=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 29 февраля 2008 г. ст.ст., четверг {1-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.2:11-21; Быт.2:4-19; Притч.3:1-18. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080313/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=13-03-2008 www.messia.ru/rasylka/007/1774.htm#0 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Мф.5:5 Как счастливы кроткие! Бог им отдаст во владение землю. > Слова о блаженстве кротких почти точно повторяют стих из псалма, > и евангелист явственно хочет, чтобы мы это заметили. Значит, первый > ключ к этим словам надо искать в 37 (36) псалме. > Псалмопевец оказался в более чем обычном положении: глядя на жизнь, > он увидел, что плохие люди процветают, а те, кто следует закону > Господню, беспомощны перед их победоносным шествием. Это кажется ему > странным; и, стараясь утешиться, если не понять, он размышляет > о земной жизни, пытаясь проникнуть в тайну Божиих замыслов. > "Не ревнуй злодеям, > не завидуй делающим беззаконие. > Ибо они, как трава, > скоро будут подкошены, > и, как зеленеющий злак, увянут. > Уповай на Господа, и делай добро; > живи на земле, и храни истину. > Утешайся Господом, > и Он исполнит желания сердца твоего. > Предай Господу путь твой, > и уповай на Него, и Он совершит, > и выведет, как свет, правду твою, > и справедливость твою, как полдень. > Покорись Господу и надейся на Него. > Не ревнуй успевающему в пути своем, > человеку лукавствующему. > Перестань гневаться, и оставь ярость; > не ревнуй до того, чтобы делать зло. > Ибо делающие зло истребятся, > уповающие же на Господа > наследуют землю. > Еще немного, и не станет нечестивого; > посмотришь на его место, и нет его. > А кроткие наследуют землю, > и насладятся множеством мира". > (Пс 37 (36), 1-11). > Главная мысль проста: для плохих людей нет будущего. Поэтому нам > и не надо вмешиваться в их судьбы, как не надо торопить траву, > которая еще не завяла. Ярость и борьба - неверный ответ. Господь > поступает иначе - Он "посмеивается" (там же, 13). В сущности, плохих > людей нелепо принимать всерьез. Как бы они ни тщились, сколько бы > о себе ни мнили, у них нет ничего впереди. Гневаясь на них > или борясь с ними, мы придаем им больше значения, чем следует. У зла > ровно столько реальности, сколько мы ему отпустим. Мы делаем его > реальней, откликаясь на него. > Конечно, не надо упрощать. Зло - неизбежная часть падшего мира > и в каждый настоящий момент сила его велика. Но оно не может > устоять; у него нет будущего. > Должно быть, "кроткие" - не самый точный перевод греческого слова > из Евангелия, но греческое слово не так важно нам, как еврейское, > которое и употребил Спаситель, - слово из псалма, "анавим". Само > по себе это слово не обозначает нравственного свойства. "Анавим" - > неудачники, т.е. те, кто подчиняется, а не владеет людьми > и обстоятельствами. Казалось бы, именно они никакой земли > не наследуют. > Тяжкая судьба иудеев вынудила их, в конце концов, переосмыслить > Господни обетования. После всех своих бед они уже не могли считать, > что благополучие, преуспеяние, власть автоматически связаны > с верностью Божиему закону. Жизнь показывала им, что меньше всех > процветает народ Господень. > Они искали свою вину, и благочестие их всё больше окрашивалось > покаянием. Но этого было мало. Самые мудрые, из них догадались, > что полная покорность закону вполне совместима с бедностью > и бессилием. Об этом и говорит 37-й псалом. Псалмопевец уже знал, > что главное - утешиться Господом, предать Ему свой путь; остальное > приложится в свое, то есть - Божие время. Да, время, а не земная > сила, на стороне праведного. > Отсюда проистекает удивительное сочетание надежды и скорби. > Наверное, тогда же, что и псалом, возникла единственная в своем > роде, личность "цадика". Цадик далеко не всегда известен миру; он > никогда не преуспевает. Но именно он, на путях Промысла, связывает > мир и Творца. Он - канал, по которому течет в мир Божия милость. > И потому именно он держит собою мир. > Вероятно, Христос отсылает и к этой традиции, когда говорит о "соли > земли" (Мф 5,13). Диогнет в одном послании называет христиан "душой > мира". Мир сгнил бы, как мясо без соли, он просто бы умер, если бы > не христиане. > Сам Христос - совершенный цадик, и в очень ранней Церкви Его > так именовали. В Нём сгущаются до предела чаяния Его народа, > и исполняются. Он - тот праведник, которого не нашлось в Содоме > и Гоморре (Быт 18,23 и далее), но которого достаточно, чтобы спасти > мир. > Христос отдал Себя в руки врагов, Он беззащитен перед их злобой, > они победили Его - но победил Он. Вот оно, предельное выражение > Божией "тактики" в падшем мире. Только распятый может "низложить > всех врагов под ноги Свои" (1Кор 15,25). Нам очень хочется > достигнуть Царствия методами мира сего. Но такие попытки, все > до единой, перечеркнуты Крестом. "Не противься злому" (Мф 5,39). > Когда Апостол учит нас: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, > какие и во Христе Иисусе", а вслед за тем воспевает униженного > и превознесенного Христа,{Флп., гл. 2} он не хочет сказать, > как многие из нас: "Конечно, всё это глупо, но довольствуйтесь > глупостью". Он предлагает нам новую мудрость, новое здравомыслие. > Слово, которое он употребляет, означает по-гречески "быть разумным". > Именно такая разумность заповедана христианам. > Первая заповедь блаженства говорит нам, что мир неверно понимает > обладание. Вторая заповедь говорит, что мир неверно судит > о деятельности и действенности. Быть может, именно потому блаженны > те, которые неспособны ничего "добиться". > И впрямь, есть что-то сомнительное в попытках "добиваться". Человек > создан по образу и подобию Божию, и деятельность его должна быть > подобна деятельности Бога. Бог же не хлопочет, не устраивает, > Он просто делает, а это совсем иное. > В сущности говоря, сотворение мира - ничуть не "нужно"; это, если > хотите, "игра ума". Игра очень тесно связана с делом творения. > Ангелус Силезиус говорит, что "... роза цветет, потому что цветет". > Об этом не надо забывать, когда Христос говорит нам о лилиях > (Мф 6,28). Даже если мы скажем, что цветы играют большую роль > в экологии, мы не ответим на вопрос, зачем существует > сама экологическая система. Весь тварный мир цветет, потому что > цветет. [ свящ. Саймон Тагуэлл Из книги: БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ (гл.4) (Перевод с английского Н.Л.Трау6ерг) www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4 ] * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * * "Агнец Божий, подъемлющий грехи всех, возьми бремя мое тяжкое греховное..." Избранные стихи из канона свт. Андрея Критского (в рус.пер.): www.messia.ru/rasylka/003/369.htm#0 www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N16 * Полностью 4-я часть канона в переводе Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon4.html * То же в переводе иером. Амвросия Тимрота www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/vkan04.htm * Пособие к проведению Великого поста, день 4: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/033_gl04.html Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 10-12. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#10:1 Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл.11-13. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#11:1 Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Бытие, гл. 16-20 (Жизнь Авраама): www.messia.ru/r3/ge/16-20.htm ***************************************************************** * * к чтениям пятницы 1-ой седмицы Великого поста - Быт.2:20-3:20 www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0 (М.Г.Селезнев) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Сын, моего учения не забывай / и мой наказ сохрани в сердце. Ибо это продлит тебе дни и годы, / благоденствие твое умножит. Да не покинут тебя вера и правда: / надень их, как ожерелье, на шею, / запиши на скрижаль сердца - и будут тебе милости и почести / от Бога и от людей. Доверься ГОСПОДУ всем сердцем, / а не на собственный разум полагайся. Каким бы путем ни шел, познавай ГОСПОДА, / и выпрямит Он твои стези. Не считай себя мудрецом, / бойся ГОСПОДА, сторонись зла - это будет целительно для твоего тела / и прибавит силы костям твоим. Уделяй ГОСПОДУ от своего достояния / и от первых плодов любого дела, и исполнятся твои кладовые изобилия, / переполнит давильни молодое вино. Наставления ГОСПОДНЯ, сын мой, не отвергай, / от упреков Его не отвращайся. Ведь ГОСПОДЬ порицает того, кого любит, / как отец - драгоценного сына. Счастлив человек, обретший мудрость, / человек, достигший разумения. Лучше мудрость обрести, чем серебро, / ибо она золота ценнее, дороже она, чем самоцветы, / ничто желанное с ней не сравнится. В правой руке у нее - долгоденствие, / а богатство и почет - в левой. Дороги ее - дороги радости, / все ее пути благополучны. Она - древо жизни для тех, кто ей привержен, / и блажен, кто с ней неразлучен.* (Пр.3:1-18 (нов.пер., РБО, 2000г.)) * * * Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и тогда смутишься. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! * * *Время жизни моей кратко и преисполнено страданий и порока, но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Спаситель, Сам надо мною сжалься. *Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный, человек владеющий имением многим и праведный, богатством изобилующий и стадами, внезапно богатства, славы, царства, (Иов) обнищав, лишился. *Праведен был он и непорочен более всех, но не избежал козней и уловок Обманщика, то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь, если случится, что нечто нежданное постигнет тебя? *Высокомерен я ныне в словах, дерзок также и сердцем без причины и во вред себе; вместе с фарисеем не осуди меня, но смирение мытаря мне даруй, единый Милостивый и Правосудный, с ним и меня сопричисли. *Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей, знаю, Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, дабы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Самого себя я в идола превратил, страстями душу свою осквернив, о Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Не слушал я голоса Твоего, не послушался Писания Твоего, Законодатель; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.* (Великий канон прп. Андрея Критского) * * * "Никто не человек в такой мере, как Он - всей душой, в полноте знания и совершенства". (Р.Гвардини) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2134.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|