Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 13 октября ст.ст., ср (седмица 19-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 21-й седм.) литургические чтения: Флп.1:12-20 или Кол.1:18-23; Лк.8:22-25 *. > <.....> Не так важно законопатиться до ушей, как достичь цели, > и в рассказе о буре поражает различие между учениками и Иисусом. > Ученики видят великую и могучую цель: воцарение Мессии. Поэтому они > так и боятся бури - "великая", "могучая", но всего лишь земная цель, > и любое земное обстоятельство может ей помешать. Иисус движется > совсем к другой цели - к Распятию и Воскресению, и Его спокойствие - > спокойствие не всеведущего и всесильного, а спокойствие > целеустремлённого. Он и всесилен, правда, но всемогущество Божие - > такая мелочь по сравнению с самопожертвованием Божиим. * * * > Иисус называет учеников, разбудивших Его во время бури, "маловерами" > (<...> Мф.8,26; у Мк., 4,40 еще резче: "И сказал им: что вы так > боязливы? как у вас нет веры?" У Лк., 8,25 чуть помягче: "Где вера > ваша?"). Разве обратиться к Богу - ко Христу - во время опасности > не есть проявление веры? Так ведь Он не только Бог, Он еще и здесь, > в этой же лодке. Образцом веры может служить один банкир, который > во время финансового кризиса, обманув миллионы вкладчиков, заявил им > по телевизору, что никакого наказания он не понесет, и государство > о его личной судьбе позаботится, потому "мы в одной лодке" (так оно > и вышло, поскольку государство было действительно соучастником > и даже инициатором обмана, в котором участвовал банкир). Вера > не в том, чтобы заклинать ветры, а в том, чтобы дремать, > коли дремлет Бог. И дело не в том, что "всё будет хорошо", а именно > в том, что всё будет нехорошо. Будет Голгофа - на пути к такой точке > зло отдыхает. Вера есть спокойствие там, где неверующий боится > умереть, и вера есть буря в душе там, где неверующий спокоен: "У нас > ни за что не распинают". * * * > Мф.8,27: "Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море > повинуются Ему?" созвучно Мк.1,27 "И все ужаснулись, так что друг > друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам > нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?". Впрочем, > у Марка есть и точная параллель к Мф.8,27 (в 4,41). Только > в Лк.10,20 сохранился эпизод, когда ученики радуются, что духи > повинуются им, а Спаситель срезает: "тому не радуйтесь, что духи > вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны > на небесах". В Мк.1,27 синодальный перевод делает повиновение бесов > признаком новизны учения, но в подлиннике этого нет. Мало ли кому > повиновались бесы! Повиновение вообще - дело нехитрое, почему Иисус > ему Сам не радуется и другим не советует. Когда бесы бунтуют - > бунт выходит кривой, бесплодный, не то что у Иова. Когда > бесы смиряются - смирение выходит кривое и бесплодное. Где теперь > те бесы, что повиновались Иисусу тогда? Гадят помаленьку > по-прежнему, очевидно. И бунт, и послушание могут питаться > ресентиментом, озлобленностью, и тогда стоят ровно столько же, > сколько озлобленность - то есть, ничего. * * * > Воздух кажется таким лёгким - легко поддающимся любому воздействию. > Чтобы бездвижный воздух оживился, достаточно чуть-чуть напрячь губы. > Однако, чтобы остановить уже пришедший в движение воздух, необходимы > силы, которых и в природе-то нет. Человек в силах уничтожить > планету, но не в силах остановить один-единственный ураган. > Вот почему апостолы - рыбаки же! - так перепугались во время бури. > Они лучше горожан и сухопытных людей знали непреодолимость ветра > и способность Иисуса повелевать ветром сказала им больше, чем > Его способность повелевать людьми и болезнями. Русское слово > "повиноваться" восходит к славянскому "вина" - "причина". Обычная > причина движения воздушных потоков - температура, давление и т.п. > И вдруг причиной их движения становится Иисус. Человеку верующему > это знакомо - или должно быть знакомо - или может быть знакомо. > Вся жизнь состоит из сложной цепочки причин и следствий, и причины > нашего поведения таковы, что лучше их именовать по-славянски > "винами". Распорядок действий размерен - и вдруг в наш детерминизм > врывается обжигающее - то обжигающе холодное, то обжигающе теплое, > а иногда и знойно тёплое - дыхание Творца, и мы делаем что-то, > не из наших причин вытекает, а из Его. Мы раскрываем объятья. > Мы падаем на колени. Мы жертвуем собой. Мы творим. И люди, глядя > на такое, говорят: "Они повинуются Ему". Самое жуткое - и самое > естественное - приписать себе сделанное; а ведь так хочется - > сделанное по Его причине, Его воле, Его вине всегда есть самое лучше > в нашей жизни. Но - это всё равно что откусить райское яблоко. > Иногда мы хорошо понимаем, что сделанное - не по нашей воле. Отсюда > слово "призвание". Отсюда упрёк Иисуса апостолам: ну что нервничать, > если на корабле оказались по воле Иисуса. Нервничать надо, > когда штиль, а плывёшь по своей воле... В этом неправда > любой агрессии, связанной с отражением атак на Церковь, со страхом > за Церковь. "А корабль плывёт"... Церковь - Божия, не человеческая: > она не для того, чтобы из-за нее суетились, нервничали, сжигали, > судились, пикетировали, а для того, чтобы в ней отдыхали. > Бога незаметно? Так Он опять спит, как Иисус во время бури. Отсюда > искушение: "воцерковить" всю жизнь, притащить её в алтарь или хотя > бы квартиру всю заставить аналоями и иконами. Словно насыпать > крошек, приманивая Духа Божия - мол, это не мой дом, а Твой, > гули-гули, лети сюда, здесь поспи... Нет уж! В нашей жизни Господь > не дремлет, а <бодрствует> - ведь тут Его воля ох как ограничена > нашей свободой, и мы тут должны быть готовы к любому крушению, - > Он сойдёт с нами и в ад, в крайнем случае. А в Церкви мы должны быть > готовы не к крушению, а к вознесению - которое, заметим, вполне > может быть совмещено с видимой, земной гибелью. [ Яков Кротов. К Евангелию. www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_23.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_26.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_27.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.8:23-27; Мк.4:35-41; эпизод N65 по "Брюссельскому согласованию" +++ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ (Иисус усмиряет шторм): + + + Яков Кротов (будильная молитва маловеров; грубость Иисуса) www.messia.ru/rasylka/003/555.htm#0 + + + митр. Сурожский Антоний - о ёрзанье www.messia.ru/rasylka/004/954.htm#0 + + + Он же: Иисус и бури www.messia.ru/rasylka/002/200.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: маловерие. суетность. ропот... www.messia.ru/rasylka/003/588.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051026/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Oct/26.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Некоторые, правда, возвещают Христа из зависти и соперничества. Но другие - из добрых чувств. Эти - из любви ко мне, зная, что я поставлен Богом защищать Божью Весть. Те же возвещают Христа из своекорыстных побуждений. Они возвещают Христа не от чистого сердца, а думая утяжелить этим мои цепи. Ну и что?! Как бы ни проповедовали Христа, с задней мыслью или от чистого сердца, - неважно, главное, что имя Его возвещается! Я этому рад!* (Флп.1:15-18) * * * *Это Он - Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало, Первенец, первым воскрешенный из мертвых, чтобы первенствовать во всём, потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества. Он всё примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте мир заключив со всем земным и небесным. И вас, некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел, Он теперь примирил с Богом через Свое земное тело, через Свою смерть, чтобы в день Суда поставить вас перед лицом Бога святыми, незапятнанными и безупречными, - если, конечно, вы и дальше будете стоять на твердом и прочном основании веры, не отклоняясь от надежды, что дарована вам Радостной Вестью. Вы ее услышали - она была возвещена всему творению под небесами, и я, Павел, стал ее служителем.* (Кол.1:18-23) * * * *В один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им: - Давайте переправимся на другой берег. Они отплыли. И когда они плыли, Иисус уснул. Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать, и они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его: - Наставник, Наставник, погибаем! Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие волны. Они утихли, и наступило полное безветрие. - Где ваша вера? - сказал ученикам Иисус.* (Лк.8:22-25) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|