=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 02 ноября 2006 г. ст.ст., среда 23-ьей седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Фес.2:1-8 или 1Фес.4:1-12; Лк.11:42-46 * (24-ой седм.). > Биологический ритм земледельческих цивилизаций, ориентиром которого > было солнце, уступает место техническому ритму надвигающегося > массированного урбанизма. Жизнь в мире заводов и лабораторий уже > не органична, но организованна, ее железобетон убивает чувство живой > природы. Даже самое простое вещество таинств - вода, хлеб, воск, > огонь - исчезает из естественного употребления в человеческом быту > или же фальсифицируется, уже не являясь привычным и понятным > изображением космоса. Литургический символизм также > не воспринимается, ритуал перестает быть непосредственно понятным, > требуя многотрудного посвящения. Новые поколения становятся > всё более и более чужды символам священного. > Современный символизм нашел себе пристанище в эмблемах > и аббревиатурах. Слова обезвожены, и самые обычные предметы кажутся > потерявшими свой первоначальный смысл. В современных храмах свечи > заканчиваются электрическими лампочками - гибрид, который > затрудняешься даже назвать. > Тем не менее именно этот мир продолжает оставаться объектом забот > Бога. Он призывает христианскую мысль к творческому усилию, > указывает на необходимость перевести в современные понятия обширное > наследие прошлого, а драгоценный опыт великих духоносцев привести > к гармоническому согласию с самыми дерзновенными примерами жизни, > мысли и искусства. > Речь идет не о модернизме, но о видении того, что пребывает > над временем и тем самым управляет историей и судьбой человека. > На этом уровне духовная жизнь может вновь открыться человеку > изумленному, ставшему внимательным к знамениям. > В современных условиях, под гнетом перегрузок и нервного истощения > чувствительность изменяется. Медицина защищает и продлевает жизнь, > но в то же время уменьшает сопротивляемость к страданию и лишениям, > поэтому и христианская аскеза, которая есть лишь метод на службе > у жизни, постарается адаптироваться к новым условиям. Героическая > Фиваида/*/ брала на себя исключительные посты и уставы, теперь же > борьба перемещается, человек не нуждается в дополнительном > долоризме/1/; власяница, цепи, самобичевание лишь сломили бы его, > не принеся никакой пользы. Умерщвлением плоти сейчас был бы отказ > от всякой потребности в допинге: скорости, шуме, алкоголе и всякого > рода стимуляторах. Аскезой станет скорее возложенный на себя отдых, > дисциплина периодического и регулярного покоя, тишины, в которых > человек обретает способность - даже в сердце всех шумов мира - > остановиться для молитвы и созерцания, и главное - внимать > присутствию других. Пост, в противоположность налагаемому на себя > изнурению плоти, будет отказом от излишеств, разделением их > с бедными, улыбчивой гармонией. > Подобно ликам святых, форма аскезы отражает эпоху. > Как симптоматично, что в уставшем, раздавленном тяжестью забот мире, > св. Тереза говорит о духовном детстве, прокладывает "тропинку" > и приглашает за "стол грешников". Глубинная психология, со своей > стороны, привлекает внимание к трансцендентности смирения > и к воплощению духовного в социальной жизни. Современная аскеза > видит себя на службе у человеческого, которое было воспринято > в Воплощении; она решительно сопротивляется всякому умалению > или устранению человека. > "Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями" (Ин 15:15). > Эти слова Господа возвещают полноту меры возраста человека, когда > человек превосходит человека. Духовная жизнь ориентируется > на божественную Дружбу, аскеза освобождается от исправительной > ментальности и переходит к профилактической терапии. Похоже, > что повсюду монашество начинает постепенно искать уже нечто большее, > чем просто соматическая и психологическая аскеза Средних веков, > а именно - эсхатологическую аскезу первых веков, такой акт веры, > который претворял бы все человеческое существо в радостное ожидание > Парусии. > Опытные духовные наставники, "старцы", сейчас более редки, > чем когда-либо, но зато уже существует обширная аскетическая > литература, излагающая очень точное знание человеческой души. > Если Фрейд и Юнг выражают восхищение психологическим гением > Достоевского, то это потому, что он очень многое почерпнул > из писаний великих духовных подвижников прошлого. > Начиняя с Климента Александрийского и Оригена духовная жизнь носит > название аскезы. Это слово означает старание, упражнение, труд. > Негативная аскеза ограничений сочетается с позитивной аскезой > стяжания харизм и духовного возрастания в них. В широком смысле > слова аскет - это христианин, внемлющий призыву Евангелия, заповедям > блаженства, ищущий смирения и чистоты сердца, дабы сделать свободным > своего ближнего/2/. [ Павел Евдокимов. Этапы духовной жизни // М.: СФМВПХШ, 2003; стр. 61-3] ------------------------------------- /*/ +Фиваида+ - обширная пустынная равнина в Верхнем Египте, здесь - синоним первоначального монашества - +прим. редактора рассылки+. /1/ Учение о пользе и нравственной ценности страдания. - +прим. ред. <печатного издания>+. /2/ Ср.: "...Чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему" (Иер 34:17). - +прим. ред. <печатного издания>+. ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.23:4,6-7,23,27-28; эпизод N 60 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#60) + к евангельскому чтению: +++ Яков Кротов: фарисей и пустота www.messia.ru/rasylka/004/974.htm#0 +++ Он же: Предвозлежания и председания www.messia.ru/rasylka/003/611.htm#0 +++ Он же: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола... www.messia.ru/rasylka/003/533.htm#0 +++ Его же другие размышления в связи с фарисейством: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_27.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_18_09.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061115/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-11-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Горе вам, фарисеи! / Вы платите десятину с мяты, руты и прочей зелени, а о справедливости и о любви к Богу забыли! / Вот что надо бы делать, и о другом не забывая! Горе вам, фарисеи! / Вы любите сидеть на почетных местах в синагогах и чтобы вас почтительно приветствовали на площадях. / Горе вам! / Вы как могилы без могильного камня: / люди ходят по ним, не подозревая об этом". Тогда один из учителей Закона возразил Иисусу: "Учитель, этими словами Ты оскорбляешь и нас!" Иисус сказал: "Горе и вам, учителя Закона! / Вы взваливаете на людей непосильную ношу, / а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им!" (Лк.11:42-46) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (еп. Иоанн (Шаховской)) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1677.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1th.htm#2:1 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#11:42 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|