=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
* 20 февраля 2018 г. ст.ст., понедельник 3-й седмицы Великого Поста. * 21 февраля 2018 г. ст.ст., вторник 3-й седмицы Великого Поста.
Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятим Нагорной проповеди (Мф.5-7).
Мф.5:5-6
> <...> Я всё глубже убеждаюсь в порочности подхода к изучению Евангелий, давно уже ставшего популярным среди западных библеистов, которые предлагают нам утонченную интерпретацию текста, одновременно отметая самые существенные вещи: что на самом деле Иисус говорил и совершал по сути именно то, что об этом говорят евангелисты. Более того, недостатки этого подхода объясняются <...> тем, что мировоззрение, на которое опираются эти библеисты, отметает саму возможность существования великой истины, которую пытаются передать Евангелия, но которая не вписывается в логические категории, доступные ученым. И эта истина, в рамках которой Нагорная проповедь обретает свой удивительный смысл, такова: Божье будущее вступило в настоящее в лице Иисуса и в его деяниях, так что можно уже сегодня формировать нужные привычки, нацеленные на это будущее. Если хотите, можно сказать, что это ответ Иисуса Аристотелю. > И эта
цель, telos,
состоит не в «счастье» (понимаемом
как eudaimonia у Аристотеля), но в «блаженстве» (в том
смысле, как его описывают еврейские слова ashre и baruch или греческое
makarios). Именно поэтому, в частности, когда, переводя "Заповеди
блаженства" (знаменитую серию высказываний в Нагорной проповеди, возвещающей
о блаженствах), переводчик ставит вместо слова «блаженны» слово «счастливы»,
он лишает эти высказывания их подлинного смысла. И суть «блаженства»
и «благословения» именно это представление о божественном
источнике «блаженства» отличает Иисуса от Аристотеля заключается
в том, что оно включает в себя «счастье», однако это «счастье»
здесь есть следствие чего-то другого а именно, следствие
деяния любящего Бога Творца. «Счастье» это всего-навсего состояние
человека, нечто самодостаточное. В принципе человек может его культивировать,
опираясь на свои собственные усилия. Но «блаженство» люди обретают только
тогда, когда Бог Творец действует и в их жизни, и через
их жизнь. Кроме того, блаженство наступает тогда, когда тот же Бог
исполняет обетования, данные им в древности своему народу, те обетования
«завета», о которых говорят последние главы Второзакония. И именно об этих
двух блаженствах блаженстве отдельного человека и блаженстве
Израиля Иисус говорил в тех удивительных словах, которыми начинается
его знаменитая Нагорная проповедь:
> Очевидно, что Иисус не описывает здесь «существующее положение вещей». Нам не следует думать, что плачущие уже получили какое-то невидимое утешение. Это не сокровенные вневременные истины о реальности, которую невозможно увидеть. Иисус возвещает о новом положении дел, о новой реальности, которая уже готова ворваться в наш мир. Он говорит о том, что в мир приходит нечто новое, чего не было прежде, что жизнь неба, казавшаяся столь далекой и нереальной, уже приходит на землю. > Что случится, если мы поместим эти удивительные слова в тот контекст, о котором мы говорили в конце второй главы?
> 1. Конечная цель это Царство Божье: время утешения, когда небо наконец-то сойдет на землю, время обновления творения, изобилия, милости, получения награды и, наверное, в первую очередь тот момент, когда мы увидим Бога. > 2. Эта цель вошла в нынешнюю жизнь вместе с Иисусом. Хотя нам еще непонятно, как его общественное служение связано с блаженствами Нагорной проповеди. > 3. Тот, кто следует за Иисусом, может уже сейчас формировать у себя такие привычки сердца и поведения, которые соответствуют положению вещей в Царстве Божьем тому, что наступит в будущем, но в то же время уже присутствует здесь благодаря Иисусу.
> Каким же образом это обещанное будущее может соответствовать нынешним делам и привычкам? Здесь есть два пути, резко отличающиеся один от другого. > С одной стороны, это прямое соответствие, когда грядущее отражается в нынешнем образе жизни: в смирении, кротости, милосердии, чистоте, миротворчестве. Когда наступит грядущее Царство, мы не перестанем быть смиренными, кроткими и чистыми сердцем. (Мы не скажем: «Ну, хватит! Теперь мы можем стать такими, какими всегда хотели, гордыми, надменными и нечистыми!») Нет, эти качества лишь засияют более ярким светом. > С другой стороны, здесь существует и обратное соответствие, которое указывает на противоречие между этим непреложным будущим и нынешним положением вещей. Вспомним слова о плачущих, о гонимых, об алчущих справедливости. Когда грядущее Царство наступит, плачущие утешатся, алчущие правды насытятся, а гонения прекратятся. (Вероятно, «миротворчество» принадлежит к обеим категориям, поскольку стремление сердца к примирению отражает мир нового Божьего творения, но потребность в миротворчестве между враждующими сторонами исчезнет, когда небо и землю наполнит мир Бога, как то явлено в видении Исайи в главе 11.) И эти два типа соответствия тесно связаны между собой. > Сто́ит помнить о двух этих типах соответствия прямого и обратного, чтобы лучше понять, что Иисус не имел здесь в виду. С одной стороны, он не хотел сказать: «Если ты будешь вести себя таким образом, ты получишь награду» (нечто вроде подхода легалистов), с другой, он не говорит: «Теперь, когда ты уверовал в меня и в грядущее Царство, ты должен вести себя таким образом» (так порой думают некоторые протестантские богословы), хотя последнее ближе к истине, однако не в таком смысле, как это обычно понимают. Если мы колеблемся между этими двумя позициями, мы остаемся в плену у философской дилеммы в ее богословской версии, не замечая того, что у нас перед глазами, не пытаясь посмотреть на проблему глазами Иисуса, разделявшего многие представления иудеев I века. > Правильнее думать, что Иисус говорил примерно так: «Я пришел сюда, и потому новый Божий мир уже рождается на земле, и как только вы поняли это, вы можете увидеть, что некоторые привычки сердца предвосхищают этот Божий мир уже здесь и сейчас». > И эти качества чистота сердца, милосердие не относятся к делам, которые нужно совершать, чтобы заработать «награду» или «плату». И в то же время это не просто «правила поведения» для новообращенных правила, которые сегодня могут показаться кому-то довольно случайными. Они сами по себе есть знамение жизни, язык жизни жизни нового творения, жизни нового завета, жизни, которую принес Иисус. И мы увидим, что они входят в радикальным образом пересмотренную христианскую версию греческих представлений о добродетели, такую версию, которая становится жизнью веры, надежды и любви. [ Николас
Томас Райт. (Перевод: М.Завалов.) Из книги "Бог есть. Что дальше? (из гл. 4) ]
+++
В.Н.Кузнецова: "Как
счастливы кроткие!" /
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли
разумный голос слышен? ********************************************* /&/ новый перевод РБО, 2000 г.; содержит часть паремии понедельника и паремию вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3626.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |