=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> В самой Библии, в Книге пророка Иезекииля, греховность Содома описывается следующим образом: «Вот в чём было беззаконие Содомы…: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим…» (Иез.16:49-50). В этих словах не содержится прямых упоминаний сексуальных грехов (если только не предполагать, что они скрываются под словом «мерзость», что, однако, неочевидно, поскольку это слово применяется в священных текстах в отношении очень многих нарушений древних предписаний). Грехи гордости, излишнего обогащения и отказа от сострадания к слабым звучат в словах, которые пророк произносит от лица Бога, прямым текстом, в то время как сексуальные грехи не называются своими именами. > Еврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий причины приговора Бога Содому описывает так: «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока, а к Предвечному — нечестиво, видимо совершенно забыв о полученных от Него благодеяниях; равным образом они перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись за это, Господь Бог <решил> наказать их за такую дерзость, разрушив их город…»[10][8]. > Подчеркнутое выделение сексуальных грехов, в первую очередь — гомосексуальных актов, в толковании повествования о Содоме и Гоморре происходит в христианской святоотеческой традиции. При этом, однако, звучит и осуждение других грехов жителей городов. Например, толковая Библия А.П.Лопухина интерпретируя фразу «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» выделяет насилие, притеснение слабых сильными, кровопролитие и убийство[11]. > Отцы Церкви также отмечали, что грехи жителей Содома усугублялись нанесением оскорбления гостям, к которым те хотели применить сексуальное насилие, в то время как к гостям полагалось относиться с уважением. В противоположность такому унизительному обращению ставятся праведный Авраам и его племянник Лот, которые оказывали почтительное гостеприимство странникам (принимали в дом, омывали ноги, кормили и т.п.). > В частности, Лот был готов пожертвовать родными дочерями ради своих гостей. Толковая Библия Лопухина описывает это так: «Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных, дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нём акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский»[11]. >
В дальнейшем на протяжении многих столетий в христианстве сохранялось
убеждение о том, что в число наиболее тяжелых грехов, > В 1955 году (еще до депатологизации и декриминализации гомосексуальности) была издана книга британского теолога Деррика Шейвина Бейли (Bailey, Derrick Sherwin) «Гомосексуальность и западная христианская традиция» (Homosexuality and Western Christian Tradition). Считается, что эта книга прокладывала путь к выводам доклада Вульфендена (Wolfenden report, 1957), который способствовал смягчению отношения к гомосексуальности и ее декриминализации в Англии (Sexual Offences Act 1967). В этой книге, в частности, было предложено новое толкование библейского повествования. > Рассматривая тексты Библии, Бейли подсчитал, что слово yadah на иврите, которое традиционно переводят словом «познать», в подавляющем большинстве случаев (933 из 943) имеет значение «узнать, чтобы получить знание», и лишь в 10 случаях этот глагол подразумевает сексуальные отношения. Бейли предположил, что жители Содома на самом деле не имели намерения совершать однополые акты с гостями Лота, но хотели только выяснить, кто они такие, чтобы решить, следует ли разрешить им находиться в городе. Для евреев принимать <чужаков> и странников считалось святым долгом, поэтому такое требование и его осуществление воспринимались грехом, — сделал вывод Бейли[13]. > Эта интерпретация вызвала возражения не только сторонников традиционных трактовок, но и исследователей, предлагавших новые подходы, как, например, известный финский библеист Марти Ниссинен (Martti Nissinen)[14], поскольку они считали, что глагол yadah на иврите в этом случае предполагал сексуальные акты. Аргументом в пользу этого служил тот факт, что Лот предложил своих дочерей вместо гостей и употребил выражение «не познавшие мужа», в котором тот же глагол yadah использовался явно в сексуальном значении[13]. > Помимо вышесказанного, Бейли также обратил внимание, что, хотя в Библии присутствует много ссылок на Содом и Гоморру, ни в одном случае не содержится прямых указаний на однополые акты жителей этих городов[13]. > Единственным спорным случаем является Послание апостола Иуды, 7 стих, где сказано о «блудодействовавших и ходивших за иною плотью». В традиционной интепретации «хождение за иною плотью» рассматривалось как совершение гомосексуальных актов. Однако, поскольку прямым текстом это не написано, существуют другие интерпретации, такие как секс с ангелами, зоофилия и даже каннибализм[15]. > Бейли предложил не связывать грех Содома и Гоморры с гомосексуальностью. И хотя предположение, что жители Содома вообще не имели намерения совершать однополые акты, не получило большой поддержки богословов, на протяжении последующих десятилетий традиционные христианские интерпретации истории Содома и Гоморры были значительно оспорены. В пересмотренных интерпретациях многие исследователи считают, что Бог осудил сексуальное насилие жителей Содома, и эту историю нельзя применять в подтверждение осуждения однополых отношений по взаимному согласию[12]. > Богословы, кроме того, учли, что Лот воспринимал изнасилование своих дочерей меньшим злом в сравнении с изнасилованием гостей, вошедших в его дом. Поэтому в пересмотренных интерпретациях история Содома и Гоморры — это в большей степени повествование об однополом насилии и отказе уважительно принять гостей, чем повествование о гомосексуальных отношениях как таковых[12]. > К примеру, Марти Ниссинен отмечал: «Групповое изнасилование всегда было крайним средством унизить врагов и поставить их на место». «Изнасилование — гомосексуальное или гетеросексуальное — это предельный метод покороения и господства». Поведение жителей Содома, таким образом, представляло собой проявление враждебной агрессии к чужестранцам, а не чувственную любовь[13][14]. > В настоящее время не только либеральные христиане придерживаются подобных трактовок. Но и среди консервативных христиан, которые не приемлют гомосексуальные практики, присутствует понимание, что история Содома в действительности говорит не о гомосексуальных отношениях самих по себе, а о развращенности людей, желавших совершить сексуальное насилие в отношении чужестранцев, которым следовало оказать гостеприимство[12]. > К примеру, Ричард Хейз (Richard B. Hays), богослов не имеющий либеральных симпатий к гомосексуальности, признаёт, что история Содома «фактически иррелевантна к теме»: групповое изнасилование показывает порочность жителей города, но «в пассаже не содержится ничего имеющего отношение к суду Бога касательно морального характера гомосексуальных связей по взаимному согласию», — пишет он[13][16].
[ Елена
Преображенская. Из статьи
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Если
Христос был воскрешен, как мы проповедуем, ********************************************* /*/ содержит часть апостольского чтения вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3687.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|