=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 23 апреля 2018 г. ст.ст., воскресенье
5-е по Пасхе
к
апостольскому чтению:
> <...> обратимся теперь к вопросу о том, какое же место занимает
<ветхозаветное> богослужение в истории Нового Завета. С первых
дней Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос показывает необыкновенное уважение
и почтение к Закону. Можно привести целый ряд богослужебных текстов,
в которых прямо говорится, что Творец Закона подчиняется Закону. Помните,
Господь сам говорит: "Не нарушить (Закон) пришел Я, но исполнить"
(Мф.5:17). В чём же это ыражается? Это можно заметить с первых
страниц Евангелия. Прежде всего, на восьмой день по рождении Спасителя
совершается обряд обрезания; в сороковой день младенца Христа Божия Матерь
и мнимый отец его Иосиф Обручник приносят в Храм для приношения
очистительной жертвы. Начав проповедь по Иудее, Господь часто проповедует
в синагогах, очевидно, считая это место благоприятным для принятия
Благовестия. Перед Своими крестными страданиями Он учил в Храме. Мы помним,
что Он посещал Иерусалим в те дни, когда это было положено. (Вспомним
евангельское повествование о том, как двенадцатилетним отроком Он возвращался
из Иерусалима с праздника.). Более того, с Храмом, с храмовым
благочестием связан такой поступок Христа, аналогичного которому мы не находим:
изгнание торгующих из Храма. Это, может быть, самый резкий поступок из всей
жизни Христа. С чем он связан? Именно с осквернением Дома Божия,
Храма неподобающими занятиями. Господь произносил очень резкие слова против фарисеев,
саддукеев, законников, но другого столь резкого поступка, как изгнание
торгующих и опрокидывание столов, мы, пожалуй, не найдем в Евангелии.
> Вот какому отношению к богослужению нас учит Евангелие, а через него Сам Господь Иисус Христос. Однако было бы несправедливо не указать и на другой аспект в учении Христа – вспомним, как Он обличает тех, кто множеством мелких установлений нарушили дух богоданного Закона. Вспомним постоянные конфликты с фарисеями, возмущение фарисеев, когда Он исцеляет в субботу. Суббота – день покоя, но Господь исцеляет в субботу; Он показывает этим место Закона, не абсолютную его значимость, а необходимость постоянного памятования о смысле всех законных установлений. > Однако в Евангелии мы встречаем не только исполнение Ветхого Закона, но и возвещение Нового. Прежде всего, это касается научения молитве. В ответ на просьбу учеников научить их молиться, Господь произносит молитву, которой мы теперь молимся каждый день и которую во всех храмах произносят много раз в день, молитву Господню: Отче наш, которая объединяет в себе все виды молитв – и благословение, и благодарение, и просьбу о помиловании – и которая научает новому духу молитвы. >
Но центром новозаветного учения о богослужении, безусловно, следует
признать беседу Христа с самарянкой, о которой рассказывается в Евангелии
> Таким образом, в Евангелии мы встречаемся с некоей двойственностью в отношении к богослужению. С одной стороны, исполняется всё старое, с другой стороны, устанавливается нечто совершенно новое, и в отношении богослужения. И надо сказать, что этот дуализм отразился и в богослужении апостольских времен. По Вознесении Господа Иисуса Христа, о чём рассказывают "Деяния Апостольские", апостолы, ученики Христа пребывали единодушно в молитве, их жизнь стала непрерывным молением. Но вот что говорится в Деяниях (2:42): "Бяху же терпяще во учении Апостол и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах," – и далее: "По вся же дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб" (Деян.2:46). Здесь мы видим исполнение старого, участие в ветхозаветном богослужении и центр новой жизни – участие в Евхаристии. Из новозаветных текстов можно также определить и части, входившие в богослужение времен апостолов (безусловно, имеется в виду богослужение, которое совершалось по домам; в Храме уже был определенный порядок). Конечно, это была молитва, и можно предположить, что самой главной молитвой являлась молитва Господня. Кроме того, в богослужении уже определенное место заняло пение. Так, говорится о псалмах, гимнах и песнях духовных. Псалмы и гимны, вероятно, взяты из текстов Ветхого Завета. Что касается песен духовных, то можно предположить, что это были сочинения христиан, новые сочинения. Можно предположить, что в богослужение входило чтение Священного Писания; о чтении Ветхого Завета нет указаний, но он читался и в Храме, и в синагоге, а чтение Нового Завета, безусловно, входило в богослужение. Так, сами послания апостольские, конечно же, читались на молитвенных собраниях в той или иной Церкви, к которой они были обращены. И также, из Евангелия от Луки (1:1) мы можем заключить, что уже появились записи о жизни Спасителя. И очень важным и, наверное, преобладающим в первохристианском богослужении элементом являлось поучение, проповедь апостолов или их учеников.
к евангельскому
чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Уже
прошла половина праздника, * * * *Иисус сказал: * * * *И снова Иисус сказал
им: * * * *Ученики просили Иисуса: "Равви,
поешь!" ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3661.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
*********** Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|