=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 15 мая 2009 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе - ВОЗНЕСЕНИЕ Господне. литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53. С ПРАЗДНИКОМ! > 24.36-43 ЯВЛЕНИЕ ИИСУСА УЧЕНИКАМ В ИЕРУСАЛИМЕ > (Мф 28.16-20; Мк 16.14-18; Ин 20.19-23; Деян 1.6-8) > 36 И вот, они это рассказывают - и вдруг сам Иисус стоит посреди > и говорит им: > - Мир вам! > 37 В страхе и ужасе они решили, что видят призрак. > 38 - Что вы так перепугались? - спросил их Иисус. - Почему > 39 сомнения в ваших сердцах? • Взгляните на Мои руки и ноги - это > Я. Потрогайте Меня, и вы увидите, что у призрака нет плоти > и костей, а у Меня есть. > 40,41 И с этими словами Он показал им руки и ноги. • Они > от радости никак не могли поверить и удивлялись. Тогда > Он спросил их: > - Есть у вас здесь какая-нибудь еда? > 42,43 Они дали Ему кусок печеной рыбы. • Он взял ее и съел у них > на глазах. > *36 +и говорит им: "Мир вам!"+ - в ряде рукописей эти слова > отсутствуют, в то время как в нескольких поздних рукописях и древних > переводах после слов +Мир вам!+ следует: "Это Я, не бойтесь!" > *40 В некоторых рукописях стих отсутствует. > *42 +рыбы+ - ряд рукописей добавляет: "и сотового меда". > *43 Некоторые рукописи завершают стих словами: "И взяв оставшееся, > Он дал им". > *36 1Кор 15.5 *37 Мф 14.26 *41 Ин 21.5 *42 Ин 21.9-10 > Это уже третье явление воскресшего Господа. В предыдущем отрывке > говорилось о духовном присутствии Иисуса, но этот эпизод > подчеркивает также реальное, физическое присутствие воскресшего > Иисуса, который предстает перед учениками не бестелесным, но > обладающим реальным телом, которое можно потрогать (ср. 1Ин 1.1). > Это не противоречит утверждению апостола Павла о том, что плоть > и кровь не наследуют Царство (1Кор 15.50). Ведь, хотя у Иисуса > есть тело, есть плоть и кости, Он может неожиданно появляться > и исчезать, для Него нет препятствий в виде дверей или стен. > Рассказ о явлении ученикам имеет большое сходство с Ин 20.19-23, > так что можно говорить об общей традиции, лежащей в основе этих двух > повествований. Есть также близость с текстом эпилога Евангелия > от Марка (Мк 16.14). > Ст. 36 - Истинность рассказа двух учеников подтверждена тем, что > перед ними внезапно предстает сам Иисус. Хотя в Евангелии ничего > не сказано о запертой двери, как у Иоанна (20.19), но это > подразумевается. Он обращается к ним с традиционным пожеланием > =мира=. > Ст. 37 - Несмотря на то, что ученикам уже известно о явлениях > Воскресшего, их охватывает ужас, им кажется, что перед ними > =призрак=. Слово "пн`евма" (буквально "дух") единственный раз > употреблено евангелистами в значении бестелесного существа > из загробного мира, имеющего лишь видимость тела, но ср. Евр 12.23 > и, возможно, 1Петр 3.19. В некоторых рукописях употреблено другое > слово - "ф`антасма" ("призрак, привидение"). > Ст. 38 - Страх учеников был рожден недостаточной верой и сомнениями, > а не встречей с Божественным. Иисус укоряет их за то, что они, > несмотря на ряд доказательств, всё еще полны сомнений. О том, > что некоторые ученики сначала не узнали Иисуса, говорится и в других > Евангелиях (Мф 28.17; Мк 16.11,13-14; Ин 20.14-15; 21.4); там же > Иисус укорял их за маловерие и сомнения (Мк 16.14; Ин 20.24-29). > Ст. 39 - Так как апостолы боялись, что перед ними призрак, Иисус > предлагает им убедиться, что это не так, посмотреть на Него > и потрогать: у Него на руках и ногах раны от гвоздей, в Его теле > есть кости. Лука не сообщает, прикоснулись ли к Нему ученики, Иоанн > тоже не упоминает, вложил ли Фома свою руку в раны Иисуса > (Ин 20.27). Но Игнатий Антиохийский полагает, что они это сделали: > "Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотию > и духом". {К смирнянам, 3.1} > Ст. 40 - В некоторых рукописях стих отсутствует, вероятно, потому, > что он практически повторяет сказанное в предыдущем стихе. > Ст. 41 - =От радости= - хотя ученики продолжают изумляться и никак > не могут поверить, евангелист объясняет это чувством радости, > извиняя их неверие, как раньше он извинял их сонливость печалью > (см. 22.45). По его мнению, трудность обретения веры объясняется > величием и невероятностью события, а не их слепотой. Эти люди только > что пережили страшный психологический шок от ареста, казни и смерти > Иисуса и от собственной трусости. А теперь перед ними предстал Он > живым. Кто бы на их месте не испытал потрясения и растерянности? > И тогда Иисус дает им еще одно доказательство Своей реальности: > Он просит у них дать Ему какой-нибудь еды. > Ст. 42-43 - =Кусок печеной рыбы= - греческое слово может означать > любой вид приготовленной рыбы, она может быть печеной, жареной > или вареной. В повествовании Иоанна тоже присутствует рыба, но > ее приготовил сам Иисус на углях для учеников на берегу > Тибериадского моря (Ин 21.9). Более поздние рукописи добавляют > "и сотового меда", "вероятно, под влиянием более поздней > литургической практики, потому что мед иногда употреблялся во время > празднования Вечери Господней и во время крещения".{J.H. Marshall, > The Gospel of Luke, p. 903.} В раннехристианском изобразительном > искусстве рыба стала символом Христа. > То, что Иисус ест на глазах у учеников, должно было окончательно > их убедить, что перед ними не призрак. Другие тексты Нового Завета > также свидетельствуют о том, что воскресший Иисус разделял трапезу > с учениками (Ин 21.13; Деян 1.4; 10.41). О том, что ангелы и другие > божественные посланцы могут употреблять пищу, см. Быт 18.8; 19.3; > Тов 6.6 (хотя есть и противоположные примеры - Суд 13.16; > Тов 12.19). Несколько поздних рукописей закапчивают ст. 43 словами: > "и взяв оставшееся, Он дал им", что, вероятно, должно было усилить > евхаристический мотив рассказа. > 24.44-49 ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ > (Мф 28.16-20; Мк 16.14-18; Ин 20.19-23; Деян 1.6-8) > 44 Потом Иисус сказал им: > - Вот что значат Мои слова, которые Я говорил вам, еще когда > был с вами: всё, что написано обо Мне в Законе Моисея, > у Пророков и в Псалмах, должно исполниться. > 45,46 И тогда Иисус научил их понимать смысл Писаний. • Он сказал > им: > - Вот что говорят Писания: Помазанник должен был претерпеть > 47 страдания и на третий день встать из мертвых; • от имени Его > надлежит призвать все народы, начиная с Иерусалима, обратиться > 48 к Богу, чтобы получить прощение грехов. • Вы всему этому > 49 свидетели. • Я же сейчас посылаю вам то, что обещал Мой Отец. > А вы оставайтесь в городе, пока не укрепитесь силою свыше. > *49 +Я же+ - во многих рукописях: "И вот Я". > *44 Лк 18.31; 24.27 *46 Ис 53; Ос 6.2 *47 1Тим 3.16 > *48 Ин 15.27; Деян 1.8 *49 Деян 1.4; Ин 14.16; 15.26; 16.7 > Стихи 44-46 почти дословно повторяют ст. 25-27. Иисус напоминает > Своим ученикам то, что было сказано Им еще при жизни. См. 9.22,44; > 17.25; 18.31-33; 22.37. > Ст. 44 - =Когда был с вами= - несмотря на то, что Иисус и сейчас > находится с учениками, Его послевоскресное бытие иное, Он на самом > деле уже не с ними, а пребывает в Славе. > Сейчас, после Своего Воскресения, Иисус прямо говорит о том, что > всё Священное Писание свидетельствует о Нём. Божественный > план спасения должен был исполниться, и он исполнился. И снова Иисус > не цитирует никаких конкретных текстов Писания. =В Законе Моисея= - > ср. Деян 3.22, где Петр цитирует Втор 18.15-18 (LXX). > Но в Пятикнижии помазанниками называются первосвященники > (Лев 4.3,5,16). =У Пророков= - в 1-2 книгах Царств помазанниками > названы цари (Саул и другие); см. 1Цар 24.7,11; 26.9,16,23; > 2Цар 1.14,16. В Ис 45.1 так назван персидский царь Кир, в Авв 3.13 - > неизвестная личность. =В Псалмах= - помазанником назван Давид или > его потомок; см. Пс 2.2; 18(17).51; 20(19).7; 28(27).8; 84(83).10; > 89(88).39, 52; 132(131).10,17. > Ст. 45 - =Иисус научил их понимать смысл Писаний= - дословно: > "Он открыл их ум понимать Писания". Ср. 24.31; Деян 16.14; 26.17-18. > Это означает, до этих пор ученики были неспособны видеть в них > мессианский смысл. Евангелист не сообщает, как именно ученики должны > истолковывать теперь Писания, но, вероятно, главный ключ к их > истинному пониманию - это вера. > Итак, многие тексты, первоначально не имевшие отношения к Мессии, > стали в свете Воскресения восприниматься как прообразы, указывающие > на Него. Например, в Ин 12.16, после того как был процитирован > Зах 9.9, прямо сказано о таком новом понимании: "В то время ученики > этого не понимали, но позже, когда Иисус был облечен в Славу Божью, > они вспомнили, что так было написано о Нём в Писании и так они > Его встречали". См. также коммент. на 9.22. Ср. Деян 13.29-30; > Ин 5.39; 20.9; ср. 1Кор 15.3-4. > Ст. 46 - В строгом смысле слова нигде в Писании не говорится > ни о страданиях Мессии, ни о Его воскресении на третий день. > Ст. 47 - Но Писания исполнились не только в том, что касалось судьбы > Иисуса, они даже предрекли будущую проповедь Его апостолов, > обращенную к язычникам. Некоторые комментаторы, указывая > на медлительность Церкви и споры по поводу того, нужно ли возвещать > Весть язычникам, сомневаются в том, что Иисус говорил подобные > слова, но ср. также Мф 28.19 и Мк 16.15. =От имени Его= - > это означает, что апостолы понесут не собственную весть, а будут > действовать от Его имени, как Его представители. Так как имя > в древности означало самого носителя имени, то здесь это значит, что > в деятельности учеников будет присутствовать сам Иисус. Но возможно > и иное понимание, когда эти слова отнесены к прощению грехов, > которые отныне будут прощаться от имени Иисуса (ср. Деян 10.43). > =Начиная с Иерусалима= - вероятно, имеются в виду пророчества > Ис 2.2-3 и Мих 4.1-2. Эти слова служат связующим звеном между двумя > частями произведения евангелиста - между Евангелием и Деяниями > апостолов (см. Деян 1.8). В рукописях есть небольшие разночтения. > В принципе слова "начиная с Иерусалима" можно отнести к началу > ст. 48: "Начиная с Иерусалима, вы всему этому свидетели". <...> > Ст. 48 - Быть =свидетелями= Иисуса - это одна из важнейших задач, > возложенных на учеников Иисусом. Лука говорит здесь об этом впервые. > См. Деян 1.8; 2.32; 3.15; 5.32; 10.39, 41; 13.31; 22.15; 26.16. > В Евангелии от Иоанна свидетельствование - главная задача учеников. > =Всему этому= - вероятно, эти слова охватывают все события, > при которых присутствовали ученики: земное служение и учение Иисуса, > истинное постижение Писаний в свете Воскресения, проповедь > о прощении грехов, но прежде всего Его воскресение > (ср. Деян 1.21-22). Это значит, что ученики Иисуса становятся > Его вестниками и посланцами. Так снова соединены Евангелие и Деяния > апостолов. > Ст. 49 - =Я посылаю= - здесь настоящее время имеет значение очень > близкого будущего. =То, что обещал Мой Отец= - то есть Святой Дух > (см. Деян 1.4-5,8; ср. Ин 20.22). Вероятно, Иисус имеет в виду > обещания в 12.12 (см. также Мф 10.20; Ин 14.16-17). Ср. также > Иоиль 2.28-29; Ис 32.15; 44.3; Иез 39.29. В отличие от Евангелий > Матфея и Марка, где ученики отсылаются ангелами в Галилею, у Луки > Иисус велит им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока им не будет > дарован Дух. Дух назван =силой=, потому что только Божья сила может > наделить людей необходимыми качествами, способностями и мужеством > для исполнения того, что повелел им делать Иисус. =Укрепитесь > силою свыше= - дословно: "будете облечены". Метафора "одевания" > привычна для Писания (см. Пс 93(92).1; ср. Рим 13.12,14; > 1Кор 15.53-54; Гал 3.27; Еф 4.24; Кол 3.10). > 24.50-53 ВОЗНЕСЕНИЕ > (Мк 16.19-20; Деян 1.9-11) > 50 Иисус вывел их из города и дошел с ними до самой Вифании. > 51 Подняв руки, Он благословил их. • И, благословляя, > 52 стал удаляться от них и возноситься на небо. • Они упали > перед Ним ниц. Потом они в великой радости вернулись > 53 в Иерусалим • и всё время были в Храме, восхваляя Бога. > *51 +и возноситься на небо+ - в некоторых рукописях эти слова > отсутствуют. > *52 +Они упали перед Ним ниц+ - в некоторых рукописях и древних > переводах этих слов нет. > *53 +восхваляя+ - в ряде рукописей: "прославляя и восхваляя". Многие > рукописи завершают Евангелие словом "Аминь". > *51 Деян 1.9 *52 Деян 1.12 > Ст. 50 - Именно сейчас совершился исход Иисуса, о котором с Ним > разговаривал Моисей с Ильей во время Преображения (9.31). Этот > исход - возвращение к Небесному Отцу. =Вифания= - <...> Хотя > в Деян 1.12 говорится, что вознесение Иисуса совершилось > на Масличной горе, здесь на самом деле нет противоречия, так как > Вифания расположена на восточном склоне этой горы. > Впервые за всё время Своего пребывания на земле Иисус благословляет > Своих учеников. В начале Евангелия рассказывалось о том, > как священник Захария не смог произнести благословение, потому что > был лишен речи. Иисус в конце Евангелия совершает то, что не смог > сделать Захария. Благодаря Его благословению ученики получают > способность продолжить Его служение. Само благословение описано так, > как это было принято в иерусалимском Храме после завершения > богослужения. См. Сир 50.22-23, где собравших благословляет > первосвященник Симон, сын Онии: "Он, сойдя, поднимал руки свои > на всё собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать > благословение Господа и похвалиться именем Его. Народ повторял > поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего". Ср. также > Лев 9.22. В 2Енох 56.1 и 64.4 Енох также благословляет всех перед > своим вознесением на небо. Таким образом, Иисус предстает у Луки > великим первосвященником, что сближает Евангелие с Письмом евреям, > где тема первосвященства Иисуса одна из главных. > Ст. 51 - Во время благословения Иисус удаляется от учеников, но это > не простой уход, а вознесение в небеса. Более подробно оно описано > в Деяниях (1.9-11). Лука - единственный из авторов Нового Завета, > описывающий реальное, доступное человеческому зрению вознесение > на небо. Нужно отметить, что в ряде рукописей слова "и возноситься > на небо" отсутствуют. Но большинство исследователей полагает, что > они были опущены сознательно, чтобы удалить противоречие > между Евангелием, в котором вознесение произошло в самый день > Воскресения, и Деяниями, где оно состоялось лишь через сорок дней. > Это действительно загадка, и предпринимались различные попытки > разрешить ее. Так, высказывалось мнение, что Лука, закончив > Евангелие, получил более точные сведения о времени вознесения > и отразил это в начале Деяний. Иногда также предполагалось, что > в ст. 50 рассказывается о еще одном явлении Иисуса ученикам, > уже четвертом, но почему-то евангелист не словом не упомянул о том, > что между третьим и четвертым явлениями прошло много дней. {Толковая > Библия, т. 3, Евангелие от Луки, с. 282.} Большинство комментаторов > считает подобные объяснения малообоснованными. Может быть, > это вознесение не окончательное, ведь еще в ст. 26 говорилось, > что Иисус вступил в Свою славу, так что все Его явления были > "из Славы". В таком случае Лука в Деяниях упомянул, что в течение > многих дней Иисус продолжал являться ученикам (см. Деян 1.3; 13.31), > но через сорок дней окончательно покинул их, хотя потом еще явился > Саулу на дороге в Дамаск (Деян 9.3-7), но это было явление > отдельному человеку, во время которого Он оставался невидимым даже > для его спутников. > Первоначальное предание древней Церкви относило вознесение Господа > к дню Пасхи. Об этом говорится в Послании Варнавы 15.9: "Поэтому мы > и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес > из мертвых, и после того, как явился [верующим], вознесся на небо". > Ср. также Евангелие от Петра: "И они пошли, и увидели гробницу > открытой, и, подойдя, склонились туда, и увидели там некоего юношу, > сидящего посреди гробницы, прекрасного и одетого в сияющие одежды, > который сказал им: Кого ищете? Не Того ли, кто был распят? Восстал > Он и ушел. Если же не верите, наклонитесь и посмотрите на место, где > Он лежал, Его нет там. Ибо восстал и ушел [туда], откуда > был послан". Лишь спустя столетие Церковь стала праздновать > Вознесение через сорок дней после Воскресения. > В библейской традиции и позднейших еврейских преданиях > рассказывалось о вознесении Еноха, Ильи, Ездры, Варуха и Моисея, > в языческих же легендах - о вознесении Геракла, Ромула и Аполлона > Тианского. > Ст. 52 - В этом Евангелии впервые сказано о том, что ученики =упали > перед Ним ниц=, это значит, что они поклонились Ему, чтобы принять > Его благословение (ср. Сир 50.20-23), и наконец осознали, кто такой > Иисус (ср. Мф 28.17). Вероятно, Лука сделал это сознательно, > понимая, что постичь сущность Иисуса можно только после Его > Воскресения. В великой радости - несмотря на то, что Иисус покинул > их, ученики вернулись в Иерусалим, где Он велел им оставаться > до дарования Духа, с радостью. Радость переполняла ангелов и людей > при рождении Иисуса, такой же радостью завершилось Его пребывание > на земле, когда Он исполнил Божественный план спасения человечества > и был вознесен к Богу, чтобы отныне сидеть по правую руку Бога. > Ст. 53 - Евангелие от Луки началось в Храме и заканчивается там же: > ученики в Храме восхваляют Бога за Его великий дар. =Всё время были > в Храме= - эти слова не нужно понимать буквально, из Деяний > апостолов мы знаем, что хотя они часто бывали в Храме, в частности, > возвещали там Радостную Весть о Христе (см. 2.46; 3.1; 5.42), но они > собирались и в других местах (1.12-14; 2.46 и др.). =Восхваляя= - > буквально: "благословляя". В тех случаях, когда этот глагол > описывает отношение людей к Богу, он значит "восхвалять, > прославлять". [ Валентина Николаевна Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий. // М., 2004. Стр. 544-552 ] + + + из православного богослужения (Великой вечерни): Господь вознесся на небеса, чтобы послать Утешителя миру www.messia.ru/rasylka/008/2213.htm#0 + + + cвящ. Александр Мень: Завершился мессианский путь Сына Человеческого www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0 (+ссылки!) + + + Общество друзей Священного Писания: Не ваше дело знать времена и сроки [Деян.1:1-26] www.bible-center.ru/book/acts/000 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090528/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-05-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Однажды, сидя с учениками за столом, Он повелел им не покидать Иерусалима: - Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали. Иоанн омывал водою, а вы вскоре будете омыты Святым Духом. И вот собравшиеся стали спрашивать Его: - Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство? А Он ответил им: - Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец! Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы пол`учите силу и станете Моими свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли. После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо. Облако скрыло Его из виду. Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез. И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах, они сказали: - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо? Этот самый Иисус, взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел! Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной, возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2420.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |