=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 06 августа 2008 г. ст.ст.,
Преображение
Господа нашего Иисуса Христа.
Литургические чтения: 2Пет.1:10-19;
Мф.17:1-9.
> <...> "Есть некоторые
из стоящих здесь, которые не вкусят смерти,
> как уже увидят Сына
Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
> По прошествии дней шести,
взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата
> его, и возвел их на гору
высокую одних, и преобразился пред ними:
> и просияло лицо Его, как
солнце, одежды же Его сделались белыми,
> как свет" (Мф.16:28 - 17:2).
> <Это Он> о тех
самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят
> образа пришествия Его,
которых возвел на гору и которым показал,
> каким образом Он придет в Последний
День в Славе Своего Божества
> и в теле Своего Человечества. <Он
возвел> их на гору, чтобы показать
> им, кто <есть> Сын
и Чей Сын. Ибо когда спросил их: "За кого люди
> почитают Меня, Сына Человеческого?",
они отвечали ему: "За Илию,
> а иные за Иеремию, или за одного из
пророков" (Мф.16:13-14). Поэтому
> возводит их на гору и показывает
им, что Он не Илия, но Бог Илии,
> и также не Иеремия, но освятивший
Иеремию во чреве матери, и не один
> из пророков, но Господь
пророков, пославший их. Показывает им, что
> Он - Творец неба и земли,
что Он - Господь живых и мертвых, потому
> что повелел небу и
низвел Илию, дал мановение земле и воскресил
> Моисея.
<...>
> <Он> возвел их на
гору, чтобы показать им Славу Божества и дать им
> знать, что Он -
Искупитель Израиля, как объявил через пророков,
> и чтобы не соблазнились о Нём,
видя Его вольное страдание, какое
> Он должен был претерпеть за
нас по <Своему человеческому естеству>.
> Ибо <они> знали Его как
человека и не разумели, что Он - Бог. Знали
> Его как Сына Марии, как человека,
жившего с ними в мире. И <здесь>,
> на горе, дал им понять, что
Он - Сын Божий и Бог. <Они> видели, что
> Он ел и пил, утомлялся и отдыхал,
дремал и засыпал, приходил в страх
> и проливал пот, - <это
всё> было признаками человеческого естества
> Его. И потому <Он> возводит
их на гору, чтобы Отец провозгласил Его
> Сыном и показал им, что действительно
Он - Сын Божий и Бог.
> Возвел их на гору и показал
им Царство Свое прежде Своих страданий,
> силу Свою прежде смерти Своей, и Славу
Свою прежде поругания Своего,
> и честь Свою прежде бесчестия
Своего, чтобы, когда будет взят
> и распят иудеями,
знали они, что распят не по немощи,
но
> по благоизволению Своему, добровольно,
во спасение мира.
> <Он> Возвел их на
гору и показал им Славу Божества Своего прежде
> воскресения, чтобы, когда восстанет
из мертвых в Славе Божественного
> естества Своего, узнали
они, что не за труд Свой принял Он эту
> славу, <...> но
что прежде веков принадлежала Ему Слава с Отцом
> и у Отца, как сказал Он, исходя на
вольное страдание: "Прославь Меня
> Ты, Отче, у Тебя Самого славою,
которую Я имел у Тебя, прежде бытия
> мира" (Ин.17:5).
<...>
> "И вот, явились им
Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф.17:3).
> Беседа их с Ним была следующая:
свидетельствовали Ему благодарение,
> что пришествием Его
исполнились слова их и всех пророков.
> <Они> воздавали
Ему поклонение за спасение мира, то
есть
> человеческого рода, и за
то, что на деле исполнил тайну, которую
> они описывали.
> В этом восшествии на
гору была радость пророкам и апостолам.
> Радовались пророки, увидев
Его человечество, которого не знали;
> радовались апостолы,
увидев Славу Его Божества, которого
> не понимали. И, услышав глас Отца,
свидетельствующий о Сыне, познали
> из этого Его вочеловечение,
которое было для них неясно. А вместе
> с гласом Отца уверяла
их в этом явившаяся Слава тела
Его
> от неизменно и
неслиянно соединенного с ним
Божества.
> И запечатлелось свидетельство
троих гласом Отца, также и Моисеем
> и Илией, которые предстояли Ему, как
рабы.
> И взирали друг на
друга: пророки - на апостолов, апостолы
-
> на пророков. Увидели там
друг друга: вожди Завета Ветхого - вождей
> Завета Нового.
Святой Моисей увидел освященного Симона.
> <Управляющий дома> Отца увидел
<управляющего дома> Сына: один рассек
> море, чтобы народ прошел
среди волн, другой хотел поставить кущу,
> чтобы создать Церковь.
Девственник Ветхого Завета увидел
> девственника Завета Нового
(<т.е.> Илия - Иоанна), восшедший
> на огненную колесницу
- припавшего к груди Пламени. Так гора стала
> образом Церкви, и Иисус
соединил на ней два Завета, какие приняла
> Церковь, и дал нам разуметь,
что Он Сам Податель обоих Заветов:
> один принял тайны Его, а другой явил
славу дел Его.
> Петр сказал: "Господи!
Хорошо нам здесь быть" (Мф.17:4).
> Что говоришь ты,
Симон? Если здесь останемся, кто исполнит
> слово пророков? Кто <засвидетельствует
предсказания> проповедников?
> Кто совершит таинства
праведных? Если здесь останемся, на ком
> исполнятся слова: "Пронзили
руки мои и ноги мои" (Пс.21:17)? К кому
> будет относиться сказанное: "Делят
ризы мои между собою, и об одежде
> моей бросают жребий" (Пс.21:19)?
С кем сбудется это: "Дали мне
> в пищу желчь, и
в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68:22)?
> К кому отнести <эти слова>:
"Между мертвыми брошенный..." (Пс.87:6)?
> Если здесь останемся,
кто раздерет <список грехов
Адама>?
> Кто оплатит долг его?
Кто обновит на нём одеяние славы? Если здесь
> останемся, как <cбудется>
всё то, что сказал я тебе? Как <будет
> создана> Церковь? Как <ты>
получишь от Меня ключи Царства Небесного?
> Кого будешь <связывать>?
Кого будешь разрешать? Если здесь
> останемся, без исполнения останется
всё сказанное пророками.
> Еще сказал Петр: "Сделаем здесь
три кущи: Тебе одну, и Моисею одну,
> и одну Илии" (Мф.17:4). Симон
послан созидать Церковь в мире, и вот
> <он> творит кущи на горе, потому
что всё еще как на человека смотрит
> <он> на Иисуса и
ставит Его в ряд с Моисеем и Илией. <Но> Господь
> тотчас показал ему, что
не имеет нужды в его куще, потому что Он
> отцам его в пустыне в
продолжение сорока лет творил сень облачную.
> Ибо "когда он еще
говорил, се, облако светлое осенило их". (:5)
> Видишь, Симон, сень,
у строенную без труда, сень, которая
> преграждает зной и не производит
тени, сень, которая молниеносна
> и светла.
> Когда ученики дивились,
был услышан из облака глас Отца: "Сей есть
> Сын Мой Возлюбленный,
в Котором Мое благоволение;
> Его слушайте" (:5). После
гласа <> Отца Моисей возвратился в свое
> место, и Илия возвратился
в свою область, и апостолы пали лицом
> на землю, и Иисус остался
один, потому что на Нём одном исполнился
> этот глас. Бежали пророки,
пали на землю апостолы, ибо не на них
> исполнился глас Отца,
свидетельствующий: "Сей есть Сын Мой
> Возлюбленный, в Котором
Мое благоволение; Его слушайте". Отец учил
> их, что Домостроительство
Моисееве исполнено, и они должны слушать
> Сына, потому что Моисей,
как раб, говорил, что было повелено,
> и проповедовал, что было
ему сказано. Так же говорили и пророки,
> пока не пришел <обещанный>
Примиритель (Быт.49:10), то есть Иисус,
> Который есть Сын, а не
домочадец; Господь, а не раб; Властитель,
> а не подвластный, Законодатель, а
не подчиненный Закону.
> По Божескому естеству
- "Сей есть Сын Мой Возлюбленный". Что было
> еще неясно для апостолов,
то Отец открыл им на горЕ. Сущий
> провозвещает Сущего, Отец
объявляет Сына. При этом гласе апостолы
> пали лицом на землю,
потому что страшный это был гром, и от Его
> гласа поколебалась земля,
и они пали на землю. Глас показал им,
> что близок Отец,
и Сын воззвал их Своим гласом и <поднял> их.
> Как глас Отца поверг
их, так <поднял> их глас Сына силою Божества
> Своего, которое вселилось в
самой плоти Его и неизменно соединено
> с ней. <Посему>
Божество и плоть пребывают в одной Ипостаси,
> <> в одном Лице
нераздельно и неслиянно. Не как Моисей благолепен
> был по внешности, но
<Иисус> как Бог сиял славою. У
Моисея
> <лишь> поверхность лица
<была покрыта> благолепием, а Иисус во всём
> Своем Теле, как солнце лучами своими,
сиял Славой Божества Своего.
> И Отец воззвал: "Сей
есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором
> Мое благоволение. Его
слушайте", - воззвал о Сыне, не отлученном
> от Славы Божества. Ибо
Отец и Сын со Святым Духом - одно естество,
> одна сила, одна сущность
и одно Царство. <...> И Мария назвала Его
> Сыном, по человеческому
Телу не отлученного от Славы Его Божества.
> Ибо один Бог, явившийся миру
в теле. Слава Его возвещала о Божеском
> естестве, которое от Отца,
и Тело Его возвещало о человеческом
> естестве, которое от
Марии. Оба же естества сошлись и соединились
> в одной Ипостаси. Единственный
от Отца - единородный и от Марии.
> (И кто разделяет в Нём естества,
тот отделен будет от Царства Его;
> и кто сливает их, тот лишен будет
жизни Его. Кто отрицает, что Мария
> родила Бога, тот не увидит
Славы Божества Его. И кто отрицает, что
> Он носил безгрешную плоть, тот не
получит спасения и жизни, даруемой
> через Тело Его.) Самые
дела свидетельствуют и Божеские силы Его
> научают рассудительных, что
Он - истинный Бог. А страдания Его
> показывают, что Он - истинный человек.
<.....>
> <....> После того
как Отец воззвал с неба: "Сей есть
Сын Мой
> Возлюбленный... Его слушайте",
приняла это Святая Божия Вселенская
> Церковь. Во имя этой
Святой Троицы крестит она в Жизнь Вечную,
> Ее <свято чтит, исповедуя
равночестие Лиц>, <...> Ей непогрешимо
> поклоняется, Ее <...
славит>. <Этому Триипостасному Единиству> -
> Отцу и Сыну и Святому
Духу - подобают слава, благодарение, честь,
> <владычество>, величие - ныне
и всегда и во веки веков!
[ преподобный Ефрем Сирин.
Слово на Преображение
Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса
Христа.
(Настоящий текст составлен по двум
редакциям перевода:
* Св. Ефрем Сирин. Творения.
Т.2.
Творения иже во святых Отца
нашего Ефрема Сирина.
Писания духовно-нравственные.
// Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Репринт: М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993.
Стр. 50-59.
www.pagez.ru/lsn/0330.php
.
* Барсов М.В. Сборник статей
по истолковательнму и назидательному
чтению
Четвероевангелия. 2-е изд.
// СПб., 1893. Т. 1. Стр. 49-52
www.pagez.ru/ds/preobr.php
.) ]
+ + + митр. Сурожский Антоний:
Христос сказал им: "Пойдем отсюда..."
www.messia.ru/rasylka/007/1936.htm#0
(+ссылки)
+ + + он же: ученики увидели, Кто Он есть...
www.messia.ru/rasylka/003/526.htm#0
+ + + из православного богослужения праздника
www.messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0
(+ссылки)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080819/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-08-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
С ПРАЗДНИКОМ!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
для жизни и подлинного богопочитания -
через познание Того, кто призвал нас
Своей собственной славой и добродетелью,
благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания.
Они дарованы для того, чтобы с их помощью
вы стали сопричастными Божественной природе,
избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
И по этой причине приложите все старания,
чтобы укрепить свою веру добродетелью,
добродетель - знанием, знание - выдержкой,
выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием,
благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью.
Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
Будете так поступать - никогда не споткнетесь!
Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход
в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
даже если вы и так всё это знаете
и уже утвердились в той истине, что явилась вам.
Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
постоянно будить вашу память напоминаниями. ...
Когда мы поведали вам
о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе,
мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок.
Нет, мы сами стали очевидцами Его величия!
Он принял от Бога Отца честь и славу,
когда донесся к Нему голос величественной Славы:
'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'.
И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали,
когда были с Ним на святой горе.
Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков.
Вы поступите правильно, если будете относиться к ним,
как к светильнику, что горит в потемках,
пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.*
(2Пет.1:3-13,16-19)
* * *
* На горе высокой преобразившись
* в присутствии верховных учеников,
* Ты славно просиял, Спаситель,
* показывая, что высотою добродетелей блистающие
* и Божественной славы удостоятся.
* Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия
* открывали, что Он - над живыми и мертвыми владычествует,
* и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является,
* о Ком из светлого облака и свидетельствовал голос Отца, говорящий:
* "Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад
* и мертвым дарует жизнь вечную!"
(стихира
на "Господи воззвах" прп. Космы Маиумского)
* * *
* На горе преобразился Ты,
* и, насколько могли вместить ученики Твои,
* они славу Твою, Христе Боже, созерцали,
* чтобы, когда Тебя увидят распинаемым,
* уразумели, что Твоё страдание - добровольное
* и миру возвестили, / что Ты - воистину Отчее сияние.
(Кондак, перевод иером. Амвросия (Тимрота))
* * *
"Мы сторонимся очень близкого общения с Богом,
ибо боимся ясно Его
услышать". (CSL)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2278.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|