=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 03 ноября 2006 г. ст.ст., четверг 23-ьей седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Фес.2:9-14 или 1Фес.5:1-8; Лк.11:47-12:1 * (24-ой седм.). > 11.37-12.1 ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ И УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА > (Мф 23.1-36; Мк 12.38-40; Лк 20.45-47) > 37 Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его > 38 к себе на обед. Иисус вошел в дом и сел за стол. • А фарисей, > увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен. > 39 Но Господь сказал ему: > - Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу > 40 и блюдо, но внутри полны жадности и злобы. • Глупцы! Разве > не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри? > 41 Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет > чистым! > 42 Горе вам, фарисеи! > Вы платите десятину с мяты, > руты и прочей зелени, > а о справедливости и о любви к Богу забыли! > Вот что надо бы делать, > и о другом не забывая! > 43 Горе вам, фарисеи! > Вы любите сидеть на почетных местах в синагогах > и чтобы вас почтительно приветствовали на площадях. > 44 Горе вам! > Вы как могилы без могильного камня: > люди ходят по ним, не подозревая об этом. > 45 Тогда один из учителей Закона возразил Иисусу: > - Учитель, этими словами Ты оскорбляешь и нас! > 46 Иисус сказал: > - Горе и вам, учителя Закона! > Вы взваливаете на людей непосильную ношу, > а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им! > 47 Горе вам! > Вы воздвигаете надгробия пророкам, > а их убили ваши отцы! > 48 Вы тем подтверждаете, > что одобряете дела своих отцов: > они убивали пророков, > а вы ставите пророкам надгробия. > 49 Потому и изрекла Божья Мудрость: > 'Я пошлю к ним пророков и вестников. > Одних убьют они, других будут преследовать. > 50 И Я взыщу с этого поколения за кровь всех пророков, > пролитую от сотворения мира: > 51 от крови Авеля до крови Захарии, > убитого между жертвенником и святилищем*. > Да, говорю вам, > этому поколению воздастся за все! > 52 Горе вам, учителя Закона! > Вы присвоили себе ключи от знания > и сами не вошли, > и тех, кто хочет войти, не впустили. > 53 Иисус ушел оттуда, а учителя Закона и фарисеи, обозлившись > на Него, стали приставать к Нему с многочисленными вопросами, > 54 чтобы запутать Его и поймать на слове. > 12.1 Тем временем собралось несметное количество народу, так что > в толпе давили друг друга. Иисус обратился сначала к Своим > ученикам: > - Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия! > ------------------------------------------------ > *53 +Иисус ушел оттуда+ - в некоторых рукописях: > 'Когда Он говорил им это'. > ------------------------------------------------ > *42 || Лев 27.30 *51 || Быт 4.8; 2Пар 24.20-21 > *12.1 || Мф 16.6; Мк 8.15 <.....> > Ст. 47 - Предания сообщают о мученической кончине многих пророков: > так, например, согласно апокрифам, Исайя был перепилен деревянной > пилой, а Иеремия был побит камнями. Во время Маккавейских войн > погибло много мучеников за веру (см. также Евр 11.35-38). У нас есть > свидетельства, что в I веке в Палестине был 'гробничный ренессанс'. > Начинает формироваться что-то вроде культа святых. Над местами > захоронения пророков возводились роскошные гробницы (например, > гробницы Давида и Авраама). Могилы украшались памятниками прекрасной > работы и надгробными камнями из мрамора. Правда, были люди, и тогда > возражавшие против излишеств и заявлявшие, что лучшими памятниками > праведных являются их дела. > Ст. 48 - На первый взгляд может показаться, что строительство > гробниц для убитых отцами пророков свидетельствует о раскаянии, > о том, что сыновья пошли иным путем, чем отцы. Но Иисус утверждает > обратное. Конечно, перед нами парадокс, но он основан на реальном > житейском опыте. К сожалению, люди всегда любят и почитают только > мертвых пророков. Фарисеи и учителя Закона утверждают, что, будь они > на месте своих отцов, они поступили бы иначе. Но, встретившись > с Иоанном, Иисусом и Его последователями, они ведут себя > как истинные сыновья отцов-убийц. Они строили памятники пророкам, > предвещавшим приход Помазанника, но предали смерти самого > Помазанника. Это говорит о поверхностном характере их раскаяния, > которое выражается не в преображении всей жизни, а только > в сооружении памятников. Перед нами опять внешние, а не внутренние > изменения. Сердца их остались слепы и жестки. Ср. Деян 7.52. > Ст. 49-51 - =Я пошлю к ним пророков и вестников...= - это не цитата > из Священного Писания, Иисус говорит от имени Бога, которого > Он называет Божьей Мудростью. Именно Бог посылал в мир Своих > пророков и вестников. История как ветхозаветной, так и новозаветной > Церкви была трагической, потому что люди выступали против Бога, > который из великой любви к ним посылал Своих вестников, стремясь > призвать их к раскаянию, но вместо того, чтобы раскаяться, > люди преследовали и убивали Божьих посланцев. > Бог посылает этим людям пророков и =вестников= (буквально: > 'апостолов'). Здесь, вероятно, речь идет о новых христианских > пророках и апостолах, а не только о ветхозаветных праведниках. > Из Деяний апостолов известно об убийстве Стефана (7.57-60) и Иакова, > сына Зеведея (12.1-2), о гонениях на Петра и Павла. Письма Павла > свидетельствуют о том, сколько страданий пришлось перенести ему > и его друзьям ради Христа. Согласно христианским преданиям, во время > гонений императора Нерона погибнут не только Петр, распятый > на кресте, но и огромное число римских христиан. > Ст. 50 - Иисус обвиняет религиозных лидеров народа в том, что > они пролили кровь пророков. Хотя Библия молчит о мученической смерти > пророков, в еврейской традиции почти во всех пророках видели > мучеников. Так, мучениками считались Исайя, Иеремия, Иезекииль, > Амос, Михей и Захария, сын Иодая. > Причем людям придется отвечать и за грехи предков, потому что грехи > сыновей переполнили чашу терпения Божьего. На них падет эта кровь, > взывающая к возмездию (Быт 4.10; Иов 16.18; Ис 26.21; Иез 24.7-8). > Но народ только отчасти виновен в смерти Божьих посланцев. > Самый суровый приговор будет вынесен пастырям - тем, кто по своему > положению и образованию должен был бы первыми принять их, но кто > свою собственную волю поставил выше Божьей. > Ст. 51 - О том, что =Авель= считался первым праведником, см. > Евр 11.4 и 1Ин 3.12. Среди ученых не прекращается спор о том, кто > имеется в виду под =Захарией=. Так назывался один из пророков, > но Библия ничего не говорит о его мученической кончине. Кроме того, > этот Захария должен быть священником, потому что он был убит там, > где могли находиться одни священники: =между жертвенником > и святилищем=. Но пророк Захария совершал свое пророческое служение > в то время, когда Храм лежал в руинах. Библия упоминает > свыше тридцати человек, носивших это имя. Некоторые отцы Церкви > (Григорий Нисский, Епифаний) полагали, что речь идет об отце Иоанна > Крестителя. Но большинство склоняется к мнению, что это > был священник Захария, сын Иодая, об убийстве которого повествуется > во 2Пар 24.20-22. Он был побит камнями за то, что обличал народ, > оставивший Господа. Умирая, он говорил: 'Да видит Господь > и да взыщет!' (ст. 22). О первом убийстве на земле повествует Бытие, > первая книга Священного Писания Ветхого Завета, а об убийстве > Захарии - 2 Книга Паралипоменон, которая в еврейской Библии > считается последней. > Иисус торжественно подтверждает, что вина за все преступления, > совершенные в истории народа Божьего, падет на головы людей, > готовящихся совершить убийство Сына Божьего. > Ст. 52 - Учителя Закона присвоили себе =ключи от знания=. Это ключи, > данные Писаниями, которые открывают людям Царство Бога. Налагая > на них неподъемную ношу мелочных требований, учителя отвлекают их > от действительного исполнения воли Божьей, которая заключается > в любви, милосердии и справедливости. В Талмуде есть замечательное > изречение: 'Тот, кто обладает знанием, но не имеет страха > перед Небом, подобен хранителю сокровищницы, которому были вручены > ключи от внутренних покоев, но не от наружной двери'. Ср. Мф 23,13: > 'Вы запираете от людей Царство Небес' и 16.19, где Иисус вручает > Петру ключи от Царства. > =Сами не вошли и тех, кто хочет войти, не впустили= - > хотя словосочетание 'войти в знание' звучит несколько странно, > вероятно, здесь аллюзия на дом Мудрости (Притч 9.1). > Ст. 53-54 - Слова Иисуса не вразумили Его противников. > Вместо раскаяния они начали задавать Ему множество вопросов, > целью которых было поймать Его на слове, чтобы обвинить в нарушении > Закона и расправиться с Ним. > Ст. 12.1 - В Евангелиях Матфея и Марка Иисус обращает > Свое предостережение к ученикам тогда, когда они не могут думать > ни о чём, кроме хлеба. Но у Луки Он произносит эти слова > после открытого обличения фарисеев, и они обращены не только > к ученикам, но и к толпе народа, как всегда собравшегося > вокруг Иисуса. Ведь среди толп, окружавших Иисуса, есть не только > потенциальные ученики, но и те, что станут Его врагами. Слово > Иисуса - меч разделения. > В Новом Завете слово =закваска= имеет отрицательный смысл (кроме > 13.21 и Мф 13.33), она символизирует зло (см. 1Кор 5.6-8; Гал 5.9). > Фарисеи (у Марка 'фарисеи и иродиане', у Матфея 'фарисеи > и саддукеи') в Евангелии всегда выступают как враждебная Иисусу > сила. =Лицемерие= - в Евангелиях фарисеи названы лицемерами > не столько потому, что они обманывают других, когда их слова > и их поведение расходятся друг с другом, но прежде всего потому, что > они обманывают самих себя./&/ Фарисеи сознательно или скорее всего > подсознательно убеждены в том, что знают волю Бога лучше других и, > возможно, лучше самого Бога. ------------------------------------- /&/ Несознательное лицмерие, видимо, правильнее назвать "ханжеством". (Впрочем, словари русского языка не отмечают этой разницы.) - +ред. рассылки+. > Отец Александр Мень говорит: 'Читая сегодня грозные речи Иисуса, > направленные против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют > свою совесть, думая, что они относятся лишь к верхушке иудейского > общества I века. Но тогда за этими речами остался бы только > исторический, преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью > приложимо к недостойным представителям любой религии и церкви, > к их самодовольству, ханжеству, консерватизму, обрядоверию. > Законники и клерикалы всех мастей легко превращались в гонителей. > Вспомним хотя бы участь Афанасия Великого и Златоуста, Савонаролы > и Гуса, митрополита Филиппа и многих других, кто прошел > свой крестный путь по воле 'лжебратий'. Извращение веры, гордыня, > дух культового формализма, расчеты 'задобрить' Бога исполнением > внешних уставов живучи, как и все человеческие грехи. Древних > фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само 'фарисейство'/*/. ------------------------------------- /*/ А.Мень, Сын Человеческий <// М., 1997>, с. 406. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.287-9,293-7 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.23:13,29-32,34-36; эпизод N60 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#60) ============================================== === на тему евангельского чтения: === *В кн.: митр. Сурожский Антоний. "НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ" www.mitras.ru/mark/mk_3.htm, смотри размышления над стихами 3:1-5 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ смотри также: + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_35.htm + + + www.messia.ru/rasylka/rzerv/kain_avel.txt + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_06.htm ("берегитесь закваски фарисейской") + + + свящ. Яков Кротов: собирание горящих углей www.messia.ru/rasylka/005/1324.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061116/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-11-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали, чтобы ваш образ жизни был достоин Бога, зовущего вас в Свое Царство и славу. Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога, что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас, приняли его не просто как человеческое слово, а воистину как Слово Бога, как силу, действующую в вас, потому что вы верите.* (1Фес.2:12-13) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1678.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1th.htm#2:9 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#11:47 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|