=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
Этот выпуск посвящен стихам 14:26 - 15:19
1-го послания ап. Павла Коринфянам.
>
14.26-40 ДУХ НЕ ПОРОЖДАЕТ АНАРХИИ
> 26 Так что из
этого следует, братья? Когда вы собираетесь
> вместе, пусть
у одного из вас будет гимн, у другого проповедь,
> у кого-то откровение
от Бога, у кого-то весть на языках,
> у кого-то ее истолкование.
Но всё должно иметь целью созидание
> 27 церкви. • Если есть говорящие
на языках, пусть говорят
> два человека,
от силы три, причем по очереди, а один пусть
> 28 истолковывает. • А если
нет никого, кто мог бы истолковать,
> то пусть говорящий
на языках в собрании молчит, а говорит
> 29 только для себя и для Бога.
• Пророки же пусть говорят двое
> или трое, а остальные
пусть проверяют, что они сказали.
> 30 А если кому-то другому из
сидящих вдруг будет откровение
> 31 от Бога, то пусть первый
тогда замолчит. • Ведь вы все можете
> по очереди пророчествовать,
чтобы всех чему-то научить
> 32 и всех ободрить. • Пророки
должны уметь управлять
> 33 своим духом, • потому что
Бог это Бог не беспорядка, а мира.
> 34 Как и во всех
церквах народа Божьего, • женщины во время
> собраний должны
молчать. Им не разрешается говорить. Их удел
> 35 подчиняться, как велит и
Закон. • А если им хочется чему-то
> научиться, пусть
спросят дома у собственных мужей. Ведь
> для женщины говорить
в собрании позор.
> 36 Или вы думаете,
что слово Бога только от вас исходит?
> Или только к вам
пришло?
> 37 Всякий, кто
считает себя пророком или человеком духовным,
> должен признать:
то, что я вам пишу, есть заповедь Господа.
> 38/39 А если не признает, пусть и
его не признают. • Итак, братья,
> добивайтесь дара
пророчества, но не препятствуйте говорить
> 40 и на языках. • Но всё должно
происходить благопристойно
> и чинно.
> -------------------------------------------------------------
> *14.33б-35 В
ряде рукописей эти стихи помещаются в конце
> главы.
> *14.37 +есть
заповедь Господа+ в рукописях разночтения: "это
> от Господа",
"есть заповеди", "есть заповеди Господа".
> *14.38 +пусть
и его не признают+ в некоторых рукописях:
> "и его не признавайте".
> *14.26 1Кор 12.8-10;
Эф 4.12 *14.29 Деян 17.11; 1Фес 5.21
> *14.34 Быт 3.16;
1Кор 11.3; Эф 5.22; 1Тим 2.12; Тит 2.5
> *14.37 1Ин 4.6
*14.40 1Кор 14.33; Кол 2.5
> Ст. 26 =Так что
из этого следует, братья? Когда вы собираетесь
> вместе, пусть у одного
из вас будет гимн, у другого проповедь,
> у кого-то откровение от
Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то
> ее истолкование=
Благодаря этому письму мы имеем уникальную
> возможность заглянуть в прошлое
и увидеть, как проходили древнейшие
> христианские богослужения.
Они еще были спонтанными, без четкого
> и определенного порядка.
Конечно, какие-то обязательные элементы
> были и тогда. Прежде
всего, христианское богослужение во многом
> следовало синагогальному: оно
тоже состояло из чтения Писания,
> каковым для христиан являлось
то, что позже стало называться Ветхим
> Заветом, из проповеди, молитв
и пения псалмов и гимнов. Но в церкви
> еще не было людей, специально
назначаемых на какие-то должности, да
> и самих должностей не
существовало. Тот, кому Бог внезапно велел
> сказать что-то важное собранию общины,
вставал и говорил это; кто-то
> мог исполнить уже
существующий или составленный им самим гимн
> или молитву. Раннехристианские
=гимны= были, как правило, взяты
> из ветхозаветных псалмов
или основывались на них. В письмах Павла
> есть несколько таких раннехристианских
гимнов: он или сам
> их сочинил, или
использовал уже существующие (Флп 2.6-11;
> Кол 1.15-20; 1Тим 3.16
и др.). =Откровение= вероятно, здесь
> так названо пророчество.
> =Но всё должно
иметь целью созидание церкви.=
Апостол
> снова подчеркивает,
что христиане не должны использовать
> свою свободу для превознесения себя,
для демонстрации своих талантов
> или похвальбы своими дарами.
Это относится ко всем членам церкви,
> а не только к тем, кто говорит на
языках.
> Ст. 27 =Если есть говорящие
на языках, пусть говорят два человека,
> от силы три, причем
по очереди, а один пусть истолковывает=
> Говорение на языках не
должно занимать львиную долю времени.
> Кроме того, не следует
мешать друг другу, перекрикивать
> один другого, а говорить
по очереди. Истолкователь объяснял
> или переводил речь говорящих
на понятный для всех язык. Кстати,
> таким же было требование
в Кумране: собравшиеся должны были
> выслушивать друг друга,
не перебивая, и лишь затем им позволялось
> говорить.
> Ст. 28 =А
если нет никого, кто мог бы истолковать, то
пусть
> говорящий на языках в собрании
молчит, а говорит только для себя
> и для Бога=
Как Павел утверждал и раньше, говорение на языках,
> если оно не истолковывается, не помогает
созиданию церкви (ст. 2-5).
> Такой человек может
молиться на языках дома, созидая себя
> и обращаясь к Богу (ст. 2-4).
Он не может оправдывать себя тем, что
> не владеет собой. См. также 14.32-33
и комментарий.
> Ст. 29 =Пророки
же пусть говорят двое или трое, а остальные
> пусть проверяют, что
они сказали= Хотя Павел ставит пророков
> в общественном служении
выше говорящих на языках, их время
> тоже ограничено.
О необходимости проверять пророчества,
> соответствуют ли они христианскому
учению и говорит ли устами
> пророков Святой Дух, см.
также 1Фес 5.19-22. =Остальные= Вряд ли
> это касается всех собравшихся.
Вероятно, роль истолкователей
> исполняли люди, у которых
был дар различения духов (см. 12.10),
> главным образом апостолы
и учителя. Интересно отметить, что такая
> практика была очень быстро
утрачена: уже в Дидахе говорится:
> "И каждого пророка, говорящего в духе,
не проверяйте и не обсуждайте
> его: потому что всякий
грех будет прощен, а этот прощен не будет"
> (11.7). Это значит, что
подобное обсуждение стало к этому времени
> рассматриваться как кощунство
на Святого Духа (ср. Мф 12.31).
> Правда, и там допускается возможность,
что дух пророка может не быть
> истинным: "Однако не каждый
говорящий в духе есть пророк, но только
> если у него нравы Господни" (11.8).
> Ст. 30 =А если
кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение
> от Бога, то пусть первый тогда замолчит=
Это откровение может быть
> связано с истолкованием
библейского чтения, проповеди или слов
> предыдущего пророка. Требование
замолчать направлено против того
> пророка, который превращал
свое пророчество в способ превозношения
> себя.
> Ст. 31 =Ведь вы
все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех
> чему-то научить и всех
ободрить= Это свидетельствует о том,
> что пророчество не было
редким и уникальным явлением. В ранней
> Церкви было так много пророков, что
их надо было обязывать соблюдать
> порядок и даже ограничивать
время выступления. Все, у кого есть
> такой дар, могут говорить в
собрании. Цель их пророчеств =чему-то
> научить=. Мы также видим,
что в ранней Церкви не существовало
> четкого разграничения
между функциями пророков, учителей
> и проповедников. <...>
> Ст. 32-33а =Пророки должны
уметь управлять своим духом, потому что
> Бог это Бог не беспорядка,
а мира= В древности часто считалось,
> что пророческий дух внезапно
овладевает человеком, так что тот
> не может себя контролировать.
Апостол же утверждает, что Дух Божий,
> дающий христианину откровение,
не делает человека одержимым
> и не способным помнить,
где, когда, кому и сколько он может
> говорить. Под =беспорядком= понимается
отказ подчиняться и принимать
> во внимание других людей, шум,
препирательства, ревность и зависть.
> =Бог... мира= то
есть источник мира. Бог Творец, создавший
> вселенную из хаоса и
превративший хаос в порядок (=мир= здесь
> "эйр`енэ", что в данном
случае можно перевести как "гармония,
> упорядоченность"). Он
создает всё четко, организованно
> и последовательно. В гл.
12?14 Павел говорил о том, что Бог дает
> Свои дары, следуя определенному
порядку, так, что люди, одаренные
> Им, действуют слаженно,
как единый организм, думая прежде всего
> не о себе, но о благе других.
Церковь представляет собой микрокосм,
> в котором, как и во всей вселенной,
должны царить любовь и гармония.
> Ст. 33б-35 Эти стихи
вызывают множество споров. Во-первых, многие
> толкователи убеждены в
том, что они не принадлежат апостолу,
> но являются или позднейшей
вставкой, или цитатой из письма
> консервативно настроенных коринфян.
Они утверждают, что эти стихи
> а) противоречат тому,
что апостол говорил раньше в этом же письме
> (11.5,13); б) разрывают
мысль апостола, так что могли бы быть
> выпущены без изъяна для
содержания; в) странно, что апостол
> обращается к авторитету
Закона, против которого он так часто
> выступал; г) в ряде рукописей эти
стихи помещены не здесь, а в самом
> конце главы. Именно этот
последний пункт является в их глазах
> решающим доказательством неподлинности
отрывка.
> Ст. 33б-34 =Как и во всех
церквах народа Божьего, женщины во время
> собраний должны молчать. Им
не разрешается говорить= В предыдущих
> стихах речь шла о пророках и говорящих
на языках. Но в 11.5 Павел
> не возражал против пророчества
женщин, а только требовал от них
> достойного внешнего вида.
В Деяниях апостолов также упоминаются
> женщины-пророчицы (четыре дочери
евангелиста Филиппа 21.9). Павел
> неоднократно упоминает в своих
письмах женщин, игравших важную роль
> в Церкви. Так, в
Письме римлянам (16.1) он дает рекомендательное
> письмо Фебе, которая возглавляла
общину в Кенхреях (один из портов
> Коринфа). Согласно одному из
толкований, Юния (Рим 16.7) названа
> в числе апостолов. О
многих из них Павел отзывался с огромным
> уважением. Он нигде и
никогда не говорил о сугубо мужских дарах
> Духа, к которым женщины
якобы не имеют никакого отношения.
> Коринфянки молились, то
есть вели молитву от лица всей общины,
> и апостол не запрещал
этого (11.5). Согласно Павлу, все христиане
> "облеклись в Христа.
И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба,
> ни свободного; ни мужчины, ни женщины"
(Гал 3.27-28). Следовательно,
> требование =молчать= или
не принадлежит Павлу, или его нужно
> понимать как-то иначе.
Возможно, это требование перестать
> разговаривать, прекратить болтовню,
а вовсе не запрещение женщинам
> молиться, пророчествовать или
говорить на языках. Ведь здесь речь
> идет о порядке и
о его нарушении во время собрания: эти слова
> следуют сразу
за требованием замолчать, если кому-то другому
> дано откровение (ст. 30),
и уметь управлять своим духом. Скорее
> всего, некоторые коринфские
женщины были на это не способны:
> вели себя шумно,
прерывали речи других пророков вопросами
> и язвительными замечаниями
или говорили сами, не соблюдая
> очередности. Возможно
также, что в коринфской общине женщины
> вели себя так, как
во многих популярных в то время восточных
> культах, где женщины часто играли
ведущую роль. Например, в молитве
> Исиде говорилось: "Ты сделала силу
женщин равной силе мужчин". Павлу
> могло не понравиться такое сходство.
Кроме того, слово ="женщины"=,
> вероятно, означает здесь
"жены". В таком случае окажется, что жены
> проверяли слова своих
пророчествующих мужей (ст. 29), задавали им
> неприятные вопросы и подвергали
сомнению их высказывания, что
> в традиционной культуре
того времени считалось недопустимым, ведь
> такое поведение жен позорило
их мужей (ср. 11.5). Жена не должна
> была подвергать сомнению авторитет
своего мужа на людях. Кроме того,
> богослужение могло превратиться
в выяснение семейных отношений
> и ссору.
> Есть и другая точка
зрения: апостол выступает против того,
> чтобы пророчицами были
замужние женщины. Во многих религиозных
> культах того времени
божествам служили или юные девушки,
> или девственницы, или
женщины преклонного возраста. Некоторые
> языческие жрицы
должны были хранить девственность*
> либо воздерживаться от супружеских
отношений на время исполнения ими
> своего служения. Ср. Лк 2.36-37
(пророчица Анна), Деян 21.9 (четыре
> незамужние дочери евангелиста Филиппа).
> ------------------------------------------------------------
> * Весталки, то
есть жрицы богини Весты, должны были хранить
> девственность
в течение тридцати лет.
> Некоторые консервативные
толкователи всё же убеждены в том,
> что Павел не одобрял
женское служение и что в 11-й главе он якобы
> делал тактическую уступку
коринфской общине, где оно было широко
> распространено, но вот теперь,
наконец, высказал в раздражении
> свою точку зрения.
> В любом случае следует
помнить, что апостол дает советы и указания
> конкретной церкви Коринфа,
а не всем церквам и не на
все
> времена.
> =Их удел подчиняться,
как велит и Закон= Эти слова основаны
> на Быт 3.16. Как уже говорилось
выше, не может не смущать тот факт,
> что апостол прибегает
к авторитету Закона, что для него совершенно
> не характерно.
> Ст. 35 =А
если им хочется чему-то научиться, пусть спросят дома
> у собственных мужей=
Греческий глагол "эперотао", который обычно
> переводится как "спрашивать",
имеет дополнительный оттенок
> "расспрашивать с пристрастием,
допрашивать". В таком случае, если
> жена была не согласна с чем-то в пророчестве
мужа, ей более пристало
> задать ему свои вопросы дома, а не
во время общинного богослужения.
> =Ведь для женщины говорить
в собрании позор= Вероятно, в данном
> контексте это предложение
должно быть понято следующим образом:
> "Ведь для жены так говорить в собрании
позор".
> Обычно консервативные христиане,
особенно мужского пола, указывают
> еще на один текст
1 Тим 2.11-12. Но надо помнить, что это письмо,
> скорее всего, не принадлежит
Павлу и что там тоже речь идет,
> вероятно, об общем поведении
жены, чем о запрете женщинам
> быть пророками и учителями.
Есть также мнение, что автору 1 Письма
> Тимофею принадлежат и
эти стихи, которые затем были вставлены
> в 1 Письмо коринфянам.
Кроме того, 1 Письмо Тимофею относится
> к гораздо более позднему
времени, когда в Церкви снова
> стал восстанавливаться андроцентризм,
то есть доминирование мужчин,
> свойственный для дохристианских времен.
> Ст. 36 =Или
вы думаете, что слово Бога только от вас исходит?
> Или только к вам
пришло?= Те комментаторы, которые видят
> в ст. 33б-35 цитату
из письма консервативно настроенных коринфян,
> полагают, что Павел этими
словами дает им отпор и утверждает право
> женщин пророчествовать, молиться
и учить. В любом случае они звучат
> как укор тем христианам,
которые присваивают себе слово Бога, как
> если бы оно было только для них. Коринфяне
не должны воображать, что
> они единственная церковь
в мире и что Бог предназначил Свое слово
> исключительно для них.
> Ст. 37 =Всякий,
кто считает себя пророком или человеком духовным,
> должен признать: то, что я вам пишу,
есть заповедь Господа= Сейчас
> Павел обращается к тем,
кто воображает себя человеком духовным,
> но таковым не является. Есть
простой способ проверить это: признаёт
> ли он (или она),
что слова Павла от Господа? Ведь он апостол,
> назначенный Им и наделенный властью,
и у него "разум Христа" (2.16).
> Ст. 38 =А
если не признает, пусть и его не признают= Вряд ли
> речь идет об изгнании
из общины. Скорее всего, смысл этих слов
> таков: пусть церковь не признаёт его
пророком или человеком Духа.
> Ст. 39 =Итак,
братья, добивайтесь дара пророчества,
но
> не препятствуйте говорить
на языках= Апостол заканчивает
> этот отрывок почти теми
же словами, что и начал (14.1). Павел
> не хотел бы, чтобы
его критика чрезмерного увлечения говорением
> на языках была понята как запрещение
языков.
> Ст. 40 =Однако
всё должно происходить благопристойно и чинно=
> См. 14.26-33.
=Чинно= дословно: "по чину, по
порядку";
> это указание на то,
что пророки и говорящие на языках должны
> говорить друг после друга, а не перекрикивать
один другого.
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. стр.244-251 ]
к 1Кор.14:26-40:
+ + + протопресвитер Иоанн Мейендорф:
многообразие духовных служений: свобода
и порядок
www.messia.ru/rasylka/006/1582.htm#0
+++ свящ. Александр Мень: Апостольская Церковь
www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
+++ свящ. Николай Афанасьев: "Дары различны, но Дух
тот же"
www.messia.ru/rasylka/003/519.htm#0
+++ он же: харизматичность и упорядоченность в Церкви
www.messia.ru/rasylka/003/522.htm#0
+++ Общество друзей Священного Писания:
'Всё должно быть благопристойно и чинно'
www.bible-center.ru/book/corinthians/024
к 1Кор.15:3
+ + + еп. Каллист (Уэр): многообразные элементы предания
www.messia.ru/rasylka/007/1931.htm#0
к 1Кор.15:1-11:
+ + + Томас Мёртон: отдать всё. праведность
www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm#0
+++ Яков Кротов: недоноски
www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm#0
+++ свящ. Александр Мень: то, без чего не было бы христианства
www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0
к 1Кор.15:17-20:
+++ Леонид Никитин: Если Христос не воскрес...
www.messia.ru/rasylka/007/1932.htm#0
(+ссылки!)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*А потом Иисус сказал всем:
- Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе
и каждый день несет свой крест -
тогда он будет следовать за Мной.
Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь,
ее потеряет,
а кто свою жизнь потеряет ради Меня,
тот ее спасет.
Что пользы человеку, если он, приобретя весь мир,
сам погибнет иль покалечится?
А кто постыдится Меня и Моих слов,
того и Сын человеческий постыдится
признать,
когда придет в сиянии Своей славы,
славы Отца и Божьих ангелов.* (Лк.9:23-26)
* * *
*Среди учеников произошел спор, кто из них больше. Иисус зная,
о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом
с собой
и сказал им:
- Кто примет этого ребенка ради Меня,
тот принимает Меня,
а кто примет Меня,
принимает и Того, кто послал
Меня.
Ведь тот из вас, кто меньше всех,
больше всех.
Тогда Иоанн сказал Иисусу:
- Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем
изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не
ходит.
- Не запрещайте. Кто не против
вас, тот за вас, -
ответил ему Иисус.* (Лк.9:46-50)
* * *
"Не надейтесь на князей, на сынов человеческих - в них нет спасения".
(Пс.145:3)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2321.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|