=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 23 июля 2018 г. ст.ст., воскресенье
10-е по Пятидесятнице.
> Первый шаг к духовному освобождению мы делаем, сознавая цель (опыт общения с Богом), но главным образом, ясно видя преграду, стоящую у нас на пути. Имя преграде – грех. Великая реальность и великая тайна. Но реальность и тайна греха скрыты сегодня от утопающего в нём человечества. Одной из самых мучительных загадок нашей эпохи стала безнадёжная невиновность современного человека, который нагрешил так тяжко, что уже не испытывает раскаяния и винит себя только за вещи, сравнительно безобидные. > Люди больше не ощущают реальности греха. И даже те из них, кто причисляет себя к верующим, не отличает грех от вины. Грех – это внутренняя, духовная реальность, настоящее зло. Это корень, из которого вырастает всё прочее зло, а там, где греха нет, любое кажущееся зло можно обратить в добро. > Грех и вина – далеко не одно и то же. Вина связана с давлением извне, с тревогой от мысли, что нас вот-вот призовут к ответу за проступки. Тревога эта есть признак нравственного отчуждения. Она поднимается в нас тогда, когда мы внутрь себя переносим суд, который вершит власть, оскорблённая нашим неповиновением. Я виновен, когда я думаю, что кто-то другой считает меня неправым. А тревога моя усиливается тем, что я не согласен с таким судом, но о своём несогласии не дерзаю даже помыслить. > Чувство греха глубже и экзистенциальней. Это не просто ощущение вины перед властным Богом. Это переживание зла в себе, вызванное не тем, что я нарушил внешний закон, а тем, что я преступил законы внутреннего бытия, которые одновременно – законы обитающего во мне Бога. Грех – это глубокое и сознательное искажение своей внутренней реальности, подобия Божьего в себе. Это окончательное зло и болезнь духа. Поистине, тяжкий грех есть даже нечто большее – это смерть духа. Иметь чувство греха значит сознавать себя не только нравственно, но и духовно мёртвым. Нравственная смерть скорее связана с виной: я «убит» за нарушение закона. Смерть духовная – это чувство оторванности от истины: моя внутренняя порча оторвала меня от истины, самолюбие – от любви, тяга к ничто – от реальности. Поэтому чувство греха есть нечто онтологическое, непосредственное, возникающее не от размышления над своими поступками и не от сравнения их с моральным кодексом. Родившись прямо от живущего во мне зла, оно говорит мне не только о том, что я плохо поступил, но о том, что я сам плох, и плох безнадёжно. Что я не настоящий. Что я разрушил себя. Ведь грех есть духовное саморазрушение. И самое страшное в том, что наше тело умирает однажды, а мёртвый дух можно убивать снова и снова. Быть грешником и продолжать грешить значит вселить душу в ад, вечную и вечно повторяющуюся смерть. (Вспомним последний эпизод из <Huis clos> Сартра#.) > Итак, чувство греха гораздо глубже и острее угрызений совести, которое большинство благочестивых людей научилось переживать, нарушая табу своей группы. В обычном благочестии кроется нечто постыдное. Люди жестикулируют, выражая свои благие намерения, но настоящего добра не творят. Подходящей благочестивой гримасой они подавляют в себе чувство вины. Они безупречно исполняют свою роль, помогая себе оптимистическим взглядом на Бога и человека. Но как легко они принимают самые страшные преступления только потому, что те коллективны. Возьмём, к примеру, готовность, с которой большинство «верующих» приняло водородную бомбу и все её последствия. Никто и не пытался протестовать. В это почти невозможно поверить, но бомбой уже никого не удивишь. Состояние мира наших дней ясно говорит о том, что весь род человеческий утопает в грехах, ответственность за которые делается всё более коллективной, а потому и всё более расплывчатой. > Как было подмечено, чем тоталитарней общество, тем слабее в его членах чувство греха. Ощущая себя частью коллектива, человек сотворит любое зло и не раскается. Боится же он только одного – быть отлучённым от группы, которая берёт на себя его грехи, «изглаживает» их. Поэтому малейшее расхождение с группой вызывает в нём чувство вины и тревогу. > Наш мир встал на этот путь, а в таком мире дух и духовное не значат ничего, потому что ничего не значит отдельный человек. Но в том и состоит призвание и миссия созерцателя, чтобы сохранить человеческий дух, воспитать хотя бы в самом себе, личную ответственность перед Богом, освободиться от коллективной безответственности. > Миссия созерцателя состоит отчасти ещё и в том, чтобы сохранить в мире чувство греха. В этом он – потомок ветхозаветных пророков, которые неустанно напоминали еврейскому народу о грехе, отлучающем их от Бога, и противопоставляли грех ритуальной вине, которую легко загладить обрядом. Такое призвание гораздо труднее, таинственнее, чем нравственная проповедь. Иеремия, например, призывал не только к правосудию и милости, но и к тому, чтобы народ принял волю Божью о нём – поражение и Вавилонский плен. Причём пророк сам не хотел верить Божественному повелению и метался между «обманывающим» Богом и возмущённым народом:
> Созерцатель – это тот, кто подобно служителю Яхве «изведал <боль>» (Ис 53:3), кто изведал не только собственные грехи, но и грехи всего мира, кто взял эти грехи на себя, будучи одним из людей и не желая держаться в стороне от ими содеянного. Грехи нашей эпохи изменили созерцательную жизнь. Они накрыли нас тьмой куда более страшной, чем невинная ночь незнания. Тёмная ночь души спустилась на весь мир. Созерцание в век Аушвица и Дахау, Соловков и Караганды темнее, чем в святоотеческую эпоху. > Именно поэтому может оказаться греховным желание идти путём духовного света. А оно греховно, когда оно сопряжено с отказом от бремени нашей эпохи, с бегством в нереальность, с духовной иллюзией, с отказом делить с другими людьми их горести. > В наши дни созерцательная жизнь должна проходить в глубокой печали, покаянии, но в печали чистой и покаянии исцеляющем, животворном, как у известных персонажей Достоевского. Эта печаль несравнима с той барочной, благочестивой, возвышенной грустью XVII в., которую изображал Эль Греко. Наша нищета мрачна и непривлекательна. Мы не находим слов, чтобы поведать Богу о готовности взять свой крест. Мы беднее Иова. Как и он, мы могли бы проклясть день своего появления на свет, потому что зло обступило нас отовсюду. Но красноречия Иова мы лишены. Даже его друзья сказали бы нам больше о нас самих. У нас нет ничего. Мы могли бы духовно разделить крайнее унижение евреев, которые, став кожа да кости от голода, шли умирать в печах Аушвица, но мы вправе молить Бога о пощаде. > Мы достаточно нищи, чтобы не думать о геройстве. В наш век жертвенность не выставляют напоказ, не разогревают ненужным пылом. В нашей духовности нет места ничему, что изумляло бы нас или наших ближних. Так и должно быть, поскольку человека не изумляет больше ничто Божественное. Да его вообще ничто не изумляет, кроме чудес апокалиптического зверя. Значит, наши жизнь и молитва тоже должны быть лишены всего изумляющего. Высшая тайна сокрыта глубоко и не проявляет себя ни в чём, и меньше всего – в сумерках богов, Götterdämmerung. Ницше от лица нашего мира объявил, что Бог умер. Именно поэтому созерцателю часто кажется, что он покинут, как если бы Бог был мёртв. Но вот в чём истина: сегодня, как никогда прежде, именно Своим отсутствием Бог даёт нам ощутить, что Он рядом. Потому и наша верность Ему в том, чтобы пребывать во мраке в глубине наших душ, ценить пустоту и кажущееся отсутствие. Жалки, смехотворны и тщетны все наши попытки вынудить Бога открыться. Оставьте ничтожность как она есть. В ней-то Он и присутствует.
[ Томас
Мёртон. Эссе "Чувство греха",
к апостольскому
чтению:
к апостольскому
и евангельскому чтениям:
к евангельскому
чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *О
да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи! * * * *Благодарение Богу – Он всегда ведет
нас * * * *В это время пришли к Иисусу ученики. * * * *...пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что
нет воскресения мертвых. * * * *Иисус сказал: ********************************************* /*/
из евангельского чтения пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3688.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |