=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 01 марта 2008 г. ст.ст., пятница {1-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.3:1-14; Быт.2:20-3:20; Притч.3:19-34. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080314/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-03-2008 к чтению из Бытия: + повествование о грехопадении Адама www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0 * К.С.Льюис: Божья воля и Божий замысел. Свобода. Грехопадение www.messia.ru/rasylka/006/1433.htm#0 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Этот выпуск посвящен чтениям из книги пророка Исаии, предусмотренным православным календарем для первой седмицы Великого Поста (1:1 - 3:14) 2 1 Видение Исайи, сына Амоца, об Иудее и Иерусалиме. 2 Так будет в последние дни: гора, на которой - Храм ГОСПОДА, будет стоять выше всякой горы, превыше всех холмов. Стекутся к ней все народы, 3 сойдется много племен. Скажут друг другу: "Пойдемте, взойдем на гору ГОСПОДА, в Храм Бога Иакова. Он укажет нам стези Свои, чтобы шли мы по Его путям". Учение придет с Сиона, слово ГОСПОДА - из Иерусалима. > <.....> Завершается <чтение вторника 1-й седмицы Великого Поста> > отрывком из <.> пророчества Исаии <.> о <последних днях>. Об этом > говорили многие пророки, и всякий раз слова их вызывали > у современников (как порой и у нас сегодня) лишь скептическую > улыбку. Не то, чтобы не верили вовсе, но... как ответили говорившему > о Воскресении Спасителя Апостолу Павлу собравшиеся его послушать > афинские философы, <об этом послушаем тебя в другой раз>. Схожая > тема - схожая реакция публики. Кто их ещё знает, эти <последние > дни>, когда они наступят, если и наступят когда-нибудь вообще, > а жить-то надо сегодня, так, пока этих <последних дней> дождёшься, > будет, пожалуй, по пословице - <Пока солнце взойдёт, роса > очи выест>. Так - для нас. А для пророка - иначе. Он день торжества > Божия видит воочию, у него этот день перед глазами всегда, каждую > минуту. И, как это ни парадоксально на первый взгляд, Исаия не так > уж далёк здесь от истины. Ведь этот день торжества Божия принадлежит > не только времени, в котором живём мы, но и вечности, в которой > пребывает Бог. А вечность - всегда в настоящем. Конечно, это не наше > настоящее, в котором вполне достаточно такого, что в вечность войти > никак не может (у Исаии об этом сказано столько, в т.ч. > и в сегодняшнем отрывке, что повторяться, пожалуй, нет смысла), > но ещё меньше вечность связана с тем, что уже прошло, или с тем, что > ещё не наступило. Может быть, только этим пророки и отличаются > от нас? А это <только> позволяет им увидеть и Бога, Который > совершенно реально, хотя и незримо для нас, правит миром; и смысл > истории, особенно истории народа Божия, которая <завязана> вся > на этот день торжества Божия, и бессмысленность множества приносимых > жертв? Да, наверное, особенно бессмысленность множества жертв. > И не только в лицемерии здесь дело, не только в том, что жертвами > этими во все времена (и наши, увы, не исключение) пытались люди > откупиться от Бога. Дело, быть может, прежде всего в том, что > в духовной сфере, там, где речь идёт об отношениях человека с Богом, > количество, к сожалению, не переходит в качество - будь то > количество принесённых в жертву ягнят, количество прочитанных утром > или вечером молитв или даже количество выученных наизусть библейских > отрывков. А вот <сокрушённое сердце> - это уже качество. То самое, > которого только, если верить Исаии и всем другим пророкам, Богу > от нас и надо. В конце концов, ради этого нового качества пришёл > в мир Спаситель - но это уже другая история. 4 Разберет Он споры народов, многие племена рассудит. Перекуют мечи в лемеха, а копья - в садовые ножи. И не пойдет уже с мечом народ на народ, и не станут впредь изучать ремесло войны. 5 Давайте же, сыны Иакова, ходить в свете ГОСПОДНЕМ! /...../ 10 ...Укройся в скале, спрячься в земле из страха пред ГОСПОДОМ, из-за блеска и величия Его! 11 Потупятся надменные взоры, склонится гордость людская, лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день. > Есть среди 'проклятых' философских вопросов один, который особенно > любят скептики: может ли Бог создать такой камень, который Он Сам > не сможет поднять? <...> на этот вопрос существует и традиционный > весьма остроумный ответ: не только может, но уже его и создал, > и камень этот - человек. И не в том дело, что человек сильнее - > просто наш Творец не для того нас создавал, чтобы меряться с нами > силой. Он хотел, чтобы мы жили в Его мире - том самом, который > библейские пророки называли Царством Божиим. И 'последние дни', > о которых говорит в <этом отрывке из> Исаия - это ведь вовсе > не 'конец всего'. Конец прежнего порядка вещей - несомненно. Но ведь > на смену ему приходит не пустота, а другой порядок, и отличается > он от прежнего не тем, что Бог создаёт его на какой-то неведомой > планете или в ином, таинственном и непостижимом для нас сегодня > измерении. Просто в центре этого обновлённого мира - Сам > Бог. <.....> 12 Это день ГОСПОДА Воинств - на всё вознесшееся и гордое, и на высокое, и на низкое! 13 И на ливанские кедры, высокие и гордые, и на баш`анские дубы! 14 На большие горы и крутые холмы, 15 на любую высокую башню и укрепленную стену, 16 на тарш`ишские корабли, на суда с драгоценным товаром! 17 Склонится тогда надменность, покорится гордость людская. Лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день, 18 а идолы сгинут бесследно! 19 Люди укроются в скалах, уйдут в норы, под землю, из страха пред ГОСПОДОМ, из-за блеска и величия Его. Поднимется Он - ужаснется земля! 20 В тот день возьмет человек золотых и серебряных идолов, которых сделал, чтоб им поклоняться, и швырнет их кротам и летучим мышам, 21 и укроется в расщелинах скал, будет прятаться в трещинах утесов из страха пред ГОСПОДОМ, из-за блеска и величия Его. Поднимется Он - ужаснется земля! > Так почему всё же так неизбывно в человеке это стремление укрыться > от своего Творца? И случайно ли 'день Господень' грядёт на всё > 'гордое и высокое'? И чем обычно мы больше всего гордимся? Ведь, > в конце концов, и для древних язычников их боги были важны не сами > по себе. В сущности, все они символизировали собой нечто важное > и ценное для людей своего времени. Боги древних - это боги > плодородия (и чадородия), войны (вернее - военных побед и триумфов, > иначе не стоит и воевать), торговли (точнее - коммерческого успеха, > без которого нет смысла этой торговлей заниматься). А дальше - > и вовсе уже риторический вопрос: так ли уж в прошлом остались > эти боги - не изображения, это вопрос культурной традиции, а сами > боги? И если так, то к кому же обращается пророк? Только ли к своим > современникам? И если вспомнить, чем были для древних их боги > (а получается, что тем же в общем-то, чем и для наших современников > сегодня), то становится понятно, почему человеку (тоже во все > времена, кстати) свойственно прятаться от Бога. Жаль себя и своих > богов. Жаль того, чем жили и на что положили жизнь. Ведь, как скажет > много позже Иисус, где сокровище, там и сердце. Вот если бы > в Царство Божие - да со всем багажом, со всем накопленным скарбом! > Но вот беда: для много из накопленного здесь, по законам не знающего > Бога, а потому извращённого мира, нет места в этом Царстве. И тогда > приходится выбирать: бросить то, что не унесёшь с собой, и идти туда > налегке, или остаться с милыми сердцу 'сокровищами'. Но если человек > не хочет в Царство Божие, то с этим уже ничего не поделать - > даже Богу. Не потому, что Он не может привести человека в это > Царство насильно, а потому, что не хочет этого делать. Свобода воли > человека для Него - ценнее всего, ценнее даже того абсолютного > счастья, которое Он может дать человеку в Своём Царстве. Это и есть > тот самый неподъёмный для Бога камень человеческой свободы. 3 1 Теперь Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, лишит Иерусалим и Иудею всех запасов и припасов, всего припасенного хлеба и всякого запаса воды. 2 Лишатся они богатырей и воинов, судей и пророков, предсказателей и старейшин, 3 начальников над отрядами, сановников и советников, и мудрых чародеев, и искусных заклинателей. 4 "Юнцов Я поставлю над ними, и те будут править - им на беду!" 5 Станут люди притеснять друг друга, каждый - ближнего своего. Будет юнец глумиться над старцем, никчемный - оскорблять почтенного. 6 Человек схватит брата, родственника своего: "Раз есть у тебя одежда - будь нашим вождем, руинами этими будешь править!" 7 Но тот в ответ воскликнет: "Я не смогу исцелить вас! Нет в моем доме ни хлеба, ни одежды - зачем вам такой вождь?" 8 Иерусалим споткнулся, пала Иудея! Речи и дела их - против ГОСПОДА. Бросают они вызов Его очам, Его славе! 9 Против них свидетельствует их несправедливость. Бахвалятся своими грехами, как жители Содома, открыто! Горе им! Они сами навели на себя беду. 10 Счастлив праведник! Хорошо ему: насладится он плодами дел своих. 11 Горе злодею! Плохо ему: что делал он - то и получит. 12 О народ мой! Начальники угнетают его, заимодавцы властвуют над ним. О народ мой! Вожди твои увели тебя с пути, повели по неверной дороге. 13 ГОСПОДЬ встал, как обвинитель, встал, как судья народов: 14 ГОСПОДЬ будет судиться со старейшинами и вельможами Своего народа. - Это вы разорили виноградник! В домах ваших - отнятое у бедных. > <...> По-разному называют Суд Божий. Страшный Суд. Последний Суд. > Быть может, тем и страшный, что последний. И всё тот же вечный > вопрос: когда? и как? А когда, собственно, видит этот Суд пророк? > Когда ассирийская армия стояла у стен Иерусалима? Да, конечно, > и тогда тоже. Но ведь такой Суд - всегда встреча с вечностью Божией. > Той самой, где нет ни прошлого, ни будущего. Где только Настоящее - > и только с большой буквы. И, значит, Суд совершается всякий раз, > когда мы стоим лицом к лицу с Богом. Так, значит, всё уже позади? > Для кого-то - возможно. Не случайно же видит св. Иоанн Богослов > в своём апокалиптическом откровении святых, о которых узнаёт, > что они, участвующие в 'первом воскресении', избавлены от вечной > гибели. Иисус скажет, что верующий в Него не приходит на Суд - > а неверующий осуждён потому, что не верует. Но не случайно ведь > о Суде этом говорится, что он - последний. Последний - почему? Бог > не хочет больше ждать? Или... или просто ждать больше нечего? И всё, > что можно было ответить Богу, человек уже ответил? Но что вообще > можно ответить Богу на Суде? "Жил, как все?" Так это, похоже, > не оправдание, иначе бы и во времена Исаии у Бога не было претензий > к иерусалимлянам - они ведь тоже жили <как все>, а надо было, > очевидно, как-то иначе. А иначе, конечно, тяжело. Быть не таким, > как все, тяжело всегда. А уж не грешить - и вовсе невозможно. > Но ведь и Бог не требовал этого от Своего народа. Устами Своего > пророка он, в сущности, упрекает их в двух грехах: в том, что они > даже и не пытались жить иначе (наоборот, судя по всему, изо всех сил > старались, чтобы было у них всё 'как у прочих народов', 'как > у людей', выражаясь по-современному), и в том, что грешили открыто, > 'по-Содомски', не только ни в чём не раскаиваясь, но едва ли > не гордясь тем, что делали. Так, может быть, Суд тогда и становится > последним и потому страшным, когда мы грешим и гордимся вместо того, > чтобы каяться, и не только не пытаемся жить, как Бог велит, > но и стараемся изо всех сил быть как все? И если это - последнее > наше слово, то чего Богу ещё от нас ждать? Встреча становится > действительно последней, а приговор страшным. Только вот кто его > в таком случае подписывает? [ В.В.Сорокин. Книга пророка Исаии (в помощь изучающим Священное Писание) www.bible-center.ru/book/isaiah/000/001; www.bible-center.ru/book/isaiah/000/002; www.bible-center.ru/book/isaiah/000/003; www.bible-center.ru/book/isaiah/000/004. Цитаты из кн. пророка Исаии в этом выпуске рассылки даны в переводе А.Э.Графова. ] + + + комментарии из "Толковой Библии" на Ис.1-3 www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+1 www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+2 www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+3 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 13-14 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#13:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл. 13-14 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#13:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Бытие, 21:1-25:18: Жизнь Авраама. Исаак. www.messia.ru/r3/ge/21-25.htm ***************************************************************** * * к еванг. чтению субботы 1-ой седмицы Великого Поста (Мк.2:23-3:5) www.messia.ru/rasylka/007/1776.htm#0 (по тексту К.Барта; ссылки на тексты Якова Кротова, митр. Антония; здесь же - ссылки к апост. чтению - Евр.1:1-12) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *ГОСПОДЬ мудростью основал землю, / небеса утвердил разумом, Его в`едением разверзаются бездны, / и облака источают росу. Сын, да не скроется это от тебя, и сохранишь благоразумие и прозорливость. И будет это жизнью для твоей души, и станет людская милость твоим ожерельем. Тогда безопасна будет твоя дорога, / и нога твоя не оступится. Ляжешь спать без боязни, / заснешь - и сон будет сладок. Не бойся внезапного несчастья, / погибели, что готовят нечестивцы; ибо ГОСПОДЬ - на твоей стороне, / Он не даст тебе ступить в западню. Не скрывай добра от законного владельца, / если это в твоей власти; не говори ближнему: 'Ступай, придешь потом, завтра дам', - если есть, чем поделиться. Не замышляй ничего против человека, / который тебе доверяет. Не ссорься попусту с тем, / кто не причинил тебе зла. Не завидуй творящему насилие / и не выбирай его дороги, ибо мерзок ГОСПОДУ коварный, / а честные - у Него в доверии. Проклятие ГОСПОДА - на доме нечестивца; а жилище праведных Он благословляет. Над насмешниками Он посмеется, / а кротким дарует милость.* (Пр.3:19-34, нов.пер., РБО, 2000г.) * * * *Вера в Бога - это доверие, почти невероятное доверие тому, что, в высшей степени отдавая себя в любви, мы будем не постыжены, а <приняты>, что Любовь есть основа нашего бытия, к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.* (Дж.Робинсон) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2135.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|