=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
Выпуск посвящен
апостольскому чтению 20-го воскресенья по Пятидесятнице:
Гал.1:11-19.
11 Я хочу, братья,
чтобы вы знали: Радостная Весть, которую
я вам возвестил, не есть нечто человеческое.
(12) И получил
я ее не от людей, и не люди меня ей научили,
а Иисус Христос,
который мне ее открыл.
13 Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил,
когда был иудеем.
Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь
Божью.
(14) Во всём народе мне не было равных среди
моих ровесников
в том, что касалось нашей религии, и особенно
ревностно
я придерживался отеческих преданий. (15)
Но Бог решил,
по Своей великой доброте, избрать меня и
предназначить Себе
на служение еще до рождения из чрева матери
(16) и, явив мне
Своего Сына, велел возвестить о Нём всем
народам. И тогда
я ни к кому из людей не обратился за советом,
(17) даже
не пошел в Иерусалим к тем, которые стали
апостолами до меня,
а ушел в Аравию, а потом вернулся обратно
в Дамаск.
18 Только спустя три с половиной года я
пришел в Иерусалим,
чтобы встретиться с Кифой, и пробыл у него
две недели.
(19) Что касается других апостолов, то я
никого, кроме Иакова,
брата Господа, не видел. (20) Всё, что я
вам пишу, - чистая
правда, в том мне свидетель Бог!
(перевод В.Н.Кузнецовой)
>
1.11-17 КАК ПАВЕЛ СТАЛ АПОСТОЛОМ
<.....>
> *12 Гал 1.1
*13 Деян 8.3; 22.4-5; 26.9-11 *14 Деян 22.3
> *15 Ис 49.1;
Иер 1.5; Рим 1.1
> *16 Деян 9.3-6;
22.6-10; 26.13-18; Гал 2.7
< Комм. на стт. 11-15
см. в выпуске www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0
>
> Ст. 16а - =Явив
мне Своего Сына= - Сыном Бога в Ветхом Завете
> назывался весь Израиль
или же его царь, получавший этот титул
> во время восшествия на
престол. Позже так назвались праведники
> (Прем 2.17-18). В христианской
традиции мы называем таких людей
> святыми, а в еврейской
их можно было бы назвать сынами Бога.
> При этом важно помнить,
что речь всегда шла о духовном сыновстве,
> в отличие от языческих представлений
о детях богов: богах, полубогах
> и героях, связанных
с родителями биологическим родством.
> Все харизматические
лидеры, особенно чудотворцы, назывались
> "божественными мужами". В еврейской
традиции этот термин постепенно
> стал относиться к ожидаемому
Помазаннику. Так, в Кумране найден
> текст, где Бог
называет Мессию Своим Сыном. Следовательно,
> самым главным в определении,
что есть Сын Божий, является то, что
> Бог дает Ему некое поручение,
посылает Его исполнить Его волю, Сын
> же проявляет абсолютное
послушание. "Иисус есть Сын Божий" - это
> одно из самых
ранних исповеданий Церкви (Деян 9.20; 13.33;
> Рим 1.3-4). Иисус - это единственный
Сын, находящийся со Своим Отцом
> в отношениях, какие немыслимы
ни для кого из людей. Никто, кроме
> Иисуса, не явил
столь полного послушания воле Небесного Отца.
> Это полное послушание
является важнейшей смысловой составляющей
> титула "Сын Бога".
> Встреча Павла с Сыном
Божьим на дамасской дороге произошла по воле
> Бога. Апостол подчеркивает,
что он не своим умом дошел до веры
> в мессианство Иисуса, но
что такое познание было даровано ему
> в результате откровения
Божьего. Вероятно, Павлу дано было увидеть
> Иисуса в сиянии небесной
Славы, восседающего по правую руку Отца
> (ср. Деян 7.55-56). Тот,
в ком бывший фарисей видел раньше лишь
> казненного позорной казнью лжепророка
и самозванца, проклятого Богом
> (Втор 27.26), действительно
оказался Божьим Сыном и Его
> Помазанником. Недаром, согласно
Луке, проповедь Павла после Дамаска
> началась словами "Иисус - Сын Божий"
(Деян 9.20).
> Но эти слова могут
быть поняты и по-другому: "явив во мне Своего
> Сына". В таком случае
подчеркивается внутренний, духовный характер
> пережитого Павлом.
> =Велел возвестить о Нём
всем народам= - Когда Бог дал Павлу такое
> служение, исполнилось великое
пророчество Исайи о том, что язычники
> придут к Синаю. В
то время большинство евреев было уверено в том,
> что все язычники,
люди, которым не было дано Закона, погибнут.
> В одно мгновение
все мировоззрение Павла коренным образом
> изменилось. Если Закон
его не спас, а чуть было не погубил, то,
> следовательно, Закон не
может быть путем спасения и перестает быть
> стеной, отделявшей евреев
от язычников. Галатам особенно важно
> помнить об этом, ведь они сами бывшие
язычники.
> Бог поступил с Павлом
не так, как поступили бы люди: Он ответил
> не местью, а прощением
- более чем прощением, ведь гонителю
> было даровано апостольство.
Об этом Павел говорит во многих письмах
> (1Кор 9.1; 15.8; Флп 3.12; см. также
2Кор 4.6).
> Ст. 16б-17 - =И тогда я ни к
кому из людей не обратился за советом,
> не пошел даже в
Иерусалим к тем, кто стали апостолами до меня= -
> Доказательством Божественного происхождения
Вести, доверенной Павлу,
> было и то, что не
потребовался совет кого бы то ни было из людей,
> даже самых важных и
авторитетных, даже тех, кого Иисус назначил
> апостолами. Вероятно, противники
Павла утверждали противоположное:
> что Весть, которую возвещает
Павел, вторична, он получил ее
> от иерусалимских апостолов,
и что сам он во всём зависел от них.
> =Ни к кому из людей=
- дословно: "не к плоти и крови". "Плоть
> и кровь" - это еврейское выражение
означает человека в его слабости,
> ограниченности и конечности
по сравнению с Богом. Если Павлу
> дал поручение сам Бог,
было бы странно и нелепо обращаться
> за помощью и советом
к тем, кто ниже Бога. Это вовсе не означает,
> что Павел относился к Петру
и остальным апостолам пренебрежительно.
> Он признает за ними их апостольский
статус - он у них такой же, как
> у него. Но сейчас
его главная цель - доказать, что его Весть
> получена им не от них.
> =Ушел в Аравию=
- Павел не сообщает ни конкретного места, куда
> он отправился, ни цели,
ни причины, почему он это сделал. Он
> не поведал, чем он занимался в Аравии,
но, хотя у нас и нет сведений
> о существовании в то
время христианских общин на этой территории,
> понятно, что он
начал там свою проповедническую деятельность.
> Это вытекает из логики
повествования. Конечно, нельзя исключить
> предположения, что Павлу
было необходимо побыть какое-то время
> в одиночестве, чтобы осмыслить
то, что с ним произошло, и обдумать
> свои дальнейшие действия.
Мы не знаем о том, сколько времени
> он оставался в Аравии,
но он, конечно, не мог откладывать надолго
> возложенное на него Богом дело.
Вероятно, Павлу вполне хватило
> трех дней слепоты (Деян 9.9) на осмысление
перемен в своей жизни.
> =Аравия= - это
Набатейское царство Аравия. Его территория
> простиралась от Красного
моря на юго-западе до реки Евфрат
> на северо-востоке. Оно
возникло во II в. до н. э., и его столицей
> был город П`етра. Его власть
иногда распространялась и на некоторые
> города Десятиградья, включая Дамаск
(см. 2Кор 11.32-33). В это время
> царем Набатеи был Арета
IV (9 г. до н. э. - 40 г. н. э.). Ирод
> Антипа был женат на его
дочери, но развелся с ней, чтобы жениться
> на Иродиаде.
> =Потом вернулся обратно
в Дамаск= - Как много это
говорит
> о характере Павла! Именно
сюда он направлялся, для того чтобы
> арестовать и препроводить
на суд в Иерусалим христиан из евреев.
> И вот он возвращается
сюда же. Для этого нужно большое мужество
> и самоотверженность. "Он вернулся,
чтобы засвидетельствовать людям,
> которые лучше
других знали, кем он
был раньше".
> {У.Баркли ...}
> =Дамаск= - один из
центров древнего мира, важный культурный
> и торговый город, один
из городов Десятиградья, с 64 г. до н. э.
> официальная столица римской
провинции Сирия. Дамаск обладал целым
> рядом привилегий и
свобод. В городе проживало значительное
> количество евреев (Иосиф
Флавий сообщает, что в 66 г., в начале
> Иудейской войны, в
Дамаске было убито более 10 тысяч евреев),
> а также арабов.
>
1.18-24 ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА
<....>
> *18 +с Кефой+
- в позднейших рукописях: "с Петром".
> *18 Деян 9.26
*19 Мф 13.55; Мк 6.3 *20 Деян 9.30
> Эти стихи продолжают аргументацию,
начатую в стихах 16б-17.
> Ст. 18 - =Только спустя три
года= - Вероятнее всего, отсчет времени
> ведется от события на
дамасской дороге, а не от возвращения Павла
> в Дамаск в качестве христианского
миссионера. Иерусалим был опасным
> местом для Павла. Его
прежние друзья ненавидели его, считая
> предателем и отступником.
Ведь вместо того, чтобы исполнить
> поручение первосвященника (Деян
9.2), он сам ушел к христианам.
> Христиане тоже
относились к бывшему гонителю с недоверием
> (см. Деян 9.26).
> =Я пришел в Иерусалим, чтобы
встретиться с Кефой= - Целью посещения
> Иерусалима было знакомство
со старейшиной апостолов Кеф`ой (Павел
> предпочитает его арамейское
прозвище греческому; он называет его
> Петром только в 2.7-8).
=И пробыл у него две недели= (дословно:
> "пятнадцать дней") -
Такое точное указание времени призвано
> противопоставить краткому
двухнедельному пребыванию в Иерусалиме
> три года, проведенные
в Аравии и Дамаске. О цели его свидания
> с Кефой можно лишь
догадываться. Вероятно, Павел, постоянно
> говоривший о единстве
всех христиан, хотел установить дружеские
> связи с главой апостолов.
Во время бесед с Петром Павел узнал
> много фактов о земной
жизни Иисуса, подробности Его нравственного
> учения, обстоятельства, связанные
с воскресением Господа. Вероятно,
> тогда, например, он узнал, что воскресший
Господь первым явился Кефе
> (1Кор 15.5). Несмотря
на это Павел остается неколебимо уверенным
> в том, что его собственная
версия Вести напрямую восходит к Богу.
> Ядро его проповеди,
конечно же, осталось неизменным, хотя
> и обогатилось подробностями и фактами.
> Ст. 19 - =Что касается других
апостолов, то я никого, кроме Иакова,
> брата Господа, не
видел= - Кроме Петра, Павел постарался
> познакомиться и с другим
лидером Церкви того времени. Это Иаков,
> брат Господа {В Евангелиях упоминаются
братья и сестры Иисуса.
> По мнению Епифания (382 г.), основывавшегося
на древних преданиях
> и апокрифах, это были сводные братья,
дети Иосифа от предыдущего
> брака. По мнению Иеронима (383 г.),
братья были двоюродными,
> сыновьями сестры Девы Марии, возможно,
матери Иакова и Иоанна
> Зеведеевых. По мнению Гельвидия (380
г.), это были дети Иосифа
> и Марии, родные братья Иисуса. Такой
же точки зрения держался
> и Тертуллиан.}. Из уст
Иакова Павел, вероятно, узнал о том, что
> ему явился воскресший брат.
Позже Павел напишет: "Христос... явился
> Кифе, потом Двенадцати,
потом явился более чем пятистам братьям
> одновременно.., потом явился
Иакову и самому последнему явился мне"
> (1Кор 15.5-7). Рассказ
о явлении Иисуса своему брату также
> содержится в не дошедшем
до нас Евангелии евреев, он сохранился
> в цитате Иеронима:
"Господь... пошел к Иакову и явился ему.
> Ибо Иаков поклялся, что не будет есть
хлеб с того часа, как он выпил
> чашу Господа, до тех
пор, пока не увидит Его восставшим. И после
> того Господь сказал: "Принеси
стол и хлеб". (И сразу же добавлено):
> Он взял хлеб и благословил его, и
преломил, и дал Иакову Праведному,
> и сказал: "Брат Мой,
ешь свой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал
> среди спящих"". Следовательно,
история Иакова разительно напоминает
> историю самого Павла. Некогда
не веривший в Иисуса (см. Ин 7.5; ср.
> Мк 3.21,31-35), Иаков
после Его смерти и воскресения стал
> Его последователем (Деян
1.14; 1Кор 9.5; 15.7) и постепенно
> превратился в одного
из главных лидеров иерусалимской Церкви.
> Нам неизвестно, когда это произошло,
но обычно предполагается, что
> в начале 40-х годов
I века. Иаков был мощной личностью, и его
> влияние в Иерусалиме быстро
росло. В конце концов именно он
> возглавил церковь, приобретя
даже больший авторитет, чем Петр (см.
> Деян 12.17; 15.6-21). {Об Иакове существовало
множество легенд,
> его имя носит одно
из апокрифических евангелий (Протоевангелие
> Иакова), оказавшее огромное
влияние на христианское учение,
> литургику и искусство.
Его прозвище "Праведный" означало, что
> он ревностно исполнял
все предписания Закона Моисея. В "Церковной
> истории" Евсевия Кесарийского
приводится рассказ Гегесиппа,
> в котором, правда, есть
много недостоверных и вымышленных данных.
> Там, например, говорится
о том, что Иаков был назиритом (в русском
> языке "назирит" традиционно
называется "назореем") "от чрева
> матери", никогда не стриг
волос, не пил спиртного, не ел мяса
> и не мылся в бане. Он был строгим
аскетом и почти всё время проводил
> в Храме, стоя на коленях, отчего
они стали у него "как у верблюда".
> Там же утверждается, что Иаков носил
первосвященнический нагрудник
> и что он даже имел
право входить в само святилище иерусалимского
> Храма. Конечно, не все эти сведения
надо воспринимать всерьез, но
> не подлежит сомнению, что Иаков пользовался
огромным авторитетом как
> в христианской Церкви,
так и среди тех, кто отвергал Христа
> и враждебно относился
к христианам, видя в них отступников от веры
> отцов. Вероятно, он обладал
даром примирять людей и смягчать
> противоречия, что подтверждают
Деяния апостолов (15.14-21) и сам
> Павел (см. ст. 9). Иаков умер
мученической смертью в 62 г. По одним
> свидетельствам, он был
сброшен с крыши Храма, а по другим, он был
> побит камнями, что
подтверждает и Иосиф Флавий.} Следовательно,
> история Иакова разительно напоминает
историю самого Павла.
> =Что касается других
апостолов, то я никого, кроме Иакова...,
> не видел= - возможно иное понимание:
"Что касается других апостолов,
> то я ни кого не
видел. Но я видел также Иакова..." Ученые спорят
> о том, как следует понимать эти слова,
свидетельствуют ли они о том,
> что к этому времени Иаков уже
считался апостолом. Ведь по некоторым
> данным Иакова довольно рано стали
называть двенадцатым апостолом.
> Мы не знаем, почему Павел не
видел других апостолов. Их или не было
> в это время в Иерусалиме,
или Павел не стремился свести с ними
> личное знакомство и ему было достаточно
повидаться с лидерами.
[ В.Н.Кузнецова.
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.
// М., 2003 ]
+ + +
+> Мартин Лютер: вопрос об ОПРАВДАНИИ...
www.messia.ru/rasylka/005/1313.htm#0
+> К.С.Льюис: В богопознании инициатива исходит от Бога
www.messia.ru/rasylka/002/225.htm#0
+> В.Н.Кузнецова: ...но Бог решил... (Гал.1:11-15)
www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
| Проект "Христианское просвещение" ищет
СПОНСОРОВ! Их реклама |
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
|
|
более 6000 человек.
|
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Иоанн сказал Иисусу:
"Наставник, мы видели одного человека,
который Твоим именем изгоняет бесов,
но мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
Иисус ответил ему:
"Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас". ...
Иисуса <в самарянской деревне> не приняли:
по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим.
Его ученики Иаков и Иоанн, увидев это, сказали:
"Господь, хочешь, мы скажем,
чтобы огонь сошел с неба и уничтожил их?"
Но Иисус, обернувшись, запретил им.* (Лк.9:49-50,53-55)
* * *
'Господи, если Ты повсюду,
как получается, что я так часто оказываюсь где-то еще?'
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2322.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|