=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 10 ноября 2006 г. ст.ст., чт 24-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Фес.5:1-8 или 2Фес.2:13-3:5; Лк.13:1-9 * (25-ой седм.). > ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ > Для верующего история не есть бесконечно возобновляющийся цикл; > в ней есть движение вперед, отмеченное посещениями Богом в избранные > времена, дни, часы, сроки: Господь пришел, приходит непрестанно > и придет cудить мир и спасти верующих. Чтобы обозначить особо > знаменательные явления Божии в ходе истории, рассматриваемой > как одно целое, употребляется особое выражение 'День Господень', > иногда сокращенно 'День' или 'тот День'. Прежде всего > это историческое событие, день в абсолютном смысле, день торжества > Бога над Своими врагами. Затем это культовой термин, обозначающий > день, особо посвященный поклонению Богу. Взаимная связь между этими > двумя значениями ясна. В культе вспоминается и возвещается > определенное явление Бога в истории; и это историческое событие, > как исходящее от Бога, выходит за пределы времени; оно принадлежит > к вечному Божиему настоящему, которое через культ актуализируется > в историческом времени. > (Ветхий Завет) > I. ВОЗВЕЩЕНИЕ ДНЯ ЯГВЕ > Ожидание молниеносного действия Ягве в пользу Израиля выражалось, > по-видимому, уже очень рано в народных верованиях: ожидали 'дня > света' (Ам 5.18). У пророков от VIII до IV века можно проследить > определенную схему изображения Дня Господня, несмотря на различные > вариации. Раздается боевой клич Ягве (Соф 1.14; Ис 13.2): 'близок > День, близок День Ягве!' (Иез 30.3; Ис 13.6; Иоиль 1.15) > и Он собирает Свои воинства к бою (Ис 13.3 слл). Это день мрачный > (Иез 30.3), огненный (Соф 1.18; Мал 3.19); небеса свертываются > (Ис 34.4), земля сотрясается (Иоиль 2.1,10 сл), мир опустошается > (Ис 7.23), погружаясь в безлюдие подобно Гоморре (Соф 2.9) или > пустыне (Ис 13.9). Ужас охватывает людей (Ис 2.10,19): они прячутся > (2.21) в полном смятении (Иез 7.7), в испуге (Ис 13.8); их поражает > слепота (Соф 1.17), руки опускаются (Иез 7.17), сердце истаивает > (Ис 13.7), устоять невозможно (Мал 3.2). Пришло общее истребление > (Соф 1.18), суд, отсев (Мал 3.20), очищение (3.3); это конец > (Иез 7.6 сл). > Хотя такое описание в послепленную эпоху уже имело в виду последний > день, первоначально оно относилось к событиям, происходящим в ходе > истории. Так, 'Днем Ягве' было разрушение Иерусалима (Иез 13.5; > 34.12; Плач 1.12; 2.22). <.....> <.....> > II. ОЖИДАНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ > Ягве ведет историю к ее завершению. В силу этого возвещение Дня Ягве > для Израиля превращается в возвещение Дня и для всего мира. > Этот День настанет не в течение времени, но в конце времен, > при конце нынешнего мира. <.....> > (Новый Завет) > С пришествием Иисуса Христа время приобретает новое измерение, и это > сказывается в сложности применяемых теперь словесных выражений. > По-прежнему речь идет о Дне посещения (1Петр 2.12), гнева > (Рим 2.5), Суда (2Петр 2.9), о 'дне том' (Мф 7.22), Дне Господнем > (1Фес 5.2; 2Фес 2.2), - но также о Дне Господа Иисуса (1Кор 1.8), > Дне Христовом (Флп 1.6,10), Дне Сына Человеческого (Лк 17.24 слл); > встречаются также слова апокалyпsiс (<"откровение, явление">; > 2Фес 1.7; 1Петр 1.7,13), eпiфаneiа (<"(по)явление">; 1Тим 6.14; > Тит 2.13), парouсiа (Мф 24.3,27; 1Фес 2.19; 2Фес 2.1; 1Кор 15.23; > Иак 5.7 сл; 1Ин 2.28). Это последнее выражение означает обычно > 'присутствие' (2Кор 10.10) или 'пришествие' (2Кор 7.6 сл); > оно применялось в греко-римском мире для обозначения официальных > приездов императоров; его употребление в Новом Завете может также > происходить от ветхозаветной традиции апокалиптиков, относящейся > к 'пришествию Господа' (напр. Зах 9.9). Этот краткий обзор > новозаветной терминологии показывает, что отныне День Господень > означает День Христов. Согласно некоторым текстам (2Тим 1.10), > само Воплощение уже можно считать Богоявлением; в других текстах, > хотя образы апокалиптики Ветхого Завета еще сохраняются, заметно > стремление к более духовному представлению. > Осуществилось ли полностью пришествие Господне с явлением на земле > Иисуса из Назарета, ставшего Господом? Между традиционной > эсхатологией и ее актуализацией остается известная > несогласованность. Иоанн Креститель возвещает, что Судия конца > времен уже 'грядет' (Мф 3.11) и при крещении Дух Св. 'нисходит' > на Иисуса (3.16). Однако впоследствии Иоанн задается вопросом: есть > ли Иисус Тот, 'Который должен прийти' (11.3)? 'Близко Царство > небесное' возвещает Иисус в выражениях, подобных тем, в которых > в Ветхом Завете возвещался День Господень; оно уже 'достигло' людей > (12.28). В то же время в день Пятидесятницы исполняется пророчество > Иоиля: День Господень положил начало 'последним дням' (Деян 2.17); > и когда в Церковь вступают язычники, исполняется пророчество Амоса > (Деян 15.16 слл). Однако ни Пасха, ни Пятидесятница, кроме как > в богослужении, 'Днем Господним' не именуются. День Господень > осуществлен в некоторой степени в 'дни' Господа Иисуса, но в этом > выражении всё еще содержится надежда христиан, ожидающих > Его возвращения. > 1. +День Сына Человеческого.+ - Ибо Тот, Кого они ожидают в конце > времен, есть Иисус прославленный - согласно видению Даниила - как > Сын Человеческий, о чём возвестил Он Сам (Лк 17.24 слл). По т.н. > 'логиям' видно, что Иисус пользуется традиционными грандиозными > образами теофаний Ветхого Завета и знамениями конца времен, > в особенности в 'апокалипсисе синоптиков' (Мф 24 п). В них предстают > образы войны (24.6 слл), космические образы (24.29), восстание > идолопоклонников (24.15), отсев при суде (24.37-43), внезапность, > непредвидимость грядущего Дня (24.44). Ново по отношению к Ветхому > Завету пришествие Сына Человеческого в Его славе (24.30 сл). > Подобные же образы используются в других апокалиптических текстах > Нового Завета. Так, напр., Павел говорит о трубе и архангеле > последнего часа (1Фес 4.16 сл; 1Кор 15.52), о том, что день придет, > как вор, неся ужасные муки (1Фес 5.3), и ознаменует окончательную > победу над врагами (1Кор 15.24-28); но Павел добавляет также, > что затем произойдет воскресение мертвых и встреча со Христом, > нисходящим с неба (1Фес 4.16 сл). В Откр Ин равным образом рисуются > образы войны (гнев, воинства, победные клики), суда (разбирательство > дел) (Откр 20.12 сл), и космического преображения (21.1). Итак, > День Господень будет знаменовать торжество Бога (В.З.) чрез Сына Его > Иисуса (Н.З.). Тогда произойдет 'восстановление всего' (Деян 1.6; > 3.19 сл) ради спасения (1Петр 1.4 сл), и это будет сопровождаться > славным преображением наших тел (Флп 3.20 сл). <.....> > III. ПАСХА И ПАРУСИЯ > Каково бы ни было значение конца истории, которое увенчается > пришествием Спасителя, оно не должно заслонять от верующего значения > дня Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже > во славе, и в известном смысле мы живем уже в сиянии Его Дня. > 1. +'Сыны Дня'+ (1Фес 5.5). - Употребляя эти слова, Павел выражает > в них общую веру. С тех пор как Христос воскрес, верующий > не принадлежит больше ночи, но Дню; День не только то, чего ждут > в близком будущем - хотя уже одного этого ожидания достаточно, > чтобы освещать путь христианина - День этот уже духовно присутствует > в душе верующего, делая его 'чадом света' (Еф 5.8). Подобное же > убеждение выражается и в других местах богословским языком: > крещением мы уже воскресли со Христом (Рим 6.3 сл), спасение > уже дано (Еф 2.5 сл), наша жизнь сокрыта в Боге (Кол 3.3 сл). <.....> [ Paul Auvray & Xavier Leon-Dufour. www.krotov.info/library/bible/comm/den.htm / СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ // Киев-М., 1998; стр.270-5 ] ------------------------------------- * Эпизоды NN62~,103~ по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#62) ======================================================= === См. на тему чтения из 1Фес.5: === * свящ. Cергий Желудков: День Господень настанет внезапно... www.messia.ru/rasylka/002/250.htm#0 * К.С.Льюис: Бог инкогнито www.messia.ru/rasylka/002/006-12.htm#N09 * митр. Сурожский Антоний: Царствие Божие усилием берется. День Суда. Совесть влечет нас на Суд www.messia.ru/rasylka/003/612.htm#0 * К.С.Льюис о христианской надежде www.messia.ru/rasylka/002/071.htm#0 www.messia.ru/rasylka/003/329.htm#2 * Катехизис Католической Церкви: христианская надежда www.messia.ru/rasylka/004/975.htm#0 ================================================== *** *** ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ евангельского чтения: **** * +++ Яков Кротов: об 11 сентября 2001г. www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_13_4.html +++ свящ. Вячеслав Резников: бедствия и грехи www.messia.ru/rasylka/003/619.htm#0 +++ Феофилакт, архиеп. Болгарский - толкование притчи о бесплодной смоковнице www.messia.ru/rasylka/005/1331a.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061123/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-11-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Что же касается времен и сроков, братья, то вы не нуждаетесь в том, чтобы вам об этом писали. Ведь вы сами прекрасно знаете, что День Господень придет внезапно, как вор в ночи. Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" _ тогда и нагрянет на них гибель, как внезапно начинаются схватки у роженицы, и не спастись им бегством! Но вы, братья, не во тьме, и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор. Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим ночи и тьме. Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы! Ведь по ночам спят сонливцы и пьяницы напиваются по ночам. А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы, облечемся в панцирь веры и любви, наденем шлем надежды на спасение!* (1Фес.5:1-8) * * * *В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах, чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных, когда они совершали жертвоприношение. Иисус сказал им в ответ: "Вы думаете, эти галилеяне были грешнее всех остальных галилеян, раз с ними такое случилось? Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они! Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила? Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!" Иисус рассказал такую притчу: "У одного человека посажена была в винограднике смоковница. Он пришел туда и стал искать на ней плодов, но не нашел. И тогда он сказал виноградарю: 'Вот уже три года прихожу я сюда и всё ищу на этой смоковнице плодов, а их нет. Сруби ее! Зачем она землю занимает?' Но тот ему ответил: 'Хозяин, оставь ее еще на год. Я окопаю ее, унавожу землю. Может, в следующем году она начнет плодоносить? А нет, тогда срубишь'".* (Лк.13:1-9) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1685.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |