=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 20 апреля 2008 г. ст.ст., суббота Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.3:11-16; Ин.3:22-33. Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080503/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-05-2008 к евангельскому чтению: + ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Словарь библейского богословия) www.messia.ru/rasylka/007/1819.htm (+ссылки!) --------------------------------------------------------------------- Этот выпуск посвящен 2-й главе Евангелия от Иоанна. 2 1 На третий день в Кане, что в Галилее, была свадьба. Там была мать Иисуса. (2) На свадьбу был приглашен и Иисус с учениками. (3) Когда кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему: - У них нет вина. 4 - Что Мне до этого, женщина? - отвечает ей Иисус. - Еще не пришло Мое время. 5 - Делайте то, что Он вам скажет, - говорит Она слугам. 6 Там было шесть каменных чанов - они стояли для обряда очищения, принятого у евреев, - каждый вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров. 7 - Наполните чаны водой, - говорит слугам Иисус. Слуги наполнили их до краев. 8 - А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, - говорит Иисус. Они отнесли. 9 Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась в вино, - а он не знал, откуда оно взялось, знали только слуги, черпавшие воду, - зовет к себе жениха (10) и говорит ему: - Все люди сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда гости напьются, похуже. А ты берег хорошее вино до сих пор. 11 То, что совершил Иисус в Кане Галилейской, положило начало Его чудесным знакам. Этим Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него. 12 После этого сам Он ушел в Капернаум, и с Ним Его мать, братья и ученики. Но там они пробыли всего несколько дней. ( Перевод В.Н.Кузнецовой, www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:35 ) > 1-11. Знамение в Кане. > <....> повествование это вызывает со стороны читателя недоуменные > вопросы, и притом с первых его слов. Брак в Кане был 'в третий день' > (2:1). Что значит 'третий день'? Надо ли его понимать как третий > по обращении Нафанаила, о котором только что повествовал евангелист? > Или счет времени начинается раньше? Призвание Филиппа, который > в свою очередь призвал Нафанаила, произошло 'на другой день' (1:43) > после призвания Петра, и именно тогда вознамерился Иисус идти > в Галилею. А первый день был тот, когда Андрей 'пребыл' с Иисусом > 'около десятого часа' (1:39-40). Третий день по присоединении > к Иисусу первых учеников? Но где был Иисус в это время? Последнее > топографическое указание относится в 1:28 к Заиорданской области.{} > Мог ли Иисус из Заиорданской области прийти 'на третий день' > в Галилею? Мы остаемся под впечатлением, что указание 'на третий > день' в 2:1 так же мало поддается хронологическому толкованию, как > и то указание 'около десятого часа' в 1:39, с которым оно связано. > <Один из других недоуменных вопросов>: как надо понимать 'час' > Иисуса? Если Иисус отклонил просьбу Матери, потому что 'еще > не пришел час' Его (2:4), совершение чуда может значить только то, > что час, еще не наступивший в ст. 4, наступил в ст. 7 и что > Пресвятая Богородица это знала заранее (ср. ст. 5-6). Но в таком > случае что же изменилось? И есть ли место, в этом случае, как и > в других, для чисто исторического толкования? > В сознании евангелиста чудо в Кане Галилейской есть +знамение+ > (ср. ст. 11), иначе говоря не только допускает, но и требует > толкования, которое искало бы в нём некий глубочайший смысл. > Как таковое оно есть явление Славы Христовой и то основание, > на котором покоится вера во Христа Его учеников (). Напомню, однако, > что понятие Славы остается не раскрытым и вера учеников <...> > не допускает чисто исторического толкования. > В контексте Евангелия основное значение чуда ясно. Вода, налитая > по слову Христову в сосуды, стоявшие для очищений иудейских (ср. > ст. 6), оказалось вином высшего качества (ст. 9-10). Мысль о том, > что вода уступила место вину, требует сопоставления с умалением > крещения Иоаннова как крещения водою, в свидетельстве Предтечи. > Мы улавливаем в ней ту же полемику против +воды+, с которой мы уже > имели дело. Но вода в этом случае есть образ Ветхого Завета. И вино, > которое оказалось вместо воды в сосудах, стоявших для очищений > иудейских, есть образ Нового домостроительства, утверждаемого > Иисусом на месте Ветхого. И в этой точке отрывок 1:19 - 2:22 > продолжает мысль Пролога. В 1:17 'благодать и истина', явленные > чрез Иисуса Христа, понимаются как полнота и противополагаются > 'закону, данному чрез Моисея'. Мысль та же. Но, как всегда, вторая > часть Иоанновского введения идет дальше Пролога и досказывает > недосказанное в Прологе. Она отвечает на вопрос, каким образом > чрез служение Христово произошло утверждение нового строя на месте > ветхого. > Целый ряд подробностей наводит читателей на мысль о Страстях. > Само понятие +часа+, `э `wра, <...> имеет ближайшее отношение > к Страстям. "Час Христов" есть час Его Страстей. Это же касается > и понятия Славы. В <Ев. от Иоанна> прославление Христово совершается > в Его Страстях и чрез Страсти. Это словоупотребление наблюдается > на протяжении всего Евангелия. Мы его отмечаем и в толковании > евангелистом слов Христовых о воде живой (7:37-39). Такова, > опять-таки под пером евангелиста, ссылка на прославление Иисуса > в 12:16. В ст. 23 той же главы, в словах самого Иисуса, наступающий > час есть час Его прославления. То же - в начале Прощальной беседы > (13:31-32) и в начале Первосвященнической молитвы (17:1). Можно > не умножать примеров. Евангелист Иоанн, говоря о Страстях Христовых, > неизменно говорит о Его Славе. Можно сказать, что в Иоанновской > терминологии 'слава' есть технический термин для обозначения > Страстей. В свете этих сопоставлений мы не имеем права иначе > понимать Славу Христову и в 2:11. Знамение в Кане заключается в том, > что в нём дано ученикам предзрение Страстей, скажу больше: > предвкушение Страстей. > Это понимание подтверждается самым содержанием чуда. Господь > прелагает воду в вино. Вино есть образ крови. Совершенное Господом > знамение и потому еще знаменательно, что наводит на мысль о крови. > Евхаристической Крови мы причащаемся в вине. Но в Евхаристическом > причащении, по слову апостола Павла, выражающего предание > Первоначальной Церкви, мы возвещаем смерть Господню, доколе > Он приидет (1Кор.11:26). Евхаристическое причащение есть > наше участие в Страстях Христовых, наше приобщение к Его смерти > в излиянии Его Крови, в котором над смертью торжествует жизнь. > Эти сопоставления проливают свет и на загадочное понятие 'третьего > дня', с которого начинается наше повествование (2:1). Мы видели, что > это понятие не поддается чисто историческому толкованию. Но в той > плоскости, в которой история пересекается с богословием и получает > в богословии свой высший смысл, новозаветное откровение знает > один только 'третий день' - третий день Воскресения. > В знамении, совершенном Господом в Кане, торжествующая жизнь > мыслится во всей ее эсхатологической полноте. Трапеза в Кане есть > трапеза брачная. В символике Писания брачный пир есть образ Царства > Божия. <Ср. Мф. 22:1-14; Лк.12:35; Мф.25:1-13.> Участие в брачной > трапезе нельзя понимать иначе, как участие в эсхатологической > полноте Царства. Оно связано и с предложенным пониманием > Славы Христовой. Это - слава иного, Божественного, бытия, к которому > чрез Страсти приобщает Христос и воспринятое Им человеческое > естество и к которому, приобщаясь в Его Страстях, приобщаемся и мы. > Еще одно, последнее, сопоставление. Если не считать упоминания > Матери Иисуса в словах <соблазняющихся> Им иудеев (6:42) > и связанного с нашим повествованием ст. 12, мы встречаем Матерь > Божию в <Ев. от Иоанна> только в нашем отрывке и в повествовании > о Страстях (19:25-27). Она есть то живое человеческое звено, которым > чудо в Кане Галилейской связано с повествованием о Страстях и, > я сказал бы, только с ним. > Предложенные сопоставления позволяют утверждать, что высший смысл, > раскрывшийся для евангелиста в совершенном Иисусом чуде, заключается > в том, что новый строй утверждается Им на месте Ветхого чрез Его > прославление, то есть чрез явление полноты эсхатологической Славы > в Его Страстях. Чудо, совершенное Господом над водою, подходит > под трехчастное деление Евангелия 'Водою, Кровию и Духом' не только > в отрицательном смысле отмены воды, но как и в крещении Иоанновом, > в положительном свидетельстве воды о крови в полноте > его библейского, еще точнее, его новозаветного значения. > Остается сказать несколько слов о вере учеников (ст. 11). Как > уже было отмечено, вера учеников в нашем отрывке не допускает > чисто исторического толкования. Здесь, как и в повествовании > об их призвании, мы имеем не столько историю фактическую, сколько > философию истории. Речь идет не о том, когда и как уверовали ученики > в Иисуса, а о том, в чем состояла их вера. Конечно, в полноте > новозаветного смысла вера есть прежде всего всецелая устремленность > того, кто верит, к тому, в кого он верит. Эта устремленность > подразумевается и в нашем случае. Но вера, в данном случае > вера учеников, имеет и умопостигаемое содержание, каковое > в контексте Евангелия есть вера в Иисуса как Мессию и как Сына > Божия. Добавим, и как Агнца Божия. Путь Сына Божия в Его Мессианском > служении есть путь Крови Агнца Божия. Особое ударение на Страстях > Христовых, проходящее через весь наш отрывок, сообщает этому аспекту > веры преимущественное значение. Здесь тоже вторая часть Введения > предрешает существенное содержание Евангелия. Любовь Отца к Сыну > достигает своей высшей точки в жертвенном подвиге Сына (10:17-18). > В Вознесении Сына Человеческого (которое как дело рук человеческих > есть вознесение Его на Крест) откроется иудеям Его Божество (8:28). > И, вознесенный от земли, Он всех привлечет к Себе (12:32). [ епископ Кассиан Безобразов. ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm#16 ] + + + в Кане Галилейской... (св. Тереза из Лизьё; свт. Кирилл Иерусалимский) www.messia.ru/rasylka/007/1822.htm (+ссылки!) + + + Романо Гвардини: брак в Кане (+ссылки) www.messia.ru/rasylka/006/1484.htm#0 к 2:12-25 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: изгнание торгующих из Храма www.messia.ru/rasylka/007/1823.htm#0 (+ссылки!) ***************************************************************** * * следующий день: к еванг. чтению воскресенье 2-го по Пасхе (Ин.20:19-31) www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 (митрополит Сурожский Антоний; ссылки на тексты Якова Кротова, свт. Григория Назианзина, блж. Феофилакта Болгарского) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним евреем по поводу обрядов очищения. Они пришли к Иоанну и сказали ему: - Равви, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом, ты о Нём свидетельствовал? Так вот, Он тоже омывает, и все идут к Нему! Иоанн ответил: - У человека есть только то, что дано ему Небом. Вы сами можете подтвердить, что я сказал: 'Я не Помазанник', но сказал также: 'Я был послан раньше Его'. Невеста принадлежит только жениху. А друг жениха сто`ит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи. И ко мне наконец пришла такая же радость. Ему надлежит возрастать, а мне умаляться. Тот, кто приходит свыше, / выше всех остальных. Тот, кто рожден от земли, / сам земной и говорит по-земному. Но Тот, кто приходит с Небес, / Тот, кто всех выше, Он свидетельствует о том, / что сам видел и слышал, но весть Его не принимают. А кто Его весть принимает, / тот подтверждает этим, что Бог всегда верен. Тот, кого послал Бог, / говорит слова Божьи, потому что Бог щедро дает Ему Дух.* (Ин.3:25-34) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2181.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|