В.Н.Кузнецова

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий

Оглавление

Предыдущая часть

ИЗ ГАЛИЛЕИ В ИЕРУСАЛИМ. ПУТЬ К КРЕСТУ (8.27 – 9.32)

8.27-30 УЧЕНИКИ ПРОЗРЕЛИ

(Мф 16.13-20; Лк 9.18-21)

27 Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников:

 – Кем считают Меня люди?

28 – Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие – что Илья, а некоторые – что один из пророков, – ответили они.

29 – А вы кем считаете Меня? – спросил Он их.

   – Ты – Помазанник Божий, – ответил Петр.

30 Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.

 

Ст. 27Иисус с учениками близ Кесарии Филипповой. Как и Вифсаида, она была отстроена тетрархом Филиппом и названа Кесарией в честь римского императора Тиберия Цезаря (на латинском и греческом «Цезарь» произносится как «к`айсар», по-русски «кесарь»). Это территория тетрархии Ирода Филиппа. Кесария здесь называется Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока Иордана, на склонах горы Гермон.

Иисус сам задает ученикам вопрос о том, кем считают Его люди, хотя в еврейской традиции вопросы обычно задавал не учитель, а ученик.

Ст. 28Как и в 6.14-15, в народе об Иисусе думают по-разному. Он или воскресший Иоанн Креститель, или Илья, или пророк. У Матфея 16.14 – это Иеремия; верили также, что в конце придет Исайя вместе с Иеремией – 2(3)Ездр 2.18 (см. также ком. на 6.14-15). Но никто не считает Его кем-то б`ольшим. Вероятно, это был наводящий вопрос, заданный с целью побудить учеников еще раз продумать собственную позицию.

Ст. 29И вот, на прямой вопрос Иисуса, кем считают Его они сами, Петр, вероятно, от имени всех учеников, отвечает: «Ты – Помазанник». Это очень важное заявление, свидетельствующее о том, что ученикам наконец что-то открылось. Недаром многие называют его водоразделом Евангелия, поворотным пунктом, после чего многое меняется. С этого момента Иисус начинает учить Своих спутников, чт`о значит быть Его учеником. До этого Иисус рассказывал притчи, а потом наедине объяснял им то, что осталось для них непонятным. Теперь начинается новый этап: Он сообщит ученикам о том, что должен будет умереть в Иерусалиме, и начнет путь к кресту.

Экскурс:   Христос

Христос – это греческое слово, которым переводится еврейское «Маш`иах» (арамейское «Меш`иха»), на греческом оно транскрибируется как «Месс`иас» (русское «Мессия»). Слово это означает «помазанник», потому что по древнему обычаю царей, а также пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них миссию. Например, Исайя назвал так персидского царя Кира, разрешившего народу Израиля вернуться из плена, а Иосиф Флавий – римского императора Веспасиана, захватившего Иерусалим.

Но обычно под словом «Мессия» понимался долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля. Вот как об этом говорится в знаменитом 17-м Псалме Соломона {Псалмы Соломона, созданные в I веке до н.э., не входят в канон Священного Писания.}: «Опояшь его силой, чтобы он сотряс неправедных правителей и очистил Иерусалим от народов, которые попирают его вплоть до разрушения… Жезлом железным он разобьет на куски их могущество, он разрушит безбожные народы словом уст своих; от укора его народы побегут перед ним, и он обличит грешников за помыслы их сердца» (ст. 21-22).

Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца все чаще видится в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет не только победу над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

К первому веку, кроме такого традиционного представления о происхождении Мессии, появляются и другие, особенно в неортодоксальных кругах. Юстин Мученик свидетельствует о таких верованиях: «Мессия, даже если уже родился и существует, неизвестен и даже сам о себе не знает и не имеет никакой силы, пока Илья не помажет Его и не сделает Его известным всем». В апокалиптической 4 Книге Ездры говорится о том, что Сын человеческий, который там же назван Мессией, выйдет из моря. В ХХ веке в Кумране, в пещерах около Мертвого моря, были найдены многочисленные документы, из которых можно заключить,что благочестивые отшельники, жившие в I веке до н.э. – I веке н.э., ожидали двух Мессий (Мессию-Царя из рода Давида, так называемого Мессию Израиля, и Мессию-Первосвященника, или Мессию Аарона, а возможно,  даже третьего – Мессию-Пророка). Но вряд ли кто-то мог предполагать, что может прийти такой Помазанник, как Иисус, никто и представить не мог Мессию страдающим и умирающим позорной смертью на кресте.

Вероятнее всего, в Своей земной жизни Иисус никогда не называл себя титулом Мессии, опасаясь, как бы люди не стали видеть в Нём прежде всего политического вождя. Когда Церковь вышла за пределы Палестины в страны, где понятие Помазанника не было укоренено в сознании людей, этот титул постепенно стал пониматься как второе имя Иисуса.

 

Ст. 30Ученики не должны никому рассказывать о том, что их Учитель и есть долгожданный Помазанник. Почему Он так поступает? Вероятно, потому, что большинство людей считали, что Помазанник должен будет свергнуть ненавистное языческое иго, разгромить врагов, что Он будет победоносным полководцем и триумфатором. Представить себе другого Мессию, униженного и страдающего, никто не мог. Как мы увидим дальше, не могли этого и ученики. Хотя они и признали в Нем Помазанника, их знание о Нем еще не вполне адекватно, оно затемнено привычными ложными чаяниями. Во второй части Евангелия Иисус будет учить их тому, чт`о значит быть Мессией и чт`о значит быть учениками Мессии.

8.31-33 ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ СВОЮ СМЕРТЬ

(Мф 16.21-23; Лк 9.22)

31 И Он начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учителя Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. 32 Он  говорил об этом открыто.

33 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:

   – Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!


31 Мф 17.12; Мк 9.12; Лк 17.25


Ст. 31Хотя в Евангелии с самого начала говорилось об опасности, которая нависла над Иисусом, здесь Он впервые говорит об этом сам. Иисус не называл себя Помазанником, предпочитая говорить о себе как о Сыне человеческом (см. экскурс, ¤). Иисус знает о предстоящей Ему смерти, но Он знает также, что Ему надлежит умереть, что это совершается по воле Бога. Это видно из греческого слова «дэй» («должно»), говорящего о неизбежности и предопределенности событий, о том, что так запланировано Богом (ср. 9.11; 13.7,10; Лк 24.7, 26; Ин 20.9; Деян 3.21; 1Кор 15.25,53 и др.). Следовательно, смерть Иисуса произойдет не из-за случайного стечения обстоятельств, не потому, что среди учеников оказался предатель, не по воле религиозных лидеров народа или римских властей. Нет, так определил Бог. Иисус идет на смерть сознательно, зная наперед, что Его ожидают страдания, что Он будет отвергнут высшим религиозным Советом, или Синедрионом (см. ком. на 14.53), состоявшим из старейшин, старших священников и учителей Закона. Старейшины – это были наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие священники (буквально: «первосвященники») – в строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, а также члены их семей; кроме того, так иногда назывались и старшие священники, возглавлявшие священнические смены. Учителя Закона – см. экскурс, ¤.

Иисус будет убит, но Он воскреснет через три дня. У Матфея и у Луки сказано «на третий день», ведь Иисус действительно воскрес не через три дня, а на третий день. Может быть, эти словосочетания являются синонимами и значат одно и то же. Но некоторые полагают, что Иисус в этом и в других предсказаниях (9.31; 10.33-34) не говорил столь определенно. Дело в том, что слова «три дня» означали не только точное количество дней, но и короткий неопределенный период времени, соответствующий русскому «пара дней» (ср. Ос 6.2). Ведь и о форме Своей казни Иисус здесь не упоминает.

Ст. 32Впервые Иисус говорит об этом открыто, а не притчами и загадками. Он говорил об этом открыто – так переведено греческое «И Он открыто говорил слово», а «слово» в Евангелиях употребляется в значении «Радостная Весть». Возможно, Иисус говорит о том, что Его страдания и смерть парадоксальным образом являются Радостной Вестью для человечества.

И снова Петр, вероятно, действует от имени всех учеников: он отводит Иисуса в сторону и начинает Ему прекословить. Глагол «эпитим`ао» труден для перевода, он значит «запрещать, выговаривать, бранить, мешать что-либо делать». В голове учеников не может уложиться абсолютно невозможная, с их точки зрения, идея о страдающем Мессии.

Ст. 33 Обернувшись и глядя на учеников – ответ Иисуса обращен не только к Петру, но и ко всем ученикам. Он «запрещает» Петру поступать так, как он поступает. В ответе Иисуса Петру употреблен тот же глагол «эпитим`ао». Ответ Его крайне резок: «Прочь с глаз, Сатана!» Тот, кто является одним из самых ближайших Его друзей, назван Сатаной. Прочь с глаз – дословно: «Ступай за Мной», и в другом контексте эти слова могли бы значить «Стань Моим учеником» или «Знай свое место». В таком случае Иисус указывал бы Петру на его долг следовать за Учителем, а не вести Его за собой. Но в сочетании со словом «Сатана» это вряд ли возможно, Петр уже не ученик и не друг, а противник (таково значение арамейского слова «Сатана»). Какие бы мотивы ни двигали Петром: любовь к Наставнику, желание оградить Его от опасности, страх за Него и за себя, – его устами теперь говорит Сатана, желающий отвратить Иисуса от исполнения воли Отца, как он уже пытался сделать это в пустыне (1.13; ср. также 3.21,31-35). Петр принял сторону не Бога, а людей. Ему оказалась доступна лишь часть правды, и Сатана тут же попытался использовать эту неполноту в собственных целях.

8.34 – 9.1 ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ УЧЕНИКОМ 

(Мф 16.24-28; Лк 9.23-27)

34 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:

– Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе,
возьмет свой крест –
и тогда следует за Мной.
35 Кто хочет спасти свою жизнь,
тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести,
тот ее спасет.
36 Что пользы человеку, если он приобретет весь мир,
а жизни своей повредит?
37 Разве не все отдал бы он,
лишь бы вернуть себе жизнь?!
38 А кто постыдится признать Меня и Мои слова
перед этим безбожным и грешным поколением,
того и Сын человеческий постыдится признать,
когда придет облеченный в славу Отца Своего
с Божьими ангелами.

9.1 Иисус сказал:

   – Верно вам говорю, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти, как увидят, что Царство Бога явилось в полной силе.


34 Мф 10.38; Лк 14.27     35 Мф 10.39; Лк 17.33; Ин 12.25     38 Мф 10.33; Лк 12.9     9.1 Мк 13.30


Ст. 34Из предыдущих стихов мы знаем, что Иисус сознательно выбирает путь, предначертанный Ему Отцом. Тот, кто хочет стать Его учеником, должен быть готов разделить Его судьбу, в этом заключается суть ученичества. Поэтому Иисус говорит о необходимых условиях, которыми определяется ученичество. Эти требования относятся не только к апостолам, но и ко всем, кто хочет следовать за Иисусом, поэтому Иисус подозвал народ. Такой человек должен забыть о себе – дословно: «сказать нет самому себе», то есть отказаться от самости, от эгоцентризма, сосредоточенности на себе – от самой распространенной формы идолопоклонства. Это значит нечто гораздо большее, чем аскетический отказ от собственной воли или самоотречение. Апостол Павел скажет об этом другими словами: «Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, но о благе других!» (Флп 2.4).

Ученик должен нести свой крест. Это очень сильный образ. Иисус уподобляет учеников преступникам, осужденным на казнь через распятие и несущим на плечах перекладину от креста. Со времен римского владычества эта казнь часто применялась в Палестине по отношению к мятежникам и рабам, и это зрелище было довольно привычным. Распятие было мучительной и позорной казнью, внушавшей такой ужас, что люди избегали употреблять само слово «крест», заменяя его словами «плохое дерево». Если человек последует за Иисусом, несущим крест, он должен быть готов и к клевете, и к позору, и даже к мучительной кончине. Только в таком случае он действительно последует за Ним. Иисус не обещает Своим избранникам теплой и уютной жизни, этакого тихого заповедника, который обойдут стороной бури и невзгоды. Даже если жизнь сложится так, что физические страдания не выпадут христианину на долю, ему все равно придется совершить самое трудное для человека – покинуть все привычное, переоценить все ценности, вырваться из уюта привычного существования. Но история показывает, что, если человек решился стать подлинным христианином, его обычно ждут гонения или смерть даже в христианской стране.

Ст. 35Смерть за Иисуса и за Его дело есть на самом деле истинная жизнь. Кто свою жизнь потеряет, тот ее спасет – вот очередной парадокс Иисуса. В греческом тексте вместо слова жизнь всюду стоит «душа». В Писании душа – это дыхание жизни, которую Бог вдохнул в человека при рождении, то есть сама жизнь (см. Быт 2.7). Здесь игра на двух смыслах слова «жизнь»: жизнь как биологическое существование и жизнь истинная, вечная, жизнь с Богом. Человек, цепляющийся за жизнь и ради нее идущий на предательство и отступничество, всё равно ее не спасет, ведь он смертен, но ему грозит более страшная потеря, он может лишиться подлинной жизни. Кто любит Иисуса больше своей временной, преходящей жизни, тот обретет вечность.

Ст. 36-37 Эти стихи, возможно, представляют собой пословичные выражения. Действительно, перед лицом смерти и богач, и властелин мира с радостью отказались бы от власти и богатства, лишь бы остаться жить. Иисус переосмысляет это пословичное выражение, и жизнь здесь – это жизнь будущего века. Выбор, перед которым стоит человек, чрезвычайно важен, ведь, как говорится, ставка больше, чем жизнь.

Ст. 38Конечно, многим казались смешны и нелепы притязания никому не известного Учителя из провинциальной Галилеи, собравшего вокруг себя горстку заурядных и малообразованных людей. «Разве поверил в Него хоть кто-нибудь из старейшин? Или кто-нибудь из фарисеев? Только этот сброд, эти невежды, не знающие Закона!» (Ин 7.48-49) – таков, с точки зрения многих, несокрушимый аргумент против Иисуса. Люди могут стыдиться всего этого – мнения соседей, авторитетных вождей. Кроме того, как уже говорилось, распятие на кресте было позорной казнью, люди боялись ее и стыдились. Но такие люди принадлежат к безбожному и грешному поколению. Словом безбожный переведено греческое «мойхал`ис» («развратный»), именно так на религиозном языке говорилось о тех, кто уходил от Бога, чтобы поклоняться языческим идолам. Такое поколение жило не только во времена Иисуса, его обличали Осия (2.2), Исайя (1.4, 21), Иезекииль (16.32-34), Иеремия (3.3).

Как человек поступал в этой жизни, так поступят и с Ним. Кто отверг Иисуса, боясь человеческого осуждения и насмешек, от того откажется и Сын человеческий, вероятно, во время Божьего Суда, на котором Он будет выступать в роли Судьи. Он призн`ает, что такой человек лишается Божьей милости – так в Библии понимали слово «постыдить» (Пс 25(24).3; 119(118).6; Ис 41.11; Иер 17.18).

Здесь впервые титул «Сын человеческий» употреблен не в контексте страданий, а в контексте славы. Земной путь Иисуса завершится славой. Иисус будет причастен той славе, которая принадлежит Его Отцу. Греческое слово «д`окса», первоначально означавшее «хорошее мнение», в Новом Завете не имеет такого значения. Здесь это – Божественное величие и могущество, которое обычно представлялось в виде ослепительного сияния. Во время Своего возвращения на землю Сын человеческий будет обладать этой славой. Его будут сопровождать ангелы, явление которых всегда связано с Парусией (то есть Вторым Пришествием – см. 13.26-27; Мф 13.41; 16.27; 25.31; 2Фес 1.7).

9.1И затем Иисус говорит о том, что среди стоящих здесь, есть люди, которые не успеют умереть, как увидят Царство Бога в полной силе. Это один из самых трудных и дискутируемых текстов Нового Завета. Если читать его в свете того, что было сказано выше, то наступление Царства в полноте силы не может не означать Парусию Сына человеческого в славе Отца с ангелами, за которой последует Суд над грешным и безбожным поколением. Конечно, Царство воплощено в самом Иисусе, в Его словах и делах, но оно прикровенно, незаметно для большинства, которое часто считает деятельность Иисуса неудачной, малоэффективной. Когда говорится о том, что некоторые не успеют умереть, логично предположить, что наступление Парусии ожидается довольно скоро, но в пределах нескольких десятков лет, а не через несколько дней. Увидят его при жизни не все, а остальные к этому времени, вероятно, умрут.

 Произошло ли это? Одни считают, что речь идет не о физической, а о духовной смерти. Другие – что Царство было явлено через шесть дней трем ученикам во время Преображения, или апостолам и другим ученикам во время воскресения Иисуса, или всем братьям во время дарования Святого Духа в Пятидесятницу, или оно явилось в жизни христианской Церкви. Высказывалось даже предположение, что Царство наступило с разрушением Иерусалима в 70 г. Здесь перечислены не все, а только наиболее распространенные мнения. Уже само их разнообразие и многочисленность свидетельствует о трудности проблемы, об отсутствии такого ее решения, которое убедило бы всех.

Но есть и другая точка зрения: это событие еще не произошло. Иисус, будучи истинным Человеком, в Своей земной жизни не мог обладать полнотой знания. Он сам говорит, что о наступлении того Дня известно только Отцу: «А о дне том и часе не знает никто: ни ангелы на небесах, ни Сын» (13.32). Если мы всерьез воспринимаем Его слова, а также принимаем неизбежность ограниченности Его земного знания (иначе мы рискуем впасть в ересь докетизма), мы должны признать, что срок еще не наступил, что зерно Царства еще только прорастает, еще незаметно для многих.

Кроме того, в ранней Церкви было предложено еще одно решение проблемы – и очень убедительное. Автор Второго письма Петра, говоря о том, что появились люди, которых сильно смущала задержка с наступлением Царства, наставляет своих слушателей: «Любимые мои, вот чего вы не должны забывать: для Господа один день – что тысяча лет и тысяча лет – что один день. Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись» (3.8-9). Итак, сам Бог, из любви и милосердия, мог изменить Свой первоначальный план и отложить День Суда. Если Он может сократить дни страданий (13.20), Он может передвинуть и срок наступления Конца. «Бог может отменить собственную священную волю». {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 162.}

Но главное в этом стихе не столько предсказание конкретных событий, сколько торжественное уверение в том, что Царство Бога неизбежно наступит.

9.2-8 ПРЕОБРАЖЕНИЕ

(Мф 17.1-8; Лк 9.28-36)

Через шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и ведет их на высокую гору. Они были там одни. Вдруг Его облик изменился у них на глазах. 3 Одежда Его стала сверкающей, ослепительно белой, как никто не смог бы отбелить на земле. 4 Явились перед ними Илья с Моисеем и разговаривали с Иисусом.

5 И Петр говорит Иисусу:

   – Рабби! Как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илье.

6 Ведь он не знал даже что сказать – так они были перепуганы. 7 И тут явилось облако, покрывшее их своей тенью, и из облака раздался голос:

   – Это Мой любимый Сын. Его слушайте!

8 Они вдруг оглянулись и видят: никого больше нет, с ними один Иисус.


2-8 2Петр 1.17-18     7 Пс 2.7; Втор 18.15; Мф 3.17; Мк 1.11; Лк 3.22; 2Петр 1.17


Ст. 2-3Евангелист редко указывает точное время событий, обычно прибегая к общим словам «тогда», «потом», «в те дни». Здесь же он на редкость точен: через шесть дней. Одни видят в этом указание на то, что обещанное Иисусом в 9.1 не преминуло исполниться. Другие пытаются найти символический смысл в цифре шесть, но в Евангелии от Луки говорится о восьми, а не о шести днях (Лк 9.28). Важнее другое: через короткое время после того, как Петр объявил Иисуса Помазанником, несколько учеников, включая Петра, получили божественное подтверждение статуса Иисуса (9.7).

Как и в рассказе о воскрешении дочери Иаира, Иисус берет с собой трех учеников и ведет их на высокую гору. Название горы неизвестно. В христианской традиции она обычно отождествляется с горой Табор (в традиционное произношении «Фавор»). Ориген приводит цитату из апокрифического Евангелия евреев: «Так сделала Моя Мать, Дух Святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор». Но вряд ли это соответствует действительности. Ведь если события происходят вблизи Кесарии Филипповой и вскоре после исповедания Петра, то эта гора должна находиться неподалеку, в то время как Табор находится на юге Галилеи, очень далеко от Кесарии. Ее высота составляет всего 300 метров, что вряд ли позволяет назвать ее высокой, кроме того, в те времена на ее вершине находилась римская крепость. Гораздо больше подошла бы гора Гермон, высотой около 2700 метров и на расстоянии 20 километров от Кесарии Филипповой. Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие происходит на горе, потому что символически гора – это место встречи с Богом, в данном случае она являет собой как бы новый Синай. Высокая гора была также подходящим местом, где Иисус мог бы остаться с учениками наедине.

 Марк сообщает, что облик Иисуса изменился, но даже не пытается это описать. Он сообщает лишь о том, что одежда Иисуса стала ослепительно белой. Пытаясь передать это неземное сияние, Марк не находит ничего лучше, чем сказать, что так отбелить одежду не смог бы ни один сукновал. И это грубоватое сравнение достигает своей цели гораздо лучше, чем это сделал бы десяток высокопарных эпитетов.

Ст. 4Перед Иисусом явились Илья с Моисеем. Эти две фигуры, вероятно, символизируют всю священную историю Израиля и Священное Писание. Моисей – законодатель, он представляет Закон, Илья – представитель пророков, а Священное Писание часто так и называлось: «Закон и Пророки». Кроме того, по народным представлениям, оба они были взяты живыми на небо. Вызывает некоторое удивление порядок, в котором названы их имена, ведь Моисей почитался как личность гораздо более значительная, чем Илья, и должен был стоять на первом месте – так, как у Матфея и у Луки. Может быть, Илья помещен на первое место потому, что он предтеча Помазанника (Мал 4.5-6). Сейчас они, явившись перед Иисусом, выступают свидетелями, подтверждающими Его мессианство (ср. Лк 24.27,44; ср. 16.29,31). Они разг оваривали с Иисусом. Марк, в отличие от Луки (9.31), не сообщает, о чем они беседовали с Иисусом.

Ст. 5-6И вот с Иисусом заговаривает Петр. После того, как совсем недавно он исповедал мессианство Иисуса, его обращение «Рабби» звучит странно. Ведь рабби значит всего лишь «учитель, наставник», так обращались к уважаемым людям, но не более. Возможно, он думает, что величайшие личности Священной истории почтили Иисуса своим присутствием, видя в Нем достойного ученика. Петр вообще говорит странные вещи, за которые евангелист считает своим долгом чуть ли не извиниться («Ведь он не знал даже что сказать»), оправдывая это испугом Петра. «Как хорошо нам здесь!» – говорит Петр. Но греческий оригинал позволяет перевести эти слова по-другому: «Как хорошо, что мы здесь!» То есть Моисею, Илье и Иисусу повезло – Петр с друзьями соорудят им три шалаша. Шалаши ставили в дни празднования специального праздника, который некогда был сельскохозяйственным, праздником сбора урожая, когда люди переселялись в виноградники и жили там. Потом праздник был переосмыслен как время воспоминания о тех днях, когда поколение Исхода жило в пустыне (Лев 23.42-43). Со временем люди стали верить, что в мессианском веке они снова станут жить в шалашах и Бог будет жить вместе с ними.

Ст. 7-8 – Для того, чтобы не возникло ложного представления, что Иисус – один из пророков, ничем из них не выделяющийся (а ведь так о Нём думали многие люди – см. 6.14-15; 8.28), свидетельство ученикам дает сам Бог. Сияющее облако – это знак Шехин`ы, то есть Божьего присутствия, Его славы (см. Иез 1.28; 11.23; Исх 13.21-22; 33.7-11). Ведь человек не может видеть Бога, и облако одновременно и скрывает Его, и возвещает Его присутствие. Так солнце можно увидеть лишь тогда, когда его закрывает легкое облако. Облако покрывает Иисуса, Моисея и Илью, а также учеников, делая их сопричастными Божьей славе. Из облака раздается голос: «Это Мой любимый Сын». Сцена преображения как бы повторяет сцену омовения Иисуса. Только там Божий голос обращен к Иисусу: «Ты Мой Сын», а здесь – к ученикам. Вероятно, этим видением славы Отец укреплял Сына в Его решимости выполнить Свою волю до конца, укреплял Он и учеников, дав им свидетельство о Своем Сыне. Его слушайте! – так исполнилось пророчество Священного Писания: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня (т.е. Моисея), воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте!» (см. также Деян 3.22).

9.9-13 СПУСК С ГОРЫ

(Мф 17.9-13)

9 Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. 10 Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит "воскреснуть из мертвых"?»

11 Они спросили Его:

   – Почему учителя Закона говорят, что сначала должен прийти Илья?

12 – Действительно, Илья должен прийти первым и все подготовить, – ответил Иисус. – А почему в Писании говорится, что Сыну человеческому предстоит много страданий и унижений? 13 Я вам говорю: Илья уже пришел, и с ним поступили так, как им заблагорассудилось. Так о нём говорит Писание.


11-12 Мал 4.5-6     12 Пс 22.1-18 (21.1-19); Ис 53.3     13 Мф 11.14


Ст. 9Спускаясь с горы, Иисус приказывает ученикам молчать о видении, в котором Он был прославлен, до тех пор, пока Он не воскреснет. Парадоксальным образом слава Иисуса будет явлена через Его смерть и воскресение.

Ст. 10Ученики удивлены, но не тому, что мертвые воскресают. К этому времени вера в воскресение была почти всеобщей. Ученики не могут взять в толк, чт`о может быть общего между Тем, кого они видели в сиянии Божьей славы, и смертью. Вероятно, до них всё еще не дошел смысл слов Иисуса о неизбежности страданий.

Ст. 11Не совсем понятно, почему они вдруг задали вопрос об Илье. Может быть, потому, что они его видели, или потому, что их смущает одна тревожная мысль: если их Учитель действительно Помазанник, в чем уже невозможно сомневаться, как понять то, что Илья так и не пришел, чтобы явить Помазанника народу Израиля. Выше мы уже приводили слова Юстина Мученика, свидетельствующего о таких верованиях в Израиле (см. экскурс Христос, ¤). Может быть, учителя Закона не правы? Но ведь так говорится в Писании (Мал 4.5-6).

Ст. 12-13Иисус подтверждает правильность Писаний: Илья уже пришел. Он подразумевает Иоанна Крестителя, о чём у Матфея сказано прямо: «Он, если знать хотите, и есть сам Илья, который должен вернуться» (11.14). Писание также право в том, что и Сыну человеческому предстоит много страданий (см. Ис 52.13 – 53.12; Пс 22(21); Зах 13.7). Судьба Предтечи – еще одно предвестие судьбы самого Иисуса. Так о нём говорит Писание – вероятно, имеется в виду какой-то ныне утерянный текст (ср. Откр 11.6-8). Некоторые ученые полагают, что рассказ о гонениях на Илью в 3Цар 19.2-10 понимался пророчески: во время вохвращения Илью снова будут ждать страдания.

9.14-29 ИСЦЕЛЕНИЕ НЕМОГО МАЛЬЧИКА

(Мф 17.14-20(21); Лк 9.37-43а)

14 Когда они вернулись к ученикам, то увидели, что вокруг них собралась большая толпа и с ними спорят учителя Закона. 15 Увидев Иисуса, изумленная толпа тут же побежала Его приветствовать.

16 Иисус спросил учеников:

   – О чём вы с ними спорите?

17 Один человек ответил из толпы:

   – Учитель, я привел к Тебе своего сына: он немой, в нем нечистый дух. 18 Когда бес нападает на него, он валит его на землю, на губах у мальчика выступает пена, он скрипит зубами, а потом все тело цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать беса, но они не смогли.

19 – О люди без веры! – сказал им тогда Иисус. – Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его ко Мне!

20 Его привели к Иисусу. Бес, увидев Иисуса, тотчас затряс мальчика, и тот упал и стал кататься по земле с пеной на губах.

21 – И давно это с ним случилось? – спросил Иисус отца.

   – С детства, – ответил тот. – 22 Много раз хотел бес его погубить: то в огонь бросал, то в воду. Но если Ты можешь что-нибудь сделать, сжалься над нами, помоги!

23 – Что значит «если можешь»? – сказал ему Иисус. – Все может тот, у кого есть вера.

24 И тотчас отец мальчика воскликнул:

   – Верю! Помоги, если веры мало!

25 Иисус, видя, что сбегается народ, приказал нечистому духу:

   – Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше не входи!

26 Бес, сильно сотрясая тело мальчика, с воплем вышел. Тот лежал как мертвый; многие даже говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял – и тот встал.

28 Когда Иисус вошел в дом, ученики, оставшись с Ним наедине, спросили:

   – А почему мы не смогли его изгнать?

29  – Таких бесов можно изгнать только молитвой, – ответил Иисус.


14 они увидели – в некоторых рукописях: «Он увидел».
23
Что значит “если можешь”? – в некоторых рукописях: «Если можешь поверить».
24 воскликнул – в некоторых рукописях: «воскликнул со слезами».
29
молитвой – в некоторых рукописях: «молитвой и постом».

23 Мф 21.21; Мк 11.23-24; Лк 17.6     24 Лк 17.5


Ст. 14Это самый длинный и изобилующий деталями рассказ об изгнании беса не только у Марка, но и в остальных Евангелиях. Мы не знаем, есть ли непосредственная связь между предыдущими событиями и этим чудом. Как могли оказаться учителя Закона неподалеку от горы Преображения и о чём они спорят с учениками?

Ст. 15Марк также говорит о том, что толпа, увидев Иисуса, изумилась. Если здесь собралась толпа, то, скорее всего, для того, чтобы увидеть Иисуса. Почему она изумилась, увидев Его? Или глагол «изумляться» выступает в несколько ином смысле, передавая сильное эмоциональное чувство, или их поразило что-то в облике Иисуса. Писание говорит, что, когда Моисей сошел с горы Синай после общения с Богом, на его лице долго сохранялось сияние славы Божьей и он даже вынужден был закрывать лицо покрывалом (Исх 34.29-35; ср. 2Кор 3.7-13). Конечно, лицо Иисуса не излучало света, иначе зачем было запрещать ученикам рассказывать о случившемся? Но, возможно, что-то всё же изменилось и это изменение было вызвано отблеском небесной славы.

Ст. 16-18 Хотя Иисус задал вопрос о причине спора ученикам, они не успели ответить, потому что к нему обратился человек, приведший больного сына. Отец подробно описывает диагноз болезни сына. Он немой, в нём нечистый дух – по-видимому, мальчик болен эпилепсией, она часто приводит к временной потере речи. Так как Иисус в то время отсутствовал, он просил Его учеников исцелить мальчика, но те не смогли. Может быть, спор с учителями Закона был как раз о власти Иисуса над силами зла, а ученики не сумели доказать это на деле, хотя им была дана часть такой власти.

Ст. 19Иисус обращается к ученикам со словами, полными гнева, горечи и даже отчаяния. Они напоминают те слова, которыми постоянно описывалось поколение Исхода в пустыне: «Сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности» (Втор 32.20). В некоторых рукописях это сходство еще сильнее, так как в них добавлено слово «развращенные». И Моисей, и Иисус, спустившись с горы, застают печальную картину раздоров и неверия. Маловерие учеников – это одна из постоянных тем Евангелия (4.40; 6.52; 8.17; 14.27 и др.).

Но хотя гневная речь Иисуса направлена в первую очередь к ученикам, она относится также и к толпе. Эти люди, собравшиеся вокруг учеников, тоже виноваты в неверии: единственный случай, когда Иисус не смог совершить ни одного исцеления, был в Назарете, где горожане отказались поверить в Него (6.1-6). Но укор обращен и ко всему народу Израиля, который оказался неспособен узнать и принять своего долгожданного Помазанника. Слишком сильны человеческие стереотипы, сознательно и бессознательно подменяющие Божью волю собственной. 

Ст. 20-21При виде Иисуса у мальчика начался приступ. Хотя отец уже рассказал о болезни сына, Иисус задает ему вопросы, которые задал бы любой врач, и отец снова повторяет свой печальную историю. Существует даже предположение, что первоначально рассказ об исцелении эпилептика был гораздо короче и существовал в двух версиях, а евангелист соединил их вместе.

Ст. 22Отец молит Иисуса о помощи, но в его словах уже заложены сомнения в безграничности сил Иисуса: «если Ты можешь что-либо сделать». Он заранее думает, что Иисус не всесилен.

Ст. 23Иисус преподает отчаявшемуся отцу урок веры, который надо бы усвоить всем нам: «Все может тот, у кого есть вера». Вера здесь не означает уверенности в своих силах, граничащей с самоуверенностью. Вероятно, именно она привела учеников к провалу. Вера – это полное доверие и преданность Богу, это уверенность в безграничности Божьей силы. Отец мальчика должен стать причастным к такой вере, которая есть у Иисуса.

Ст. 24Вера, надежда и отчаяние сливаются в крике отца. Это, несомненно, смысловой центр всего рассказа. Слова его звучат парадоксально: «Помоги, если веры мало!» (дословно: «Помоги моему неверию!»). Их смысл таков: «Помоги мне, хотя та вера, которая у меня есть, может показаться полным неверием в сравнении с той, что должна быть».

Ст. 25-26Вероятно, на крик отца сбегается толпа. Из этих слов мы узнаем, что Иисус отвел отца с сыном в сторону, хотя об этом не было сказано. Иисусу достаточно приказать, чтобы бес вышел, и тот подчиняется, хотя и делает это с воплем, сотрясая тело мальчика. Мальчик лежал как мертвый, и некоторые даже говорили, что он умер.

Ст. 27Здесь рассказ имеет некоторое сходство с описанием того, как была воскрешена дочь Иаира (5.39-42). Там тоже люди говорили, что девочка умерла, но Иисус поднимает ее, взяв за руку, и жизнь к ней возвращается.

Ст. 28Наедине смущенные ученики задают Иисусу вопрос, почему они оказались бессильными перед этим бесом.

Ст. 29 – Таких бесов можно изгнать только молитвой. Казалось бы, главным смысловым стержнем всего повествования является упор на вере и противопоставление веры Иисуса и недостаточной веры Его учеников. Но здесь Иисус говорит не о вере, а о молитве. Но было бы неправильно видеть здесь уход от главной темы. Молитва – это концентрированное выражение веры. В молитве человек признаёт свою зависимость от Божьей силы и от Его воли. Ведь само слово «молитва» означает просьбу, мольбу. В более поздних рукописях добавлено «и постом». Вероятно, они вторичные и относятся к тому времени, когда Церковь вернулась к практике поста (такие же случаи в Деян 10.30; 1Кор 7.5, а в ряде рукописей византийской традиции был добавлен целый стих в версию Матфея). В данном контексте слово «пост» скорее вносит неверную ноту в рассказ, предполагая необходимость человеческого усилия. Параллельный рассказ Матфея также подтверждает вывод о вторичности слова «пост» в этом рассказе. На тот же вопрос учеников Иисус у Матфея отвечает так: «Потому что у вас мало веры. Говорю вам, если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: «Передвинься отсюда сюда», она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего невозможного» (Мф 17.20).

9.30-32 ВТОРОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ

(Мф 17.22-23; Лк 9.43б-45)

30 Они ушли оттуда и теперь шли по Галилее. Иисус не хотел, чтобы об этом знали, 31 потому что Он наставлял Своих учеников. Он говорил им:

   – Сына человеческого скоро предадут в руки людей и убьют. Он умрет, но через три дня воскреснет.

32 Они не понимали сказанного Им, но спросить Его боялись.


31 через три дня – в некоторых рукописях: «на третий день».


Ст. 30Иисус с учениками ушли оттуда, это может означать, что они покинули дом, в котором происходила беседа, или же место, где был исцелен паралитик, а также тетрархию Филиппа, где совершались последние события. Иисус снова в Галилее, но, вероятно, Он уже не обходит ее города и поселки, а направляется в Иерусалим.

Ст. 31Он снова говорит ученикам о Своей смерти. Это самое короткое предсказание из трех. Сына человеческого предадут в руки людей. Сын человеческий, который, согласно Дан 7.14, будет осуществлять Свою власть над людьми, парадоксальным образом сам окажется во власти людей. Как и в 1.14, глагол стоит в страдательном залоге (так называемый «божественный пассив»), что говорит о том, что это произойдет по Божьей воле. Через три дня – см. коммент. на 8.31.

Ст. 32Марк снова подчеркивает неспособность учеников понять смысл слов Иисуса. Они боялись Его спросить, вероятно, страшась услышать подтверждение своих наихудших опасений.

Следующая часть
Оглавление
Ко входу на сайт

Ко входу на сайт
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»