Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 4 ноября ст.ст., чт (седмица 22-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 24-й седм.) литургические чтения: Кол.4:2-9 или 1Фес.5:1-8; Лк.11:47-12:1 *. > Доброта не могла бы существовать в этом мире, если бы добрыми были > только хорошие люди. Плохие люди, если бы они вовсе были непричастны > доброте, попросту задавили бы хороших: жадные - щедрых, гордые - > смиренных, каины - авелей. > Даже один-единственный человек не смог бы существовать на земле, > потому что в каждой душе есть свой Каин и свой Иуда, и нам трудно > терпеть не только ближнего, но и себя. В этом смысле хороших людей > вовсе нет: у каждого есть веские, разумные, основанные на стремлении > к добру причины не терпеть ни себя, ни ближнего; что уж говорить > о любви. > Душа говорит нам, что, если мы терпим вокруг себя безобразия, грех, > преступления, то тем самым мы помогаем злу торжествовать в мире. > Совесть наша не возражает: что уж тут возразить. Нейтральных > положений не бывает. Не могут добро и зло идти вровень, хотя > мы часто себя этой мыслью тешим. Если добро отступает, это место > занимает зло. Если праведник унижен, то грешник вознесён > и торжествует. Поэтому и хорошие люди должны быть нетерпимыми, > не должны быть терпимыми. Доброты не должно быть и в мире хороших > людей, так что положение ещё печальнее, чем казалось в начале. > Тем не менее, доброта, терпение и терпимость существуют. Это факт > истории и, видимо, более древний, нежели изобретение колеса. > Уже Адам и Ева были добры друг ко другу, иначе бы они поубивали > друг друга до рождения детей, выясняя, кто виноват в грехопадении. > Они, правда, любили друг друга, но терпели друг друга и миллионы > людей после них, терпели, потому что боялись натолкнуться на чужую > силу. Это не слишком-то благородная терпимость, это терпимость > от трусости. Именно на эту терпимость рассчитывал Господь, > когда запретил убивать Каина, пригрозив, что отомстит за него Сам. > 'Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или > падает' (Рим.14,4). > Слово 'ксенофобия' - 'страх перед чужим', обозначающее крайнюю, > причём биологическую форму нетерпимости, перекликается с этим > текстом: именно то, что иной - 'чужой', с точки зрения человека > есть повод бояться, ненавидеть, бить, с точки зрения Бога > есть причина терпеть. > Когда дети дерутся в песочнице в присутствии родителей, надо > все претензии обращаться к родителям - их ответственность, их вина > (если вина), им и отвечать. Претензии к Богу обращают обычно те, > кто не верит в Него, не ощущает Его силы, не боится знаменитого > 'Мне отмщение, и Аз воздам' (Рим.12,19). Это претензии > не от большого благородства, не от желания пожалеть, а от большой > гордости, от желания выглядеть жалостливее других, соединённых > с некоторой религиозной нечувствительностью, невосприимчивостью > к силе Божией. Если бы эти люди увидели, каков Бог, они бы сразу > заткнулись и забыли бы и про свои слёзы, и про слезинки ребят. > Человек, однако, похож на Бога и уже поэтому не может что-то делать > исключительно из страха, из-за того, что оказался в положении клопа, > которого могут в любой момент прихлопнуть. Доброта из страха > непрочна. И тогда Бог взывает к мстительной расчетливости человека: > 'Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, > напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову > его' (Притч.25,21-22, <Рим.12:20>). > Есть парадокс рычага: если я смирюсь перед злом, оно станет > ещё выше. Творец побеждает этот парадокс не объясняя, что прощать > надо не для того, чтобы победить зло, а чтобы самому быть прощёным, > чтобы самому перестать быть злым. Он соглашается: да, зло станет > выше. Да, наглец обнаглеет ещё больше. Да, тебе будет хуже. Пускай! > Твой конец качелей опустится, а его поднимется, поднимется высоко, > ужасно высоко - и он треснется о небо! > Слова о том, что любящий врага (а 'кормящий' означает в нормальной > ситуации именно 'любящий') собирает 'горящие угли на голову его' > коробят современного человека, ибо вовсе не вяжутся > с супер-возвышенным представлением о терпимости как о нежелании > собирать угли на чью-либо голову. Люди со столь возвышенными > представлениями просто не желают представить себе пожара, > когда огонь рвется превратить в уголь всё окружающее. > Спасение не в том, чтобы опустить руки, а в том, чтобы оттеснить > огонь, чтобы ограничить огонь тем, что он уже захватил. В нашей души > полно горячих углей - любя врага, мы их вышвыриваем из собственной > души - на его голову. Третьего просто не дано. Причём речь идет > именно о враге, то есть не вообще на каждого человека мы сыпем угли, > когда его кормим (вот это был бы кошмар и несправедливость), > а именно на того, который нас ненавидит, у которого в душ`е > уже полыхают угольки. Мы словно лопатой отгребаем угли от себя. > Кормить надо всех, любить надо всех, а вот то, что одним > эти действия в сладость, а другим в жжение - это не наша забота. > Мы опускам себя, мы переворачивам мир. И не наша забота, что не все > из тех, кого мы возносим к Богу, способны выдержать вознесение. > Третьего пути действительно нет. Так уж поставило себя зло, > что воевать с ним - значит, побеждаться им, а терпеть и прощать > зло - значит, причинять ему зло, оставляя его наедине с его > собственной сутью. Хочется, конечно, иногда затоптать угли - да > у нас ноги коротки, а иногда хочется приласкать их - да угли > не для ласканий созданы. Остаётся терпеть и терпеть, а когда совсем > уже невмоготу, припоминать, что главный-то рычаг - не в том, что > мы опускаемся до земли, давая злу возможность вознестись, а в том, > что Христос опустился ниже земли, до ада, дав всему миру возможность > воскреснуть и подняться выше всякого зла. [ свящ. Яков Кротов. АЗБУКА ДОБРОТЫ / РЫЧАГ www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/rychag.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.23:13,29-32,34-36; эпизод N 60 по "Брюссельскому согласованию" смотри также: + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_35.htm + + + www.messia.ru/rasylka/rzerv/kain_avel.txt + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_06.htm ("берегитесь закваски фарисейской") ============================================== === на тему евангельского чтения: === *В кн.: митр. Сурожский Антоний. "НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ" www.mitras.ru/mark/mk_3.htm, смотри размышления над стихами 3:1-5 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ + + + ККЦ: Христианская надежда (к 1Фес.5:8; здесь же - др. ссылки) www.messia.ru/rasylka/004/975.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051117/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/17.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: 'Г`оре и вам, учителя Закона! Вы взваливаете на людей непосильную ношу, а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им! Г`оре вам! Вы воздвигаете надгробия пророкам, а их убили ваши отцы! Вы тем подтверждаете, что одобряете дела своих отцов: они убивали пророков, а вы ставите пророкам надгробия. Потому и изрекла Божья мудрость: "Я пошлю к ним пророков и вестников. Одних убьют они, других будут преследовать. И Я взыщу с этого поколения за кровь всех пророков, пролитую от сотворения мира: от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и святилищем". Да, говорю вам, этому поколению воздастся за всё! Г`оре вам, учителя Закона! Вы присвоили себе ключи от знания и сами не вошли, и тех, кто хочет войти, не впустили'. ... Иисус обратился ... к Своим ученикам: 'Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия!'* (Лк.11:47-52,12:1) * * * *Что же касается времен и сроков, братья, то вы не нуждаетесь в том, чтобы вам об этом писали. Ведь вы сами прекрасно знаете, что День Господень придет внезапно, как вор в ночи. Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" - тогда и нагрянет на них гибель, как внезапно начинаются схватки у роженицы, и не спастись им бегством! Но вы, братья, не во тьме, и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор. Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим ночи и тьме. Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы! Ведь по ночам спят сонливцы и пьяницы напиваются по ночам. А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы, облечемся в панцирь веры и любви, наденем шлем надежды на спасение!* (1Фес.5:1-8) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |