=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 28 февраля 2008 г. ст.ст., среда {1-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.2:3-11; Быт.1:24-2:3; Притч.2. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080312/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-03-2008 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- > "Человек есть то, что он ест" - провозгласив это, немецкий > философ-материалист Фейербах был убежден, что этим утверждением > он положил конец всем "идеалистическим" рассуждениям о природе > человека. На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил > самую что ни на есть религиозную идею человека. Ибо задолго > до Фейербаха такое же определение человека было дано в Библии. > В библейском рассказе о сотворении мира человек представлен, прежде > всего, как существо алчущее, а весь мир - как его пища. Согласно > автору первой книги Бытия, сразу же за приказом плодиться > и владычествовать над землею, человеку предписывается есть от плодов > земли: "... вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя... И всякое > древо, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" > (Быт.1,29). Для того, чтобы жить, человек должен есть; он должен > принять мир в свое тело и превратить его в себя, в свои плоть > и кровь. Человек, действительно, есть то, что он ест, а весь мир > явлен как праздничная трапеза. Этот образ праздничного пира, > пронизывающий всю Библию, и есть центральный образ жизни. Образ > жизни при ее сотворении, а также образ жизни в ее конце > и исполнении: "... да ядите и пиете за трапезою Моею, в царствии > Моем" (Лук.22,30). <.....> > Как пища человека, мир не есть нечто +материальное+, ограниченное > "физическими" потребностями человека, и, тем самым, противоположное > потребностям его "духовным". В Библии всё существующее, > всё творение, есть дар Божий человеку, оно существует, чтобы человек > мог познать Бога, чтобы его жизнь стала причастием Богом созданной. > Богом дарованной жизни. Мир - это Божественная любовь, ради человека > соделанная его пищей, его жизнью. Бог +благословляет+ всё, что > Он творит, и на языке Библии это означает, что всё творение > есть знамение и орудие Его присутствия, мудрости, любви > и откровения - "вкусите и видите, яко благ Господь!" (Пс.33:9). > Человек - существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое "алкание", > всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире > алчет не только человек. Всё существующее, вся тварь, живет > "питанием" и зависимостью от него. Но единственность человека > во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять > Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен > и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, > и в этом - царское достоинство человека, призвание и назначение быть > царем Божьего творения... > Сотворив животных в помощь человеку, Бог приводит их к Адаму, "чтобы > видеть, как он назовет их, и, чтобы, как наречет человек всякую душу > живую, так и было имя ей" (Бытие 2,19). А в Библии имя - > это неизмеримо больше, нежели средство для отличения одной "вещи" > от другой. В библейском миропонимании, имя являет саму сущность > вещи, или - вернее - сущность ее, как дара Божьего. Назвать вещь - > это значит в Библии - принять, опознать вложенные в нее Богом смысл > и ценность, принять как дар Божий, познать место и назначение ее > в Божьем мироздании. Назвать вещь, таким образом, означает - > благословить Бога за нее и ею. И в Библии это не "культовый" акт, > а сама сущность жизни, как постоянно даруемой Богом. Бог всё сущее > наполнил Своей любовью, Своей благодатью, всё сотворил "хорошим > весьма". И потому "естественным", а не "сверхъестественным" ответом > на этот дар и является ответное благословление. > Благословлять Бога, благодарить Его, видеть мир таким, каким видит > его Бог, быть "соработником" Бога - и в этом благодарении > и приятии - познавать мир, называть его, распознавать сущность его, > как "алкания и жажды" Бога - таковы те свойства человека, которые > и отличают его от всей прочей твари. Homo sapiens - да, homo faber > <("человек производящий")> - да, но, прежде всего - Homo Adorans > <(букв. "человек поклоняющийся")>, человек способный благодарить, > славословить и понимать... > Но не только царем твари создан человек, а и +священником+ - будучи > средоточием мироздания, человек объединяет его в акте благословения > получая мир и, одновременно, принося его Богу. И, совершая > это благодарение, эту евхаристию, он претворяет свою жизнь - ту, > которую в "пище" принимает от мира - в жизнь в Боге, в причащение > Божественному бытию. Мир был сотворен, как +материя+ одной > всеобъемлющей Евхаристии, а человек - как священник, совершающий > это космическое таинство... > И люди, если не разумом, то инстинктом, знают и понимают это. > Столетия "секуляризма", отпадения от Бога, не смогли превратить пищу > и питание в нечто всего лишь "материальное" и утилитарное. Принятие > пищи по-прежнему сохраняет черты обряда - последнего "естественного > таинства", совершаемого в кругу семьи или друзей, +таинства жизни+, > которое есть нечто большее, нежели просто "еда" и "питье", > чем простое удовлетворение телесных нужд. И вот, даже не отдавая > себе отчета - в чём это "нечто большее", люди всё равно стремятся > к нему. Сами того не зная, они алчут и жаждут жизни как +таинства+. [ свящ. Александр Шмеман. За жизнь мира (гл. 1) www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=906&art_id=7438 www.geocities.com/Athens/Sparta/6701/life_2.htm ] * * * > В начале Ветхого Завета первая строчка книги Бытия говорит, что > Бог сотворил небо и землю. В этих коротких словах содержится > всё благовестие о том, что мы Богом сотворены, что всё Им сотворено, > всё вызвано из небытия державным, чудодейственным Божиим словом. Но > не словом власти, не словом, которое принуждает нас к нежеланному > бытию, а словом любви. Господь, когда творит мир, как бы каждой > твари говорит: "Приди и раздели со Мной радость бытия! Приди, потому > что ты Мне дорога; приди: вся Моя любовь раскрыта перед тобой, вся > Моя любовь тебе предложена и дана..." Творение - это чудо, когда Бог > по Своей любви зовет нас на праздник, на пир взаимной любви. Если бы > мы могли себе представить, что случилось в этот момент: как каждая > тварь, от самой малой крупинки песка, от самой нежной былинки > до человека - самого сложного, что есть на свете, - возникала > из небытия и вдруг воспринимала бытие, вдруг познавала: > "Я существую! Я есть! И я есть, потому что передо мной - Бог, > Который меня возлюбил и меня призвал к взаимной радости, к взаимному > празднику любви..." Какое чудо это должно было быть, когда каждая > тварь, возникая из небытия, вдруг оказывалась лицом к лицу > с Божественной любовью! И какое чудо, какая радость, какое диво > каждой твари взглянуть в Божественную любовь и, оглянувшись, увидеть > себя окруженной другими тварями, которые так же Богом любимы, > которые так же Богу дороги и которые в этом девственном, первичном > своем совершенстве отвечают на Божию любовь любовью совершенной, > ликующей, торжествующей. Это была первая встреча Бога с тварью > и каждой твари с Богом и со всем возникающим миром. Какая это > красота и какая это радость - быть так любимыми, чтобы быть > призванными к бытию. И не только к бытию, а к жизни; не только > к тому, чтобы "быть", а к тому, чтобы разделить с Богом это чудо > жизни, которая из Него потоком изливается и бежит по нашим жилам, > и проникает всю тварь, и всё превращает в движение, в дыхание, > в радость, в красоту. Это - первая встреча. > Но потом произошло падение; человек потерял Бога, потерял себя > самого и потерял видение красоты твари, видение гармонии, и потерял > вИдение своего пути. И вместе с ним - потому что он был поставлен > путеводителем всей твари в полноту жизни и бытия - заблудилась и вся > тварь, и мир стал тем порой страшным миром, горьким, холодным, > жестоким миром греха, смерти, который мы знаем. Но и в этом мире > остался свет; как говорит Евангелие от Иоанна, свет и во тьме > светит, и тьма его не объяла (Ин.1,5) - то есть не заглушила > и не восприняла. Тьма остается, но она вся пронизана светом, Божиим > светом и тем, что осталось светлого, дивного в каждой твари. Свет > во тьме светит; и хотя порой жизнь наша проходит в потемках, порой > мы воспринимаем ее, как сумерки, однако она никогда не превращается > до конца в кромешную тьму, в ту тьму, куда свет не может проникнуть. > И вот, в той полутьме и полусвете, в которых мы живем, бывают > моменты просветления. Бывают моменты, когда Бог вдруг с какой-то > неотразимой силой проявляет Свое присутствие; Он является > патриархам, пророкам, судьям, праведникам Ветхого Завета, мужчинам > и женщинам, детям и взрослым. Это были какие-то проблески > или моменты ослепляющего света, когда вдруг или Божие слово > звучало - могущественно, властно, спасительно, или Божие действие > вдруг проявлялось чудом, спасающим народ, исцеляющим болезнь, > воскрешающим мертвых. [ митрополит Сурожский Антоний. О ВСТРЕЧАХ И О ПОСЛЕДНИХ СВЕРШЕНИЯХ www.mitras.ru/pered2/pb_211.htm ] Этот выпуск посвящен чтениям из книги Бытия, предусмотренным православным календарем для первой седмицы Великого Поста (1:1 - 3:20) о первых главах кн. Бытия + + + о. Александр Мень в кн. "Исагогика" www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002 + + + В.Сорокин в кн. "Историко-культурный контекст Ветхого Завета" www.bible-center.ru/book/context/beginning сотворение мира + + + о. Александр Мень www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_05.html + + + его же лекция "Шестоднев" www.alexandrmen.ru/lectures/shstdnev.html сотворение человека + + + о. Александр Мень www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_06.html www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_09.html + + + Человек в Библии www.bible-center.ru/topic/human к Быт.2:3 + + + Шмеман о связи с субботами Великого Поста www.kiev-orthodox.org/site/worship/959/ ГРЕХОПАДЕНИЕ + + + из "Словаря" священника Александра Меня + ссылки www.krotov.info/spravki/temy/g/grehopa.html + + + Б.П.Вышеславцев. Миф о грехопадении #krotov.info/library/p/put/34_03.html + + + повествование о грехопадении Адама в кн. Бытия. перевод и комментарии: М.Г.Селезнев www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0 о чтении Ветхого Завета в Великий Пост + + + Шмеман www.azbyka.ru/tserkov/o_postah/velikiy_post/velikij_post_02-all.shtml#3 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и тогда смутишься. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! * * *Время жизни моей кратко и преисполнено страданий и порока, но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Спаситель, Сам надо мною сжалься. *Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный, человек владеющий имением многим и праведный, богатством изобилующий и стадами, внезапно богатства, славы, царства, (Иов) обнищав, лишился. *Праведен был он и непорочен более всех, но не избежал козней и уловок Обманщика, то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь, если случится, что нечто нежданное постигнет тебя? *Высокомерен я ныне в словах, дерзок также и сердцем без причины и во вред себе; вместе с фарисеем не осуди меня, но смирение мытаря мне даруй, единый Милостивый и Правосудный, с ним и меня сопричисли. *Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей, знаю, Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, дабы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Самого себя я в идола превратил, страстями душу свою осквернив, о Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Не слушал я голоса Твоего, не послушался Писания Твоего, Законодатель; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.* (Великий канон прп. Андрея Критского) * * * *Проблема не в том, как построить мост, а в том, как понять, что нет берегов.* (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2133.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |