=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 06 марта 2008 г. ст.ст., среда {2-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.5:16-25; Быт.4:16-26; Притч.5:15-6:3. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080319/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-03-2008 Различные материалы и ссылки по темам этого дня (к чтениям из Ис., Пр.; Пособие к проведению Великого поста, день 10; постовой план чтения Библии) см.: www.messia.ru/rasylka/007/1780.htm -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Этот выпуск посвящен чтениям из книги Бытия, предусмотренным православным календарем для второй седмицы Великого Поста (3:21 - 6:8) > Что <> касается <> греха Адама и Евы, или просто - греха человека, > +всечеловека+, мне кажется, что из Библии абсолютно ясно, что > он совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать > всё тварное, всю тварность, всё существующее не изнутри Бога, > Который всё знает до самых глубин, а изысканием своего собственного > ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной поворачивается > к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. > Как сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, > у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, > Бога нет; а единственный источник жизни - Бог; такому человеку > остается только умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, - > не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться > от Жизни и остаться живым. > По библейскому рассказу, Каин - первый сын Адама и Евы; Авель - > его брат. Рассказ о них как будто очень простой, а вместе с тем > в значительной мере непонятный. Говорится нам о том, что Каин > был земледельцем, Авель - пастухом. Авель принес Богу жертву, > которую Бог принял; Каин принес жертву, которая была отвергнута > Богом. И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил своего брата > (Быт 4:3-8). Казалось бы, совершенно непонятный рассказ. Почему > земледельчество Богу не угодно было, почему пастушество было Богу > более по нраву?.. > Если задуматься, то, наверное, можно найти ответ, который для всех > нас в той или другой мере пригоден. В чём заключалось пастушество, > занятие Авеля? В том, что он был свободен от привязанности. Он > не был прикован к земле, он был странником - в хорошем смысле этого > слова, то есть он не прирос к земле. Он не был бродягой, потому что > у него была настоящая забота о семье, о скоте, привязанность > к родителям, привязанность к брату; но он был +свободен+. > Если думать о Каине, то его можно легко объяснить себе притчей > Спасителя Христа, евангельским рассказом о том, как три человека > были приглашены на брачный пир (Лк 14:16-24). Первый отказался, > сказав: я купил клочок земли, я должен его хорошенько осмотреть... > Он думал, что теперь он хозяин этой земли, что эта земля > ему принадлежит; на самом деле он теперь принадлежал этой земле, он > не мог от нее оторваться, он был к ней так привязан, что ему дела > не было до того, что друг его женится. Второй человек, которому > было предложено прийти на брак, отказался, сказав: я купил пять пар > волов, мне надо идти их испытать... Разве это не картина того, > что бывает почти с каждым из нас? Мы говорим: у меня на тебя > нет времени, у меня есть свое дело, я должен совершить +свое дело+, > у меня какое-то призвание, и я должен его исполнить... А третий > ответил: я сам женился, я не могу прийти на твой брак... Что можно > перетолковать так: мое сердце переполнено +моей+ радостью, какое > мне дело до твоей!.. И мне кажется, что если перенести такую картину > на Каина, то можно себе представить: +земля+ была его уделом, он > за нее держался, но и она его держала. Все его заботы, его труд > над землей, его семейные отношения его +приковывали+, он был > пленником, и когда он обратился к Богу, то он обратился как пленник > земли, а вовсе не как свободный сын, сотворенный Богом для связи > с Ним, для дружбы, для любви. > И мне кажется, из этого мы можем тоже извлечь урок. Конечно, кто > из нас "странник"? Кто из нас не связан с землей так или иначе? > Но быть связанным как пленник, быть прикованным к своему делу - > одно; а делать свое дело как свободный человек, который творчески > что-то совершает, - совершенно другое дело. И каждый из нас может > научиться от Авеля той свободе духа, которая позволяет, с одной > стороны, делать свое дело, быть человеком до самой глубины души, > самым реальным образом, любить своих родных, заботиться о том, что > ему поручено, +быть+ чем-то - и вместе с этим не быть в плену > ни у чего, быть в состоянии смотреть вокруг себя, дивиться красоте, > переживать всё глубокое, что нам могут дать природа, жизнь, люди. И, > с другой стороны, мы можем, подобно Каину, быть связаны, связаться > землей, к которой мы приковали себя, делом, которое для нас стало > важней любви, дружбы, близких людей, кого бы то ни было. > Нам кажется, что "надо" совершить это дело; мы готовы быть пленником > своего маленького, может быть, счастья, своей маленькой радости - > но она +моя+, я буду ею питаться до конца; а что у других людей > может быть радость, горе, нужда - мне дела нет... Вот чему может > научить нас рассказ о Каине и об Авеле. > <....> почему Каин убил Авеля? Почему его могло так возмутить то, > что Бог принял жертву его брата и отверг его собственную, чтобы > он мог дойти до убийства? > Знаете, то, что совершилось с Каином, совершается ежедневно во всём > мире, но не обязательно в форме физического убийства, а в иной > форме. Каин оказался перед лицом брата, который для него был как бы > воплощением Божиего осуждения. Глядя на своего брата Авеля, > он видел, что есть человек, который приемлем для Бога, тогда как > он неприемлем. И он поступил так же, как часто поступали люди > в древности и каждый из нас иногда поступает. У него было чувство, > что - не будь Авеля, все было бы хорошо: не было бы точки сравнения; > всё было бы просто, будь Каин один. И он решил убить Авеля, > отделаться от него, устранить, чтобы были только он да Бог, он > да жизнь. > Вы, может быть, скажете: Ну, слава Богу, +такого+ никто из нас > никогда не совершал... - =Неправда=! Как часто, когда человек стоит > на нашем пути, в том или другом виде - и политически, и житейски - > мы думаем: Ах, если бы только его не было, как бы дышалось свободно, > как было бы хорошо! Ах, если бы только его не было на свете!.. И это > очень страшная мысль, потому что это каинова мысль. Мы не доходим > до того, чтобы +убить+ человека, нет. Но мы как бы доходим до того, > чтобы его отстранить, исключить его из нашей жизни, - а это человеку > иногда бывает так мучительно, так +страшно+ и так больно. <...> > Второй вопрос: почему, каким образом жертва одного оказалась > приемлема, тогда как жертва другого была отвергнута? Речь, конечно, > не идет о том, что Бог с большей готовностью принимал один > род пожертвований, чем другой. Бог смотрел не на жертву, которая > не могла ничего особенного выразить о человеке: тот давал, что мог, > давал, может быть, +всё+, что только мог материально; но Бог смотрел > в сердце человека. С одной стороны был человек, который от всего > сердца, радостно, как бы принимая в себя всю красоту мироздания, > весь смысл мироздания, возвращал Богу в виде дара, с любовью, > ликующе, то, что ему было дано от Самого Бога; с другой стороны > был человек, который был весь привязан к тому, что у него было, он > от этого отделял, сколько требовалось, чтобы Богу выразить > свою преданность, свое почтение, свою веру посильную, но хотел > сохранить +землю+ для себя, отдав Богу подобающую Ему часть. С одной > стороны - открытость сердца и открытость рук, с другой стороны - > замкнутость сердца, собственничество и из этого собственничества > какая-то "подачка" Богу. Вот что является, мне кажется, в моем > ограниченном понимании, объяснением этого поступка и этого отрывка > из Ветхого Завета. > Раньше чем перейти к более отрадным рассказам о подвижниках веры > в Ветхом Завете, я хочу остановить внимание еще на одном мрачном > человеке, - на Ламехе. Мы о нем знаем чрезвычайно мало; одно только > знаем ясно: он сказал своим женам, что если за Каина отомщено будет > семижды, то за него будет отомщено семьдесят раз всемеро (Быт 4:24). > И вот о чем я хочу сейчас говорить: о мести. Ламех был чем-то, > кем-то обижен. Мы не знаем, кем, не знаем, чем, но для нас важно то, > как он отозвался на обиду. Обида для него не мерялась тем, +что+ > ему сделали, чем ему досадили, она измерялась только тем, > что досадили +ему+, что он - центр всего, и неважно, велика ли > обида, мала ли обида: важно, что некто смел коснуться его, - > его покоя, его жизни, его достояния (мы не знаем, чего именно). > И его ответом была месть. Причем не такая, как позже в Ветхом Завете > говорится: +Око за око, зуб за зуб+ (Исх 21:24), то есть если тебя > ранили в глаз, не смей наказывать обидчика больше, чем ты был > им ранен. Если тебе сделали нечто и ты захочешь как бы "отплатить", > отплачивай, но не прибавляй ничего, никакой мести к тому, что тебе > сделали. Это, конечно, в Евангелии превзойдено заповедью о прощении, > но в примитивном обществе это уже имело огромное значение > сдерживающей силы. Ламех стоит как образ человека, который не только > не может простить, но даже неспособен быть справедливым, потому что > справедливость, судебная справедливость может потребовать, чтобы > человек был наказан равным, но не большим образом, скорее всего - > меньшим образом: цель наказания - привести его к сознанию, > а не заставить страдать столько же или даже больше, чем он заставил > страдать другого. > <...> > <... Ламех> не сумел посмотреть на того, кто его обидел, или глубоко > ранил, или обездолил, и подумать: Какой он несчастный человек! Если > бы только он мог раскаяться, если бы только он мог понять, он был бы > новой тварью, и мы тогда могли бы быть братьями, обнять друг друга > и назвать друг друга братьями!.. [ митрополит Сурожский Антоний. УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА www.mitras.ru/h_d/hd23.htm ] *** к Быт.4:8-15 (убийство Каином Авеля) ** Яков Кротов об убийстве Каином Авеля и смертной казни: www.messia.ru/rasylka/003/374.htm#0 ** Николай Бердяев об аде; "нравственное сознание началось с Божьего вопроса: 'Каин, где брат твой Авель?' ..." www.messia.ru/rasylka/003/599.htm#0 ** разные авторы # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пей из своего водоема, / черпай из своего колодца. Зачем твоим водам проливаться на улицах, / растекаться по площадям? Оставь их себе одному, / не дели с чужими. Да будет благословен твой родник, да будет в радость жена юности твоей. Лань любимая, козочка милая - ее грудь утолит тебя во всякое время, любовь к ней пьянит тебя непрестанно. И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, / обнимать стан замужней? Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека, все дороги людские Он ведает. Нечестивый попадет в сети зла своего, запутается в собственных грехах. Погубит его недостаток воспитания, / избыток глупости с пути собьет. *Сын мой! Если ты поручился за другого, / за чужого поруку дал - то на собственном слове ты попался, / собственным словом был пленен. Что угодно делай, сын, но избавься, / ибо ты теперь в чужой власти. Падай в ноги, умоляй, не отставай, гони от себя сон, / глаз не смыкай, спасайся, как газель от погони, / как птица от ловца. (Пр.5:15-6:5, новый перевод РБО, 2000г.) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (Иоанн Шаховской) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2140.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |