Христос
рождается - славьте! * 21 декабря ст.ст., вт (седмица 29-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 31-й седм.) {Рождественский пост, предпразднство Рождества} литургические чтения: Евр.4:1-13 или Евр.12:25-26; 13:22-25; Мк.10:2-12 *. > Учение о браке в Новом Завете резко отличается от ветхозаветного > именно в том, что основной его смысл - в любви и вечном единстве > мужа и жены. Ни в одном из новозаветных текстов о браке > не упоминается деторождение как цель или оправдание брака. <(Само > по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда > оно сопровождается 'верой, любовью и святостью' (1Тим.2:15))> > Особенно ясно противоположение <новозаветного отношения к браку > ветхозаветному> выступает в трех случаях: > 1. В рассказе синоптиков (Мф.22:23-32; Мк.12:18-27; Лк.20:27-37) > об отношении Христа к закону левирата: интересно, что > это отношение определяется в связи с Его учением о личном > бессмертии, отменяющем беспокойство о бессмертии через потомство... > На вопрос саддукеев, чьей женой будет женщина, вышедшая > последовательно за семь братьев, - Христос отвечает, что в Царстве > Божьем "ни женятся, ни выходят замуж", а живут "как ангелы". > Очевидно, что в этом рассказе речь идет о невозможности в будущей > жизни тех отношений между мужчиной и женщиной, к которым сводился > в иудействе институт брака: половое сочетание и деторождение. Часто > (например, в католичестве) эти слова также приводятся > как доказательство чисто временного характера брака, > даже христианского, и безоговорочного поощрения брака > после вдовства. Если бы это было так, то отношение Христа к левирату > прямо противоречило бы учению апостола Павла о вдовстве и вообще > обо всём учении Церкви о браке как Таинстве <...>. > В действительности, пользуясь случаем вопроса о левирате, Христос > просто утверждает, что, в свете истины бессмертия, брак не может > оставаться в Царстве Божьем утилитарным институтом для деторождения; > положительного учения о браке как о новой христианской реальности > Он в своем ответе не дает. <(Свт. Климент Александрийский говорил, > что в этом ответе "Господь не отвергает брака, но избавляет умы > (саддукеев) от упования, что по воскресении там будут плотские > страсти" ("Строматы", III,12,87).> > 2. В словах Христа о невозможности развода совершенно новая > природа христианского брака выступает яснее и уже прямо > противополагается иудейскому Второзаконию (Мф.5:32; 19:9; Мк.10:11; > Лк.16:18). Нерасторжимость брака сама по себе исключает всякую > утилитарность и предполагает закон любви - вечной связи между двумя > неповторимыми и вечно живущими личностями. Единственное исключение, > допускаемое только в Евангелии от Матфея, - "вина прелюбодеяния" - > не есть, в сущности, то, что на современном юридическом языке > мы называем "поводом для развода". Прелюбодеяние упоминается просто > как доказательство, что брака больше не существует, что Закон > Царства Божьего оказался <невыполненным>, что данная чета не смогла > его принять. Вообще, весь подход Евангелия к тайне человеческой > свободы исключает юридические предписания, формальное следование > которым давало бы "право на билет" в Царство Божие. "Будьте > совершенны, как Отец ваш совершенен" есть призыв к "невозможному". > Призыв Христа к абсолютному единобрачию тоже казался "невозможным" > Его слушателям (Мф.19:10), потому что закон любви - вне категорий > возможного и невозможного. Любовь есть данность, познаваемая самим > опытом; она несовместима с прелюбодеянием: в случае прелюбодеяния > Церковь не "расторгает" брак; собственно, ей нечего "расторгать": > брака как союза любви больше не существует. > 3. В отношении апостола Павла к вдовству явно предполагается, > что христианский брак не прекращается со смертью, ибо "любовь > никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки > умолкнут, и знание упразднится" (1Кор.13:8). Вообще, взгляд апостола > Павла на брак резко отличается от иудейского раввинистического > учения тем, что в Первом послании к Коринфянам апостол так сильно > превозносит безбрачие над браком; правда, это снисходительное > отношение Павла к браку исправляется, в Послании к Ефесянам > и во всём Предании Церкви, положительным учением о браке в образе > Христа и Церкви. Но в отношении вторых (и последующих) браков взгляд > апостола, выраженный в Послании к Коринфянам, подтверждается > всем последующим преданием: "Если не могут воздержаться, > пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели > разжигаться" (1Кор.7:9). Супружеская верность после смерти мужа > или жены является для христиан не только идеалом, но и нормой. > Второй брак (безразлично, вдовцов или разведенных) не благословлялся > в Церкви до X века и является по сей день каноническим препятствием > для вступления в церковный клир. Из нашего современного чина > о "второбрачных" явствует, что Церковь допускает второй брак только > как послабление "плоти". Из последующего будет ясно, что и тут > следует видеть не формальное юридическое или дисциплинарное правило, > а защиту идеала абсолютной единственности и таинственности > христианского брака. [ протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия (I) в сб. Мейендорф. "Православие в современном мире" // М.: "Путь", 1997; стр.7-9 www.pagez.ru/olb/269.php ] (дополнено из работы того же автора "Брак в Православии") ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10; эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию" + + + • Иоанн Мейендорф - БРАК В ПРАВОСЛАВИИ www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html • ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ в переводе на русский иером. Амвросия (Тимрота) www.azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.htm • свящ. Александр Мень: брак в христианстве www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0 • Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал... www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0 • Он же: Брак. Влюбленность. Верность www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0 • Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0 • Дж.А.Т.Робинсон: нет ничего, что было бы "порочным" само по себе... www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5 • Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0 • Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви www.messia.ru/r2/1/326.htm#0 (и продолжения - по ссылке "продолж. темы" внизу страницы, до вып. N 339) • Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060103/orth?cont=rv_ru ***************************************************************** * * к еванг. чтению среды 31-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.10:11-16) www.messia.ru/rasylka/005/1023.htm#0 (свящ. Яков Кротов; ссылки на текст Клайва Льюиса) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его: "Может ли по Закону мужчина развестись с женой?" Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?" Они ответили: "Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство". Иисус возразил: 'Моисей написал вам такую заповедь, потому что сердц`а у вас черствы и упрямы. Но с самого начала, со времен сотворения мира, Бог "создал мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью". Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'. А в доме ученики спросили Его о том же. Иисус ответил: "Кто разведется с женой и женится на другой, тот согрешит, нарушив супружескую верность. И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого, то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12) * * * *Раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе, следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность. Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем. Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали, потому что они не соединили ее с верой. ... Слово Бога живет и действует. Оно острей любого обоюдоострого меча и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей - Слово Бога судит желания и помыслы сердец. Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога, всё предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.* (Евр.4:1-2,12-13) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||||
|
|||||
|
![]() |