потомкам", как говорят, когда речь идет [+] > о многих, а "твоему потомку" - так говорят об одном, [+] 17> это Христос). • Этим я хочу сказать: Закон, который появился [+] > 430 лет спустя, не может лишить силы утвержденный Богом завет [+] 18> и отменить то, что было в нём обещано. • Ведь если право [+] > наследования дает один только Закон, то его нельзя получить [+] > по обещанию. Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму - [+] > по обещанию! [+] 19> Для чего же тогда Закон? Он был добавлен в связи [+] > с преступлениями. Он действовал до тех пор, пока не пришел [+] > "Потомок", к которому относится обещание. Закон установлен [+] 20> через ангелов и с помощью посредника. • Но посредник нужен [+] > только там, где есть две договаривающиеся стороны. Бог же [+] > один! [+] 21> Так значит, Закон противоречит обещаниям Бога? Ни в коем [+] > случае! Ведь если бы люди получили Закон, способный давать [+] > жизнь, их оправдание, конечно же, полностью зависело бы [+] 22> от исполнения Закона. • Но Писание говорит, что все во власти [+] > греха, так что обещание дается только через веру в Иисуса [+] > Христа и только тем, кто верит. Комментарий на Гал.3:15-18 (Завещание - обещание - завет - Закон) см. www.messia.ru/rasylka/003/562.htm#0 Комментарий на Гал.3:19 (Для чего Закон?) см. www.messia.ru/rasylka/004/905.htm#0 > Ст. 20 - Но посредник нужен только там, где есть > две договаривающиеся стороны. Бог же один! - В оригинале это одно > сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Каждое > из предложений абсолютно понятно, но неясно, какая мысль соединяет > их между собой. Все комментаторы единогласно объявляют этот стих > одним из самых трудных текстов не только этого письма, но и всех > писем Павла. Здесь какая-то не совсем понятная, загадочная > игра слов, основанная на том, что Бог - один, а там, где есть > посредник, нужна не одна сторона, а больше. Единого ответа > не существует до сих пор, кто-то из комментаторов утверждает даже, > что существует свыше трехсот толкований этого места. Вот как сказано > в "Новом Библейском Комментарии": 'Точный смысл ст. 20 остается > неясным даже после многочисленных дискуссий и комментариев различных > исследователей' (с. 519). > Первая часть фразы дословно звучит так: 'посредник же одного > не существует'. В ней очень простая мысль: там, где есть посредник, > необходимы, по крайней мере, два участника, а не один, > иначе посредник не сможет осуществлять посредничество, оказывать > содействие в налаживании связей, в достижении взаимопонимания > при заключении договора и т.д. Второе предложение - это традиционное > исповедание библейского монотеизма: Бог один. Вступая в договор > с Авраамом, Бог был один, но на Синае Он почему-то воспользовался > посредником. Некоторые комментаторы видят здесь связь посредника > с ангелами: Моисей, с их точки зрения, посредничал между множеством > ангелов и народом Израиля. Возможно, здесь намек, что Моисей > был посредником не Бога, но ангелов. Их было много, Бог же один. > Есть и такое толкование: Бог один, следовательно, Он - Бог и евреев, > и язычников, но Закон стал инструментом разделения народов, а не их > соединения. В любом случае, из контекста ясно, что Бог не нуждается > в посреднике, и этим еще раз подчеркивается превосходство завета > над Законом. > Выше уже упоминалось, что появление ангелов вместо Бога > было призвано защитить Его потусторонность и 'инаковость'. Но спустя > некоторое время еврейские богословы поняли, что это грозит > опасностью сползания в многобожие. Поэтому в Талмуде сохранилось > много изречений, восстанавливающий незыблемый монотеизм, таких, > например, как: 'Тогда Я дам: Я - не руками ангелов и не руками > вестников' или 'Моисей получил Тору с Синая. Не из уст ангела, > и не из уст Серафима, но из уст Царя над царем царей, Святого, > да будет Он благословен'. > Ст. 21 - Так значит, Закон противоречит обещаниям Бога? Ни в коем > случае! - Всё то, что было сказано выше, казалось, подводило > к противоположному выводу: да, Закон противоречит обещаниям. > Но мысль Павла течет по иным, каким-то более сложным и прихотливым > путям, и мы вдруг получаем неожиданный ответ. Павел > своим решительным 'ни в коему случае!' даже такой мысли > не допускает. В Письме галатам и особенно в Письме римлянам видно, > что у апостола было неоднозначное отношение к Закону, может быть, > еще до конца не сложившееся. > Ведь если бы люди получили Закон, способный давать жизнь, > их оправдание, конечно же, полностью зависело бы от исполнения > Закона - Снова повторен главный аргумент всей дискуссии. Закон > не является средством оправдания (), он не может привести людей > к гармоническим отношениям с Богом, не может дать им жизнь - > истинную, духовную жизнь. Ср. 2.21; 2Кор.3.6. > Ст. 22 - Но Писание говорит, что все во власти греха - дословно: > 'Но Писание всё заключило под грех'. Здесь апостол начинает > объяснять, почему Закон всё же был нужен и почему он не противоречит > обещаниям Бога. > Что Павел имеет в виду, говоря о Писании? В Новом Завете > и в других письмах Павла это слово выступает в разных значениях. > Это может быть совокупность книг Священного Писания Ветхого Завета, > иногда так назван Закон. В некоторых случаях Писанием называется > некий конкретный отрывок. Большинство комментаторов склоняется > к тому, что в данном случае Павел имеет в виду процитированный выше > текст Втор.27.26. Он объявляет, что все люди являются нарушителями > Закона и поэтому находятся под властью греха. См. также Рим.3.9-18. > Все - в греческом тексте это слово среднего рода множественного > числа. У среднего рода б`ольшая сила обобщения: имеются в виду > не только люди, но и вся совокупность их дел; различия между людьми > стираются, так что слово 'все' можно было бы перевести как 'все > без исключения'. Если Павел действительно имел в виду Втор.27.26, > в таком случае грех является синонимом слова 'проклятие'. > Итак, апостол утверждает, что задачей Закона было привести всех > и вся под власть греха и проклятия. Это значит, что Закон как бы > ставит человека перед зеркалом и показывает ему всю неприглядность > его поведения. У человека, узнавшего от Закона о своей греховности, > уже не может быть самооправданий. Следовательно, цель Закона - > дать человеку знание о грехе и сообщить ему о том, чем ему > это грозит. Закон диагностирует грех, но не лечит его. Это роль > справедливого, но немилосердного судьи. > Вот почему Закон не вступает в противоречие с Божьими обещаниями. > Ведь у него другая задача, он действует в другой сфере, > не соприкасаясь и не пересекаясь со сферой обещания (см. ст. 19 - > 'в связи с преступлениями'). > Так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только > тем, кто верит - Обещание Бога связано с верой в Иисуса Христа > или с Его верностью Богу (). Только через эту веру/верность > можно получить обещанное Аврааму и его потомкам. А истинные 'потомки > Авраама' - это те, кто верит (ст. 7), и их наследием будет вечная > жизнь. > В греческом языке это предложение вводится союзом 'хина', который > обычно вводил предложения цели, хотя в Новом Завете он неоднократно > употребляется для указания на следствие (). Но если его значение > целевое, то перевод будет звучать следующим образом: 'чтобы обещание > было дано только через веру...'. В таком случае смысл предложения > немного меняется: 'Целью Бога было отдать всех под осуждение Закона, > потому что Он пожелал спасти всех иным способом - не через Закон, > а через веру'. [ В.Н.Кузнецова. КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ. М., 2003; стр.130-4 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.9:35-10:1,5-11:1; Лк.9:1-6; эпизод N72 по "Брюссельскому согласованию" &&& Свящ. Александр Мень: апостол свободы и веры www.messia.ru/rasylka/002/207.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050927/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/27.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Борьба с грехом ценна не сама по себе, а ради обретения единения с Господом.* (иг.Евмений) |
|||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|