=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 12 марта 2008 г. ст.ст., вторник {3-ьей седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.9:9-10:4; Быт.7:1-5; Притч.8:32-9:11. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080325/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-03-2008 + + + www.messia.ru/rasylka/007/1786.htm (Здесь - пособие к проведению Великого поста, день 16; постовой план чтения Библии.) -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- > Рационально нельзя понять тайны искупления, как нельзя понять > никакой тайны божественной жизни. Юридическое, судебное учение > об искуплении, которое, начиная со cв. Ансельма Кентерберийского, > играет такую роль в католическом богословии и от которого не вполне > свободно и богословие православное, есть рационализация > тайны искупления, уподобление ее тем отношениям, которые существуют > в природном мире. Это судебное понимание было лишь приспособлением > небесной истины к уровню природного человека. Это - не духовное > понимание. Не достойно понимать мировую трагедию как судебный > процесс между Богом и человеком, возбужденный Богом за формальное > нарушение Его воли человеком. Это есть перенесение на божественную > жизнь, всегда бездонно-таинственную, языческих представлений > о родовой жизни и родовой мести. Бог в языческо-ветхозаветном > сознании представляется страшным властителем, карающим и мстящим > за непослушание, требующим выкупа, заместительной жертвы и пролития > крови. Бог представляется по образу и подобию ветхой, языческой > человеческой природы. Для этой природы особенно понятна ярость, > месть, выкуп, жестокое наказание. На юридическую теорию искупления > положили неизгладимую печать римские и феодальные понятия > о восстановлении чести.{} За формальное нарушение Божьей воли > начинается судебный процесс, и Богу нужна уплата; нужно дать ему > удовлетворение такого размера, которое в силах умилостивить > гнев Божий. Никакая человеческая жертва недостаточна > для удовлетворения и умилостивления гнева Божьего. Только жертва > Сына Божьего соответствует размерам содеянного преступления > и вызванного им оскорбления Божьего. Всё это совершенно языческие > представления, перенесенные в христианство. <...> Языческий мир шел > к искуплению, явленному в христианстве, в нём было великое ожидание. > Но в языческих религиях было не духовное, а природное, > натуралистическое понимание искупления. Предчувствие замутнено было > ограниченностью природного мира. Язычество уже признавало > искупительный характер кровавой жертвы. Бог требовал кровавых > жертвоприношений. Кровавые жертвоприношения умилостивляли и питали > богов. Божество как бы хотело человеческой крови и человеческих > страданий. В таком понимании кровавых жертвоприношений сказывалась > вся ограниченность натуралистических религий. Божество > воспринималось через природу и на него ложилась печать отношений > и свойств природного мира. Через Сына Отец Небесный открывается > не как судья и властелин, как бесконечная любовь. "Не послал Бог > Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через > Него". "Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир". {Ин.3:17; 12:47} > Искупление, совершенное Сыном Божьим, не есть суд, но есть спасение. > Спасение не есть суд, а есть преображение и просветление природы, > облагодатствование и обожение ее. Спасение не есть оправдание, > а есть достижение совершенства. Идея Бога, как судьи, не духовна, > а душевна. Судебное понимание искупления имеет смысл лишь > для природного человека. Для духовного человека открывается > иной аспект Бога. Нельзя приписывать Богу свойства, которые > считаются предосудительными и для людей, - гордость, эгоизм, > самодурство, злопамятство, мстительность, жестокость. Природный > человек сделал образ Бога чудовищным. Для судебного понимания > искупления религия Христа есть все еще религия закона, и в ней самая > благодать понимается законнически, а не онтологически. > В христианстве искупление есть дело любви, а не судебной > справедливости, жертва бесконечной любви Божьей, > а не умилостивление, не уплата. "Так возлюбил Бог мир, что отдал > Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, > но имел жизнь вечную". {Ин.3:16} Бухарев исходит из того, что агнец > заклан от начала мира, и высказывает замечательную мысль, > что вольная жертва Сына Божьего изначально входит в замысел > миротворения. Сам Бог изначально хочет страдать с миром. Судебное > понимание мирового процесса превращает искупление в дело судебной > справедливости. Бог требует, чтобы Ему была воздана справедливость, > требует уплаты за понесенный урон, требует жертвы, соответствующей > размерам содеянного преступления. В таком понимании > не преодолевается языческое представление о жертве. Жертва Христа, > тайна искупления с трудом вмещается в человеческое сознание. Крест - > для иудеев соблазн и для эллинов безумие - и в христианском мире > продолжает смущать, и понимание его преломляется в сознании > ветхозаветно-языческом. Особенно на католической теологии лежит > печать римского язычества с его юридическим формализмом.{} > Законническое сознание с трудом преодолевается внутри христианства. > Человек нуждается в законе и естественно склонен всё понимать > законнически. Христос совсем не отвергает и не отрицает закон, но > Он открывает духовный мир, в котором действительно, реально > преодолевается закон, преодолевается благодатной любовью > и благодатной свободой. Свобода же неблагодатная, низшая свобода > не может отрицать закона, она подчинена его действию. Христианство > не есть религия закона, но эта истина не значит, что мы должны > исповедовать аномизм. Сфера действия ветхозаветного закона и сфера > действия новозаветной благодати - разные сферы. Но именно потому > нельзя ветхозаветно-законнически понимать новозаветную благодать. > Закон и судебная справедливость не понимают внутренней тайны > отношений между Богом и человеком. В Новом Завете открывается, что > Бог ждет не формального исполнения закона, а ответной свободной > любви человека. Закон есть изобличение греха, он есть преломление > воли Божьей в греховной природе, а не выражение первичной тайны > отношений Бога к человеку. В искуплении открывается эта тайна. > Судебное понимание искупления полагает, что грех может быть прощен > человеку, гнев Божий может утихнуть от жертвы, принесенной > Сыном Божьим. В таком понимании искупления отношения между Богом > и человеческой природой остаются внешними, в человеческой природе > ничто существенно не меняется. Но грех не может и не должен быть > прощен. Не Бог не может простить человеку греха, а человек не может > сам себе простить греха и отступничества от Бога и Его великою > замысла. Бог не знает гнева, и всепрощению Его нет предела. > Но у человека остается его высшая духовная природа, богоподобная > природа, и она не мирится с низостью и падением, она оскорблена > изменой Богу, предательством древнего человека, предпочтением > темного ничто божественному свету. Человек жаждет искупить > свой грех, чувствует свое бессилие, ждет искупителя и Спасителя, > который вернет его к Богу. Духовная природа человека требует > не прощения греха, а реального преодоления и уничтожения греха, т.е. > преображения человеческой природы, внутреннего ее просветления. > Смысл искупления - в явлении Нового Адама, нового Духовного > человека, явлении любви, неведомой старому Адаму до грехопадения, > в преображении низшей природы в высшую, а не в урегулировании > внешнесудебных отношений между старым Адамом, его ветхой греховной > природой и Богом, не в прощении и не в удовлетворении, даваемом > одной стороной для другой. Смысл явления Христа в мире - в реальном > преображении человеческой природы, в основании нового рода духовного > человека, а совсем не в установлении закона, за исполнение которого > даруется духовная жизнь. Через явление Христа в мир реально > достигается духовная жизнь. Тут нет места для внешних, <формальных> > отношений <...>. Человек жаждет новой, высшей, вечной по своему > достоинству жизни, жаждет жизни в Боге, а не урегулирования внешних > отношений и счетов с Богом. Это и есть стадия новозаветного > откровения. Центральна в христианстве не идея оправдания, а идея > преображения. Идея оправдания слишком много места занимала > в западном христианстве, в католичестве и протестантизме. > В христианстве восточном, в греческой патристике была в центре идея > преображения, теозиса <(обОжения)>. [ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА (V) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1927_23_05.html ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Господи, крестом убивый льстиваго, От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема, И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити, Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя. (из Постной Триоди) * * * *... чтобы стать святым, нужно просто захотеть. Бог может сделать тебя таким, каким задумал, если ты сам на это согласишься. От тебя требуется только сильное желание.* ("Семиярусная гора") ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2145.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|