=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 05 июля 2008 г. ст.ст., понедельник
10-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.15:12-19;
Мф.21:18-22.
Предпразнство Преображения Господня.
* к апостольскому чтению: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~\
: +++ Оливье Клеман:
\.
\
: ...и всё же любовь сильнее смерти...
\. \
: www.messia.ru/rasylka/006/1585.htm
\. \
: +++ Прот. Александр Мень: воскресение. тело духовное \. \
: www.messia.ru/rasylka/004/870.htm#0
\. \
: www.messia.ru/rasylka/003/525.htm#0
\. \
: (здесь же см. еще ссылки по теме "воскресение умерших")\.
\
: +++ Романо Гвардини: преображенное тело
/= = =/
: www.messia.ru/rasylka/002/171.htm#0
/= = =/
: +++ Николай Бердяев: воскресение для новой жизни /=
==/
: www.messia.ru/rasylka/002/172.htm#0
/= = ==/
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~/======/
==========================
* к евангельскому чтению: ************************************
* + В.Н.Кузнецова: бесплодная смоковница
******
* www.messia.ru/rasylka/005/1241.htm
*****
* + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы
****
* www.messia.ru/rasylka/003/332.htm#0
***
* + К.С.Льюис о чудесах Христа, в т.ч. о проклятии смоковницы
**
* http://orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm
(в конце) **
* + Он же: получим всё, о чём молимся?
**
* www.messia.ru/rasylka/005/1175.htm#0
*
* + В.Н.Кузнецова: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25)
*
*
www.messia.ru/rasylka/003/333.htm#0
*
* + Герма ("Пастырь"): Проси без сомнения!
**
* www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm
****
* + что происходит с нашей жизнью, когда она бесплодна
*****
* www.bible-center.ru/note/20050822/orth
******
**********************************************************
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080818/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Беседы о Нагорной проповеди: Блаженства:
Макаризмы (2)
( начало в выпуске www.messia.ru/rasylka/008/2268.htm#0
.)
1 Увидев толпы народа,
Иисус поднялся на гору. Он сел и к Нему
подошли ученики. (2) Иисус начал их учить.
Он сказал:
3 - Как счастливы те,
что бедны ради Господа!
Царство Небес - для них.
4 Как счастливы
те, что скорбят!
Бог их утешит.
5 Как счастливы
кроткие!
Бог им отдаст во владение землю.
6 Как счастливы
те, что жаждут исполнения воли
Господней!
Жажду их Бог утолит.
7 Как счастливы
милосердные!
И к ним будет Бог милосерд.
8 Как счастливы
те, у кого чистое сердце!
Они Бога увидят.
9 Как счастливы
те, что добиваются мира!
Бог назовет их Своими сынами.
10 Как счастливы те,
кого гонят за исполнение воли
Господней!
Царство Небес - для них.
11 Будьте же счастливы, когда
вас оскорбляют, преследуют
и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за
Меня!
(12) Радуйтесь, ликуйте! Велика ваша награда
на небесах!
Так гнали пророков, которые жили до вас.
(от Матфея, гл. 5, перевод В.Н.Кузнецовой)
Судя по всему, у Апостола Павла была немалая сила воли, но он
мучился
таинственным "жалом в плоть". Когда он хотел
от него освободиться,
Господь ему сказал: "Достаточно для тебя благодати Моей" (2Кор.12:9),
и тогда Павел познал, что Божия сила
сильнее всего проявляется
в слабости, то есть - только нашей в слабости становится совершенной.
Сам Господь, воплотившись, став человеком,
избрал путь слабости.
В Боге есть что-то такое, что легче выразить
слабостью, чем силою,
глупостью, чем умом, бедностью, чем богатством. Воплотившись,
Он стал
бедняком, неудачником и неразумным. И мы,
призванные следовать
и подражать Воплощенному Богу, не должны удивляться,
что нам нужно
изучить высокое искусство бессилия.
Конечно, это не значит, что мы должны сложить руки и совсем не "делать
усилий". И Библия, и жития святых показывают
нам, что эти усилия
бывают поистине героическими. Но не дай
нам Бог неправильно
их понимать!
Апостол Павел пишет, что достиг праведности, предписанной
Моисеевым
Законом, со всей той тонкостью его толкования,
которой достигли
фарисеи. Но Когда он стал христианином,
это совершенство,
эта праведность не принесли ему пользы; он как бы не знал, что
с ними
делать.
Легко посчитать, что фарисеи были
воплощением тайного порока
и лицемерия. В прямом смысле слова они не лгали. Они, можно
сказать,
были лучшими людьми своей эпохи,
самыми набожными, самыми
ответственными в своих поступках. Их праведность
была плоха лишь
одним: ее можно измерить, и счесть (хоть когда-нибудь),
что мы
ее ДОСТИГЛИ. Она может стать самоцелью.
Соблазнительно определить нравственные нормы так, чтобы однажды
можно
было сказать: "Я всё это выполнил!" Как хорошо
войти в храм, смело
подняв голову, и возблагодарить Господа за
то, что ты - такой
приличный, такой безупречный человек! Как
это смиренно (ведь
благодарим мы не себя, а Бога)!
Как нагло и как невыносимо скучно!
А тем, кто был уверен в собственной праведности
и презирал
всех остальных, Иисус рассказал такую притчу:
- Два человека пришли в Храм помолиться.
Один был фарисей,
а другой - сборщик податей /мытАрь/. Фарисей
стоял и так
молился: "Боже, благодарю Тебя за то,
что я не такой,
как остальные люди - корыстные, бесчестные,
развратные или
вот как этот сборщик податей. Я дважды в
неделю пощусь, плачУ
десятину со всего, что приобретаю".
А сборщик податей, стоя
в отдалении, не смел даже глаз поднять к
небу и только
бил себя в грудь и говорил: "Боже,
я грешен, но сжалься
надо мной!" Говорю вам: это он,
а не тот фарисей ушел домой
оправданным. Потому что всякий, кто возвышает
себя, будет
унижен, а кто принижает себя, возвысится.
(Лк.18:9-15)
Часто считают, что фарисей из притчи гордился
+своими+ успехами.
Это неверно. Он прекрасно понимал, что всем обязан Богу. Его вина -
не в самомнении, а в том, что он неверно мыслил праведность.
Он доволен собой. Это довольство проникает в самое смирение.
Даже на исповеди мы, христиане, можем
видеть себя "вполне
правильными".
Вот что пишет Грэм Грин в романе "Сила и слава". Священник исповедует
немолодую женщину.
"Вспомните ваши настоящие грехи,"
- говорит он. - "Но
я хорошая женщина, отец," - удивленно ответила
она. "Тогда что
же вы делаете здесь? Меня
ждут дурные люди, - сказал он. -
Любите вы кого-нибудь, кроме себя?" "Я люблю
Бога," - надменно
сказала она. Он быстро
взглянул на нее и в слабом свете
стоявшей на полу свечи увидел суровые
черные глаза под черной
шалью. Еще одна из
набожных... как он сам. "Откуда
вы знаете? - спросил он. - Любовь
к Богу такая же, как любовь
к человеку..., ребенку. Когда кого-нибудь
любишь, хочешь быть
с ним, поближе". Он безнадежно махнул
рукой: "Хочешь защитить
его от себя".
Наши добрые дела, наша набожность, наши духовные
достижения опасны
тем, что помогают нам составить такое
представление о самих себе,
которое нас удовлетворит.
Эту мысль, среди прочего, подразумевают слова
Христа о том, что
мы должны уподобиться детям (см. Мф.18:3).
Не случайно в первых
трех Евангелиях сцена с детьми стоит рядом
с текстом о "богатом
юноше". Казалось бы, вот идеальный
кандидат в Царство Божие.
Но в том-то и дело, что идеальных кандидатов
нет и быть не может!
Христос пытался объяснить, что выполнение Закона не спасает.
А когда
ученики спрашивают, кто же может спастись, Он говорит:
"Невозможное
человеку возможно Богу".
Богач хотел узнать, что надо +сделать+,
чтобы наследовать вечную
жизнь; узнать и исполнить это. Но на самом деле мы
должны +принять+
Царство Божие, как маленький ребенок. Тогда,
в древности, не было
сентиментальных иллюзий, благодаря которым нам
кажется, что дети
как-то особенно нравственны. Христос не говорит, что Царство - большая
площадка, где играют идиллические дети. Дети близки к Богу не
потому,
что они безгрешны, а потому, что они беспомощны! Они ничего
не могут
"сделать", в отличие от богача, они ничего не "заслужили". Что
бы они
ни получили, это подарок, дар.
У детей нет прошлого. Мы, взрослые, слишком много
думаем о прошлом.
Зачем всё это? Не лучше ли, как дети, жить настоящим?
Именно здесь
и сейчас встречается с нами Бог.
(Вот почему так важны в христианском предании "обращения
на смертном
одре". Мы - не наше прошлое; мы - то,
что мы здесь и сейчас стоим
перед Богом.)
Каждый, кто ищет СПОСОБЫ приблизиться к Богу, обретет
эти способы,
а Бога утратит. По-настоящему духовный человек
не печется даже
о духовном покое, и не страдает от его
недостатка. Любые ответы
на вопрос: "Что я могу +сделать+, чтобы наследовать жизнь вечную?"
-
не нужны, они бесполезны. Чтобы "превзойти
праведность фарисеев"
(Матф.5:20), мы должны совершенно изменить
свои представления
о праведности. Со времен Нового Завета праведность
нельзя измерить.
Конечно, мы по-прежнему знаем, что, например, убийство
- грех,
а не убивать - хорошо и праведно. Но сколько бы мы ни сделали, сколько
бы грехов мы ни побороли, - мы всё такие же нерадивые рабы.
Западной
Церкви потребовалось много веков, чтобы
достигнуть на практике
той милости к любому кающемуся, которую
католики нередко называют
"духом Иоанна XXIII"./*/ (А Восточной?) Но богословы-то всегда
знали,
что Новый Завет не допускает никакого разделения
на "чистеньких"
и "нечистых". Авва Феодот учил когда-то:
'Не превозносись
над любодеем, если ты чист, иначе и ты
нарушишь Закон. Ибо Тот,
кто сказал "не прелюбодействуй", сказал и "не суди"'.
--------------------
/*/ ru.wikipedia.org
Каждый из нас облечен великой честью:
все мы - жалкие бедняки,
ожидающие милости Божией.
* * *
Блаженства являют нам очень странного человека:
он беден и тих,
он плачет, вообще - он достаточно жалок, хотя и может почему-то мирить
других. Почти никто не хочет качеств,
перечисленных Христом. Одни
брезгливо жалеют таких людей, иногда пытаясь помочь им,
другие - те,
кто оказался в "подобном положении", - романтизируют его...
Нелегко признать: "Да, я - не победитель".
Еще труднее с этим
смириться, как будто так и надо.
Видя себя проигравшем, мы реагируем так, как если бы нас обделили. Нам
не нравится быть "хуже других", и мы пытаемся это исправить или хорошо
использовать.
Конечно, трудно, почти невыносимо жить, зная,
что ты не силен,
не победителен, не благополучен, не счастлив, и тому подобное. Поэтому
так трудно "жить по правде" - ведь это включает
и правду о себе.
Мы тщимся казаться значительнее и обманываем самих себя.
Чтобы поистине обратиться к Богу, надо
"вернуться к себе",
как вернулся к себе блудный сын /*/. Человек
ищет Бога повсюду,
и не находит, ибо Бог - поджидает его в нём самом.
------------------------------------------------------
/*/ Лк.15:17; в синод. переводе: "придя
же в себя...".
Западный святой Викентий Феррер говорит, что основа
всего прочего -
именно эта правда о себе. Имя ей - смирение. Мы должны знать,
кто мы.
Мы должны увидеть, что в нас самих нет никакого добра,
и "от себя"
мы не можем творить добро. Нам надо понять, _как_бессмысленна_всякая_
попытка__быть_"вполне_приличным_человеком"_перед_собой_и_перед_Богом._
Надо__признать,__что__мы__никуда_не_годимся,_и_жить_с_этим_сознанием._
Только_тогда_Бог_сможет_сделать_из_нас_что-то_сносное._
Почти перед смертью св. Тереза из Лизьё
благодарила Бога за свое
несовершенство, ибо из-за него она "нуждается в милости Божией".
Это совсем не то, что ДОВОЛЬСТВО своей слабостью.
Всякое довольство
собой, сколь угодно извращенное, от Бога уводит. Мы должны понять, что
никуда не годимся, и принять это. Какие уж тут победители!
Христианин обязан учиться искусству слабости, беспомощности, неудачи.
Он должен знать, что, когда мы слабы и
беззащитны, Бог видит нас,
любит, даже хвалит. Размышляя об Евангельских блаженствах, не думайте:
"Это - о каких-то неудачниках". Радуйтесь, если это о вас. Не думайте:
"Надо бы им помочь". Помните, что они блаженны.
Составлено по
книге:
* Саймон
Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ
(Перевод
с английского Н.Л.Трау6ерг)
//
Красноярск: "Claretianum", 1994. стр. 3-10.
www.messia.ru/r2/2/016.htm#0
или
www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g1
+ Евангельские блаженства в тематическом
каталоге сайта ХП:
www.messia.ru/temy/b.htm#blzhnz
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Если Христос был воскрешен, как мы проповедуем,
то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых?
Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес,
нам нечего проповедовать и не во что верить.
Более того, мы оказываемся лжесвидетелями,
которые свидетельствуют против Бога,
заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал,
раз мертвые не воскресают.
Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.
А если Христос не воскрес,
вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.
Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.
И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни,
мы самые жалкие люди на свете.
...
Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?
А я, братья, каждый день смотрю смерти в глаза. ...
И будь мои мотивы чисто человеческие,
с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфесе?
Какая мне от этого польза?
Если мертвые не воскресают,
"будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!"
Не обманывайтесь!
"Портит дурная компания самые лучшие нравы".
Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить!
А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге.
Как вам не стыдно!
Но кто-нибудь спросит:
"А как мертвые воскресают?
И каким будет их тело, когда они возвратятся?"
Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.
И сеешь ты не растение целиком,
а просто зернышко, пшеничное, скажем, или какое иное.
А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил;
облик этот у всех разный.* (1Кор.15:12-19;30-38)
* * *
*Проблема не в том, чтобы найти смысл в своей (или чужой) жизни,
а в том, чтобы не увлечься, разогнавшись умом,
и не найти смысл в бессмыслице,
которой в жизни очень много и которая притворяется смыслом.* (Я.К.)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2277.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|