=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 20 февраля 2011 г. ст.ст., суббота {перед Великим Постом}. литургические чтения: Рим.14:19-26; Мф.6:1-13. /память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших/
> ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6.1-18)
> 1 Смотрите, не выставляйте напоказ свою набожность, чтобы > привлечь внимание людей. Иначе вы не получите награды от своего > Небесного Отца.
> 2 Так вот, когда подаешь милостыню, не труби об этом во все > трубы. Так делают в синагогах и на улицах святоши, для того > чтобы люди осыпали их похвалами. Верно вам говорю, они сполна > получают свою награду.
> 3 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает, > (4) чтобы помощь твоя совершалась втайне. И тогда твой Отец, > видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.
> --------------------------------------- > *4 +вознаградит тебя+ – в некоторых рукописях: «вознаградит > тебя явно».
> *1 Мф 23.5 > ---------------------------------------
> Ст. 1 – Вероятно, этот стих вводит все три последующие раздела > (о милостыне – 6.2-4; о молитве – 6.5-15; о посте – 6.15-18), > являясь своеобразным прологом, в котором изложен общий принцип: > +не выставлять свою набожность напоказ+. Словом «набожность» > здесь переведено любимое Матфеем слово «праведность», которая > здесь понимается как исполнение религиозного долга, правильная > религиозная практика: молитва, пост и милостыня (ср. Тов 12.8-9). > Согласно еврейским верованиям, за них не только полагается особая > награда от Бога, но они также искупают прегрешения и даже могут, > в том случае, если таких добрых дел было очень много, так сказать, > больше, чем требовалось одному человеку, искупать грехи других > людей. На этом основана вера в заместительные заслуги патриархов, > главным образом Авраама.
> Каждый из разделов организован по одному принципу: сначала > подвергается резкой критике существующая религиозная практика, > затем высказывается требование: пусть вашу набожность видит только > Бог.
> Ст. 2 – Краеугольным камнем благочестия считалась =милостыня=. > В языке того времени широко употреблялось выражение «творить > праведность», то есть совершать какое-то доброе дело, но > в междузаветный период оно стало фразеологизмом со значением > «подавать милостыню». Согласно древним представлениям, > даже человек, живущий за счет милостыни, обязан подавать ее.
> =Не труби об этом во все трубы= – Существует предположение, что > в случае особо крупного пожертвования в синагоге трубили в трубы. > Известно, например, что в дни поста, когда раздача милостыни > считалась особенно богоугодным делом, действительно трубили в трубы. > И всё же большинство исследователей, начиная с древних времен, > полагали, что перед нами метафора. Таково, например, мнение Иоанна > Златоуста. В те времена благотворительность была очень хорошо > организована: деньги на помощь нуждающимся членам общины собирались > в синагогах по субботам; тот, кто дал больше всех, получал право > сидеть на возвышении. На улицах и около Храма люди тоже подавали > нищим – обычно инвалидам и калекам, которые не могли заработать себе > на жизнь. Святоши – так переведено греческое слово «хюпокрит`ай», > оно имеет значение «лицедей, актер», а также «лицемер». > В Евангелиях так, как правило, называются люди, которые действуют > не от чистого сердца, но с целью продемонстрировать > свою религиозность и тем выделиться среди других, причем такие > мотивы могут лежать не на поверхности, то есть быть неосознанными. > Поэтому ошибкой будет полагать, что такой человек лжив и неискренен, > ведь он сам может не догадываться, что побудительным мотивом > его действий является получение выгоды – на земле или на небе.
> Ст. 3 – После того, как Иисус предостерег Своих последователей > от неверного поведения, Он указывает, как они должны поступать. > =Пусть никто об этом не знает= (дословно: «пусть твоя левая рука > не знает, что делает правая») – пусть не только посторонние люди > или даже лучшие друзья (так некоторые толкователи понимают слова > «левая рука») не знают об этом, но даже он сам не осознаёт, > что совершил доброе дело. Этими парадоксальными словами > Иисус подчеркивает, что творение добра должно стать для них такой же > естественной и органической потребностью, как дыхание, которое > здоровый человек попросту не замечает.
> Ст. 4 – =Чтобы помощь твоя совершалась втайне= – это значит, что > о ней знает только Бог. В еврейской традиции особенно почиталась > тайная помощь, когда бедняк не знал имени помогающего или когда > помогающий не знал, кому он помогает. Цель такой анонимной помощи – > не унижать достоинство бедного. Здесь значение еще шире: > сам человек должен забыть о том, что он кому-то помог, > и не рассчитывать ни на похвалу людей, ни на Божью награду. Только > в таком случае Бог =вознаградит= человека.
> (Лк 11.2-4)
> 5 Когда молишься, не веди себя, как святоши. Они любят молиться > в синагогах или стоя на перекрестке, чтобы все их видели. Верно > вам говорю, они сполна получают свою награду.
> 6 А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой > дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. > И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно, > вознаградит тебя.
> 7 Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, > чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог.
> 8 Не уподобляйтесь им! Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде > чем вы Его попросите.
> 9 А вы молитесь так:
> Отец наш на Небесах! > пусть прославится Твое имя, > 10 пусть придет Твое Царство, > пусть исполнится и на земле воля Твоя, > как на Небе. > 11 Дай нам сегодня насущный наш хлеб. > 12 И прости нам наши долги, > потому что и мы простили > тем, кто нам должен. > 13 Не подвергай нас испытанию, > но защити нас от Злодея.
> 14 Если будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит > ваш Небесный Отец. (15) А если не будете прощать людям, и Отец > ваш не простит вам ваши проступки.
> --------------------------------------- > *6 +вознаградит тебя+ – в некоторых рукописях: «вознаградит > тебя явно». *8 +ваш Отец+ – в рукописях много разночтений: > «ваш небесный Отец», «наш Отец», «Бог, ваш Отец» и т. д. > *12 +простили+ – в поздних рукописях: «прощаем». > *13 В некоторых рукописях стих завершается словом «Аминь», > а в поздних рукописях: «Потому что Тебе принадлежит Царство, > (сила и) слава во веки (веков). Аминь». *15 +прощать людям+ – > в некоторых рукописях: «прощать людям их проступки». > > *5 Мф 6.16; 23.5 *6 4 Цар 4.33 *8 Мф 6.32; Лк 12.30 > *9 Иез 36.23 *10 Мф 26.42; Лк 22.42 > *12 Сир 28.2; Мф 18.32-33 > *13 Сир 23.1; 33.1; Мф 26.41; Лк 22.40; Ин 17.15; 2Фес 3.3; > 2Тим 4.18 *14 Мк 11.25; Кол 3.13 *15 Мф 18.35 > ---------------------------------------
> Ст. 5 – Вероятно, в те времена ни у одного из народов молитва > не ставилась так высоко, как у евреев. Всякий взрослый мужчина > должен был молиться три раза в день: утром, днем и вечером. Каждую > субботу верующие собирались в синагогу, где тоже молились. > К молитве относились чрезвычайно серьезно: без нее, и ее ставили > даже выше добрых дел.
> И всё же Иисус указывает на то, что и сюда вкрадывается ошибка, > сводящая все на нет: вместо того чтобы быть живым общением с Богом, > молитва может превратиться в некое формальное религиозное > упражнение, которое совершается с побуждениями, далекими > от истинных. =Стоя на перекрестке= – вероятно, некоторые набожные > люди стремились оказаться на улице в то время, когда звук трубы > призовет к дневной молитве в три часа пополудни – в это время > в Храме совершалось ежедневное жертвоприношение. Погруженный > в молитву человек вызывает восхищение людей – и вот он уже здесь, > на земле, получил свою награду, но от людей, а не от Бога.
> Ст. 6 – =Уйди в свою комнату= – слово «там`ейон» означает помещение > без окон, это может быть что-то вроде кладовки или чулана. =Закрой > за собой дверь= – ср. 4Цар 4.33. «Для простого набожного человека > Бог – это прежде всего далекий от мира Царь, а молитва – нечто вроде > присяги на верность; как при дворе должен твердо соблюдаться > церемониал, так и при молитве. Поэтому на первом плане стоИт > молитва, установленная распорядком. Молиться рекомендуется > в общине, потому что общинная молитва будет услышана прежде > всех других. Господствует стандарт, молитва становится привычкой. > Вплоть до мельчайших деталей определяется, в какой позе, по какому > поводу и т. п. можно или нельзя молиться». {И. Иеремиас, > Богословие <Нового Завете>, с. 208.} Иисус требует того, что у Его > слушателей не может не вызвать недоумения. Не в синагоге, > не в Храме, не в молитвенном собрании, но в темном помещении, > совершенно не приспособленном для молитвы и где никто не сможет > увидеть молящегося, совершается истинная молитва. Конечно, > Его словА не надо толковать буквально – как запрет на любую другую > форму молитвы, это, несомненно, парадокс, гипербола, цель которой > заставить людей задуматься о внутренних мотивах своей молитвы. Этим > Он не отменяет ни коллективную молитву, ни молитву в присутствии > людей (см. 11.25; Мк 6.41; Лк 11.1; Ин 11.41-42), но напоминает > нам, что молитва – это не зрелище, не шоу, а беседа с Богом. > И к Его словам нужно отнестись серьезно.
> Ст. 7 – Греческий глагол, переведенный словом =«бубнить»=, редкий, > и ученые спорят о его этимологии. Но большинство уверено в том, что > он звукоподражательный, как русское «бубнить» или «болтать». > Среди язычников существовало убеждение, что молитвы – это род > магических заклинаний, в которых важным является большое количество > слов и точность их воспроизведения. А так как они верили > во многочисленных богов, то и обращений к ним было множество. > Римский философ Сенека язвительно говорил, что цель такой молитвы – > «утомить богов» и тем заставить их стать благосклоннее.
> Но и еврейские молитвы тех времен многочисленны, отличаются > многословием, изобилуют благочестивыми эпитетами и повторами. Один > из еврейских учителей сказал: «Кто долго молится, тот будет > услышан». Правда, и в Писании, и в раввинистической литературе > неоднократно встречаются призывы к краткости и простоте. > Ср. Еккл 5.1: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит > произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; > поэтому слова Твои да будут немноги» (см. также Ис 1.15; Сир 7.14). > Бог не глух и не падок на лесть, Он слушит не слова, а голос сердца.
> Ст. 8 – Ср. Ис 65.24: «И будет, прежде нежели они воззовут, – > Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу». В этой же главе > есть слова, подробнее говорящие, о чем не надо молиться и о чём > надо: «Итак, не твердите озабоченно: "Что нам есть?", "Что > нам пить?", "Во что одеться?» – это главная забота язычников. А ваш > Небесный Отец знает, что вам всё это нужно. Стремитесь прежде всего > к Царству Бога и к исполненью того, что Он велит, а всё остальное > Он даст вам в придачу» (ст.31-33).
> Ст. 9-13 – Во многих религиозных группах были свои молитвы, которые > им давали их учителя. Иисус поступает так же и дает в качестве > образца молитву. Для нее характерна краткость, и в ней Бога просят > о самом важном: чтобы Он поскорее установил Свое владычество во всём > мире. Кроме молитвы Господней, известной в версии Матфея, известна > молитва у Луки, она короче и немного отличается лексически. Вряд ли > можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому > обычно считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении > лексики ближе текст Матфея, сохранившего арамеизмы. Но важно > помнить главное: даже если допустить возможность, что перед нами > не два варианта одного и того же арамейского текста, а что > сам Господь произнес молитву дважды, с некоторыми изменениями, > из этого явствует, что молитва дана нам как образец, а не как текст, > который необходимо заучить наизусть и не дай Боже что-либо > переставить или изменить. Иисус позаимствовал многие словА > и обороты из арамейской молитвы «Кадд`иш», произносимой во время > синагогальной службы. Она звучит так: «Да возвеличится и освятится > великое имя Его в мире, который Он сотворил согласно Своей воле. > Да установит Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни > всего дома Израилева быстро и в ближайшее время». У молитвы > Господней четкая структура: после обращения следуют три прошения > «о Твоем» и три прошения «о нашем».
[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ ]
к евангельскому чтению: + Яков Кротов: зачем молиться? * какие "долги"? www.messia.ru/rasylka/007/1769.htm#0 (+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110305/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=05; www.mospat.ru/calendar/2011/03/05
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *так говорит Господь Саваоф: ... Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно суд`ите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не люб`ите, ибо всё это Я ненавижу, - говорит Господь. ... Так говорит Господь Саваоф: Пост ... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. ... Еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: "Пойдем молиться лицу Господа, взыщем Господа Саваофа!" И каждый скажет: "Пойду и я". И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. ... Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: "Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог".* (Зах.8:14,16-17,19-23/*/) * * * "Кто только на себя надеется - глуп, а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр.28:26) *********************************************
/*/ из богослужебных чтений пятницы. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2656.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|
|||||
|
|
![]() |