Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 12 октября ст.ст., вт (седмица 19-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 21-й седм.) литургические чтения: Флп.1:8-14 или Кол.1:1-2,7-11; Лк.8:1-3. > Сила нашего Православия - не в человеческой силе. Соблазном > для многих христиан в течение веков было то, что они имели тенденцию > уповать на силы политические, внешние, культурные, и, так сказать, > становиться в хвост всяким власть предержащим, или идеологиям, > или теориям. Когда они это делали, то всегда теряли главное. Это > не значит, что в истории Православия этого не было - было, и очень > часто. Отождествлялись мы и с Византийской империей, и с Российской > империей, теперь имеют тенденцию отождествлять нас с русским > национализмом; христиане на Западе - отождествляются с идеологиями, > с демократией, с тем или иным государством: да мало ли с чем можно > себя отождествить? - даже с понятием социальной справедливости. > Это всё очень хорошие вещи, всё это хорошо <...>. Я даже исповедую > такое свое личное мнение, что ныне общепринятые представления о том, > что единственно правильная общественная система - это национальное > государство, не верны. А может быть, национальные государства всё же > могут жить в единой политической структуре? Свободно, конечно, > и если они сами этого хотят. Почему же одно другого лучше? Всё это > очень относительно, и именно вследствие этой относительности Церковь > в любом случае не может отождествляться ни с какой теорией. Поэтому > я думаю, что сила Православия в том, что оно никогда всецело > не отождествилось ни с чем. <...> > Но у исторического Православия есть и большие слабости, о которых > мы знаем. Они заключаются главным образом в нашей > непоследовательности. Мы верим так, а живем иначе... Очень легко > на всяких научных съездах защищать Православие, выстраивая > очень сложные богословские дискуссии; тогда это получается > очень хорошо. Но вот мы смотрим на свое собственное Православие, - > и они смотрят! - и все мы видим, что получается некоторое > несоответствие... Например, отец Георгий Флоровский в своем труде > "Пути русского богословия" говорит о западном пленении православного > богословия. Это его выражение говорит о том, что действительно, > в течение веков наша школа со времен митрополита Петра Могилы > действовала по западным латинским образцам: в полемическом смысле > употребляли католические аргументы против протестантов, > протестантские - против католических, а собственного - не знали, > и так вот списывали по старинке из каких-то чужих источников. Но это > даже не очень грешная реальность, потому что она происходила > от некоторого культурного кеносиса православного богословия > в течение этих веков. > Но более всего мы страдаем от разделенности. Мы говорим о себе как > о Единой Церкви, - пожалуйста, присоединяйтесь к нам! Но другие > посмотрят - и недоумевают: как же, ведь вот - есть <в Америке> > Греческая, есть Русская, есть Арабская, есть Болгарская Церкви, > и каждая из них только и занимается своими делами. А где же Единая > Церковь? Где она? > Нет ничего более привлекательного и бесспорного в Православном > Предании, как богослужение. Через богослужение мы действительно > достигаем истины и живем ею. Но очень часто мы ощущаем, - особенно > в наших миссионерских условиях, неумение отвечать на вопрос > "почему?" В традиционных православных условиях как-то и вопроса > такого нет о богослужении, но, например, в Америке половина из наших > обращенных в Православие членов хотят знать, почему в богослужении > всё именно так. Наши бабушки не спрашивают: "почему?", - они ходят > и так любят, а там все задают вопросы. И им надо уметь ответить > и объяснить, а если мы не умеем сказать, почему мы так поступаем > и какой смысл богослужения, то люди уходят. > В принципе, в христианстве нет другой миссии, как только "прииди > и виждь". Но некоторые приходят, видят и - уходят. Это может быть > и их грех, но иногда - наш грех. А если наш грех - то... Суд Божий > начинается с Дома Божия. Так что в этом всем нам надо развивать > богословие, ибо в этом его смысл. Как говорил один из святых отцов, > тот, кто молится, тот богослов, а кто богослов, тот и молится. > Созерцание, неотделимое от молитвы, - это и есть богословие. > Но всё-таки, богословие - это слово о Боге, и его нужно как-то > выражать. Благодаря богословию надо блюсти Священное Предание > и уметь различать, что есть Священное Предание, а что - предания > человеческие. Есть Предание - с большой буквы, и предание - с малой. > "Богословие" возвращает нас к самому главному - понятию о Боге > и человеке, к тому, что действительно важно. Увы, многое в нашей > церковной жизни направлено на то, что не важно, и самые главные > страсти разгораются о самых неважных вещах. [ Свящ. Иоанн Мейендорф. ПРАВОСЛАВНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ www.krotov.info/library/m/meyendrf/meyend02.html ] Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051025/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Oct/25.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием, а также умением выбирать то, что действительно важно. И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны, с обильными плодами праведности, что созидаются через Иисуса Христа во славу и хвалу Богу.* (Флп.1:9-11) * * * *Борьба с грехом ценна не сама по себе, а ради обретения единения с Господом.* (иг.Евмений) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |