Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 14 сентября ст.ст., вт (седмица 15-я по Пятидесятнице) Воздвижение Креста Господня литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35. > Итак, возлюбленные, не подобает нам стыдиться Креста Христова, ведь > не греховное состояние, а великодушие Божественного Промысла было > его источником. И сколько бы по нашей немощи вплоть до смерти > ни претерпевал Господь Иисус, однако не настолько Он отстранился > от своей славы, чтобы среди унижений и страдания не являть > Божественные деяния. Ведь когда злочестивый Иуда, уже не скрываясь > в овечьей шкуре, но разоблачив свою волчью ярость, являя > силу злодеяния миролюбивым жестом - поцелуем, который оказался > страшнее любого оружия, подал знак к пленению, и обезумевшая толпа, > собравшаяся вместе с вооруженным отрядом солдат пленить Господа, > будучи среди факелов и фонарей помрачена своей тьмой, не распознала > Истинного Света, тогда Господь, решив лучше встретить толпу, > чем скрыться, как свидетельствует евангелист Иоанн, еще не узнанный > спросил, кого они ищут; и когда получил ответ, что ищут Иисуса, > то сказал: Это Я (Ин.18,5). И это слово, подобно некоему разящему > удару, так повергло и опрокинуло наземь состоящий из отважнейших > людей отряд, что отступили назад и пали все свирепые, угрожающие > и разъяренные. Куда же подевался жестокий заговор? Где пыл ярости? > Где вооруженный? Господь говорит: Это Я, и от голоса Его > повергается толпа нечестивых. И если подобное смогла Его осужденная > униженность, то что же тогда сможет Его величие, предназначенное > судить. > Так вот, Господь, зная, что Он, приняв на Себя [исполнение] > Таинства, согласился на большее, в этом величии не остался дольше, > но позволил своим преследователям осуществить задуманное злодеяние. > Ведь если бы Он не захотел плениться, то ни за что бы не был > схвачен. Но если бы Он не позволил Себя пленить, то кто бы тогда > из людей смог спастись? Ведь блаженный Петр, являя ради Господа > бесстрашную стойкость, воспылал против натиска нападавших порывом > святой любви, и, употребив против первосвященнического раба меч, > отсек ухо наиболее дерзко надвигающемуся. Но Господь остановил > благочестивое действие любящего Апостола; повелел Он вложить меч > обратно и не позволил, чтобы защищали Его от нечестивых рук и меча. > Ибо вопреки Таинству нашего искупления произошло бы, если Тот, > Кто пришел умереть за всех, не захотел бы плениться; диавольское же > владычество и человеческое пленение простиралось лишь до триумфа > Честного Креста. Следовательно, Он, отдавая Себя на произвол > неистовства безумствующих, в то же время не преминул явить им свою > Божественность. Ухо же раба, омертвевшее после отсечения > и не связанное более с живым телом, рукой Христа было восстановлено > на прежнее место покрытой позором головы. Воссоединяет Он здесь то, > что Сам же создал, поэтому без промедления плоть следует повелению > Того, Кто ее сотворил. [ Свт. Лев Великий. Слово I о Страстях Господних (III-IV) www.krotov.info/library/l/leo_vel.html ] * * * > Не напрасно Ему предшествовало пророчество: "И как агнец > пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал > уст Своих", {Ис.53:7} не отвечая вопрошающим со всех сторон. И хотя > Он так часто отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать, > чтобы вызвать это сходство с агнцем. Его молчание было молчанием > безвинного, а не виноватого. Во время суда Он не открывал Свои уста, > подобно агнцу, не потому, что связан был Своими грехами, но потому, > что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других. [ Свт. Августин Гиппонский. Трактат на Ев. от Иоанна цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. II. Евангелие от Марка. // Тверь: Герменевтика, 2001; стр.257 ] * * * > Тот, Кто мог бы не умирать, если бы не захотел, без сомнения, > умер потому, что захотел, явив пример Начальствам и Властям > и уверенно восторжествовав над ними <... {ср. Кол.2:15}>. > Своей смертью Он воистину принес за нас самую истинную жертву, > через которую всякие прегрешения, за которые мы были подчинены > Начальствам и Властям, очистил, уничтожил, угасил. Воскресением > Своим Он призвал нас в жизнь новую, призванных - оправдал, > оправданных - прославил. {Ср. Еф.6:11-12} [ Свт. Августин Гиппонский. О Троице цит. по: Библейские комментарии...; стр.272 ] об истории и значении праздника смотри: +++ прот. Фома Хопко: www.messia.ru/rasylka/003/565.htm#0 +++ свящ. Александр Мень: www.messia.ru/r2/1/100.htm#vozdvigkresta * * * * * * * * * * * * * * * * * * +++ митр. Антоний: чтобы возродиться, мы должны умереть + www.messia.ru/rasylka/004/924.htm#0 +++ Он же: смерть Бессмертного... + www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#0 +++ Его же - проповеди + www.mitras.ru/archive/030927.htm + www.mitras.ru/inname/in_26.htm +++ свт. Мелитон Сардийский: Бог на кресте... + www.messia.ru/rasylka/002/202.htm#0 +++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом + www.messia.ru/rasylka/002/185.htm#0 +++ С.Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать? + www.messia.ru/rasylka/003/581.htm#0 +++ свящ. Александр Мень. Проповедь + www.krotov.info/library/13_m/myen/00133.html +++ Он же: живоносное Крестное Древе + www.messia.ru/rasylka/002/247.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050927/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/27.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Проповедь о Распятом - глупость для тех, кто идет путем погибели, а для нас, идущих путем спасения, - это Божья сила. Ведь в Писании сказано: 'Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну'. И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира? Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал спасти верующих 'глупостью' Вести. Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес, а греки ищут мудрости, мы возвещаем Христа, распятого на кресте! Для евреев это камень преткновения, для язычников - глупость, а для тех, кто призван - и евреев, и греков, - это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья 'глупость' мудрее людей, и Божья 'слабость' сильнее людей!* (1Кор.1:18-25) |
|||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||