ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 9 апреля 2006 г. ст.ст., Великая Суббота. литургические чтения: Рим.6:3-11; Мф.28:1-20. * 10 апреля 2006 г. ст.ст., ПАСХА, воскресение Христово! литургические чтения: Деян.1:1-8; Ин.1:1-17. > Представим случай из нашей повседневной действительности: умирает > наш друг; мы остаемся рядом, наблюдаем, как он становится всё слабее > и слабее, слышим его последние слова и просьбы, его завещание, видим > уже невразумительные движения губ, получаем возможность со стыдом > и мукой сопереживать этой таине опустошения другого человека > до последней наготы души и тела, слышать его бесконечные стоны, > которые оканчиваются жутким воплем, когда каменное бремя бытия > погребает под собой его обессилевшего носителя, мы заботимся > о холодном теле, обмываем и бальзамируем его, заворачиваем > по древнему обычаю в платки и покрывала, опускаем гроб в могилу, > бросаем сверху лопату земли, засыпаем, приваливаем сверху камнем, > запечатываем, ставим стражу, идем домой, копошимся как оглушенные, > полумертвые мухи, как существа, у которых всё настоящее утонуло > в прошлом, а будущее дует сквозняком из пустой трубы. > А на третий день умерший снова с нами, приветствует нас, словно > вернувшись из путешествия, а мы не знаем, смеяться нам или плакать, > потому что подобное просто не предусмотрено шкалой чувств > человеческого опыта, внутри ограниченного спектра наших переживаний > между границами выносимой боли и выносимой радости. > В то время как это событие взрывает нас и мы оказываемся > в состоянии, которому мы не доверяем, не верим, не можем довериться, > потому что для нас, смертных, от него веет чем-то бесчеловечным, > друг показывает нам свои руки и ноги и свой бок, как показывают > сувениры из путешествий, чтобы доказать, что он действительно > был там, а не прятался где-нибудь дома, что он действительно был > в стране мертвых и теней, холода и безысходного плена, на который > лишь намекает гробовая доска, в стране, где любая жизнь - в прошлом, > и всё, что казалось надеждой попавшей туда душе, было у этой души > украдено, будто часы, которые вытащили из кармана так, что и сам > не заметил, где и когда. > Он действительно побывал среди теней Гомера и Вергилия, в шеоле > Псалмов, Иова и книг Премудрости, среди призраков, каким был Самуил, > когда Аэндорская волшебница вызвала его для обреченного на гибель > Саула, который завтра превратится в такую же тень. > Он был там, где нет надежды, где не видно ни малейшей возможности, > помощи, спасения с небес, потому что небеса заперты крепче, > чем железный занавес, и даже жар всего мира или преисподней > не смогут растопить эту завесу, и кто знает вообще, что за этой > завесой: кто-то или никого. > Вот откуда он возвращается и показывает свои раны, отверстия которых > словно взгляд в то, что было, в прошлое, которое само, как таковое, > прошло, и одновременно взгляд в то, что было - ощутимо присутствует > теперь - и будет всегда. > А теперь, дорогие слушатели, предпримем мысленный эксперимент > еще более трудный, еще более фантастический. Предположим, > что умерший, о котором шла речь, был тем, что религиозная > и философская мудрость поздней античности называла Логосом. Если > мы переведем это как "Мировой разум", "Мировая душа", "Космический > разум", то скажем решительно недостаточно; следует сказать: > божественный разум, в той мере, в какой он присутствует в мире, > отражается и выражается в мироздании, божественный смысл мира, смысл > бытия всех вещей, формальная и материальная логика, от подлинности > которых зависят в конечном итоге правда и подлинность > всех составляющих, которые образуют хрупкую целостность > нашей повседневной жизни. Предположим это, в порядке игры ума, > и посмотрим, что тогда выйдет? Тогда вместе со смертью > этого человека всё, что составляет смысл нашего личного бытия > и бытия всего мира вообще, всей природы и истории, ушло бы вместе > с ним в могилу. Причем совсем не в том смысле, в каком любая смерть > является концом света, необратимой утратой и таким образом ставит > под сомнение смысл жизни в целом. Это ни в коем случае не так. Ведь > все остальные живут дальше и продолжают верить в какой-то смысл > бытия, и утверждают его, чтобы жить дальше. Но наша игра мысли еще > не окончена. > Мы должны предположить, что после какого-то не вполне определенного > перерыва, в знаменитый "третий день" Мировой разум вновь воскресает, > и при этом приобретает смысл, логос, логику, которые уже не от этого > мира, уже не преходящие, но непосредственно божественные, вечные, > исполненные так совершенно и всесторонне, что этот смысл не мог бы > быть или стать полнее. Это и есть предположение христианской веры. > В исторической судьбе человека Иисуса Христа заключена окончательная > судьба мира - как природы и как истории человечества - реально > и одновременно символически. Ecce homo: вот Человек! Вот бытие > к смерти! Туда оно уходит, туда нацелено, туда стремится, > туда низвергается: в бездну потерянности. Мертвящая и леденящая тень > конца ложится на всё и спутывает все доводы разума. > Но с воскресением из мертвых, первенец которого - человек Иисус > Христос, человек воскресает из Бога заново, навечно. > По ту сторону смерти начинает Он свою бессмертную жизнь. И эта > вечная жизнь воскресения проливает - благодаря крестной смерти > одного человека - Иисуса Христа, который был Сыном Божиим и принес > жертву за всю вину и смертность человечества - ослепительный свет > на всё смертное существование. "Смерть, где твое жало, где твоя > победа?" Есть смерть, и всё же она упразднилась. Есть крест, и всё > же наступает Пасха. Остались все вопросы, которые ставит перед нами > наше греховное бытие, и всё же: "Если сердце наше осуждает нас, > то Бог больше сердца нашего и знает всё." > Но здесь мы только приступаем к решающему вопросу: что же происходит > в Страстную субботу? Что это за день, когда, как поется в старой > церковной песне, которой вторят Гегель и Ницше, Бог умер, смысл > мира, смысл существования рухнул и разбился, предмет нашей веры, > нашей надежды, нашей любви похищен у нас, так что мы проваливаемся > в несказанную пустоту, разочарование и оставленность: "Неужели > Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти > дни? Что было с Иисусом Назарянином. Мы надеялись было, что Он есть > Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий > день ныне, как это произошло..." Посредине был день смерти, небытия > жизни. > Ни в коем случае не просто день ослабевшей жизни, помраченного > смысла, задремавшей надежды; ни в коем случае не просто день, когда > пара нитей Мирового разума перепутались между собой, в то время как > вся остальная машина, большая часть ее колес исправно крутится > дальше; ни в коем случае не просто день, когда отдельные признаки > здравого смысла исчезли, в то время как основополагающие законы > формальной логики остались незыблемыми, словно ничего не зная > о происшедшем в Иерусалиме. > Напротив, это день, когда Мировой разум был мертв и похоронен, > без всякой надежды, что он вновь приживется там, откуда был вырван, > что вновь закроется бездна, которую он открыл своей смертью. > Действительно: воскресение, которое Бог Отец совершил на мертвом > Сыне, есть действие такой совершенной свободы и благодати, что оно > не липнет ни к чему мирскому, но уходит за пределы смерти, > за пределы этого зияния, этого разрыва и провала, этого падения > и конца света, и поднимается в недостижимые ни для какого разума > и твари области. Тотальный конец и тотальное начало, но что между > ними? > Может быть, смерть, "мертвость" создает своего рода нейтральный, > временный фон, на котором разворачиваются события умирания > и воскресения? И если это невозможно, тогда что вообще происходит > между смертью и воскресением? Что соединяет их так, что они всё же > остаются историей одного существа, которое умирает, и мертво, > и снова воскресает? Одного единственного Мирового разума, который > проходит, и прошел, и в Боге обретает новую, вечную > действительность, настоящее и будущее? > Это проблема богословской логики, наверное, вообще Проблема, > которая, однако, никогда не решалась теологами, потому что, > если отнестись к ней всерьез, есть риск того, что многие > наши архимедовы рисунки на бумаге придут в большой беспорядок. И всё > же это именно то, что Павел называет Logos tou staurou, "словом > о кресте", ради которого он оставил всю мирскую и божественную > мудрость, потому что сам Бог говорит: "Погублю мудрость мудрецов, > и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник > века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ... > я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, > и притом распятого". И воскресшего, естественно, - "Первенца > из мертвых". (1Кор.1:-2:) > Да, Он, Он есть та искомая целостность. Нить между закатом > и восходом, которая не рвется и в смерти. Он спустился в ад, туда, > где нет путей и где не остается следов, и прошел насквозь > через безвыходность, безвременность, безликость, чтобы чудом, свыше > быть спасенным из бездны глубокой могилы, и вместе с собой спасти > братьев в Адаме. И теперь над этой бездной есть что-то вроде > мостика: по благодати воскресения есть вера Церкви, вера Марии, > есть молитва у могилы, ожидание, верность. Мостик этот хрупкий, > но он держит. > Он колеблется не над Безразличием, но над зиянием вечной смерти. > И берега, которые Он соединяет, не сравнимы друг с другом, > их невозможно одновременно охватить взглядом с какой-то высшей > точки, найти между ними разумную, логичную связь силой метода, > мысли, логики; потому что один из них это берег богооставленной > смерти, а другой - берег вечной жизни. > Поэтому нам не остается ничего, кроме как вручить себя Ему, и ступая > по этому мосту, знать, что его построил Он, и что, хотя по Его > благодати мы избежали этого абсолютного обрыва, но при этом, идя > по этому мосту, мы проходим как раз над этим обрывом, над этой самой > страшной пропастью, которой мы не замечаем, и в которую однажды > сорвемся, чтобы самим превратиться из мертвых в воскресших. > Пусть же печать этого превращения ляжет на нашу янусову судьбу, > которая необъяснимо началась, необъяснимо кончается, и необъяснимо > по благодати воскресает; оба лица которой никогда не встречаются > и не могут взглянуть друг на друга; концы которой мы никогда > не сможем свести, потому что веревка над пропастью слишком коротка, > и потому мы должны отдать ее Богу, ибо только Его рука может собрать > воедино наши разбитые части. [ Г.У. фон Бальтазар. (Из сборника радиопроповедей "Du Kroenst das Jahr mit deiner Huld"; русский текст был найден где-то в интернете) ] + + + www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1134.htm#0 Эти дни в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060409&key=days www.days.ru/day.php?date=20060410&key=days -- С воскресением Христовым! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- +Великое молчание царит сегодня на земле, великое молчание и великое одиночество. Великое молчание, ибо Царь спит. Земля содрогнулась и затихла, ибо Бог почил во плоти и пошел пробудить тех, кто спал долгие века ... Он идет за Адамом, нашим праотцем, заблудившейся овцой. Он идет посетить всех, кто сидит во тьме и под сенью смерти. Он идет избавить от их скорби Адама в его узах и Еву, плененную с ним, - Он, их Бог и в то же время их Сын ... "Я Бог твой, и ради тебя я стал Твоим Сыном. Встань, ты, спящий, ибо Я создал тебя не для того, чтобы ты пребывал в аду, закованный в узы. Поднимись из мертвых, Я есмь жизнь мертвых!"+ (Древняя проповедь на Святую Субботу) * * * *Кто благочестив и любит Бога, - да насладится этим прекрасным светлым торжеством! Кто раб благоразумный, пусть войдет радостно в радость Господа своего. Тот, кто потрудился, постясь, пусть получит ныне динарий. Тот, кто работал с первого часа, пусть сегодня примет справедливую плату. Тот, кто пришел после третьего часа, - пусть начнет с благодарностью праздновать. Тот, кто прибыл после шестого, пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет. Тот, кто опоздал и к девятому, пусть подойдет без всякого колебания. Тот, кто успел только к одиннадцатому, пусть не побоится, что опоздал. Ибо Хозяин, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого: Он дает отдых пришедшему в одиннадцатом часу, как и поработавшему с первого; и последнего Он милует, и о первом печется; и тому дает, и этого одаряет; и дела принимает, и намерение приветствует; и действие ценит, и намерение хвалит. Так войдите же все в радость Господа нашего, - и первые и вторые получ`ите награду! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте! Воздержники и нерадивые, этот день почтите! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна - насладитесь все! Телец велик - пусть никто не уйдет голодным! Все наслаждайтесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости Божией! Пусть никто не плачет о своем убожестве - ибо для всех явилось Царство! Пусть никто не скорбит о согрешениях - ибо прощение из гроба воссияло! Пусть никто не страшится смерти - ибо освободила нас смерть Спасителя! Уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над Адом Сошедший во Ад. Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его. И Исаия, предвосхитив это, воскликнул: 'Аду, - сказал он, - горько пришлось, когда встретил он Тебя в Преисподней'. Горько, ибо был он упразднен; горько, ибо был он поруган; горько, ибо был он умерщвлен; горько, ибо был он разрушен; горько, ибо был он связан. Он принял тело - и вдруг обнаружил Бога; принял землю - а встретил Небо; принял то, чт`о видел - и пал от того, чего не видел. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен. Воскрес Христос - и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос - и жизнь торжествует. Воскрес Христос - и ни одного мертвого в могиле. Ибо Христос, восстав из мертвых, стал начатком воскресения усопших. Ему слава и власть во веки веков! Аминь.* ("Огласительное Слово" свт. Иоанна Златоуста, по переводу иером. Амвросия (Тимрота): www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/zvet01u.htm, с некоторыми изменениями) |
|||||
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||