> У Израиля, Дух появляется сначала как источник всякого
необычного дара, в котором как будто проявляется непосредственное
общение с Божеством. Когда Моисей заканчивает построение
Ковчега Завета, он говорит народу:
> "Смотрите, Господь назначил именно
Веселиила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудииа, и исполнил
его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким
искусством"... 35
> Так же и Давид, своими последними словами, определяет
себя самого, в качестве "сладкопевца Израилева", как человека,
вдохновенного свыше:
> "Дух Господень говорит во мне, и
слово Его на языке у меня"...36
> Эта последняя формулировка впоследствии применяется в
особенности к пророкам. Они по преимуществу те, кого вдохновляет
Ягве, чтобы нести Его Слово. Таким образом, Слово
и Дух оказываются нерасторжимо связанными с самого начала израильской
религии. В священнической записи о сотворении мира, все существа
по Слову Божию возникают из небытия, тогда как Дух витает
над первобытным хаосом, подобно птице, простирающей свои крылья
над своим выводком37. Тем более в видении Иезекииля,
под знаком Духа проходит новое творение, то, которое создает новый
Израиль, человечество по сердцу Ягве. Когда Слово пронеслось
над сухими костями и они сблизились, вновь соединились
и покрылись плотью, в них входит Дух и они оживают38.
> По ап. Павлу, воскресший Христос также полностью
проникнут божественным Духом. Как мы видели, "последний Адам"
есть "Дух животворящий", тогда как первый Адам был только "душою
живою"39. Апостол доходит даже до утверждения: "Господь
есть Дух"40; он отнюдь не смешивает при этом
Христа и Духа контекст не позволяет серьезно допустить такое
толкование, но он отожествляет воскресшего Христа
с Царством Духа, в противопоставлении Моисею, воплощавшему,
так сказать, домостроительство Закона.
> Также у ап. Иоанна, воскресение Христа и проникновение
всего человечества Духом представляют собою два друг друга
дополняющих аспекта одного и того же эсхатологического события.
Перед Страстями ап. Иоанн говорит нам: "Еще не было на них
(верующих во Христа) Духа Святого, потому что Иисус еще не был
прославлен"41. Напротив, после Своего воскресения Христос
дует на Своих учеников (как Ягве вначале дунул на Адама) и говорит
им: "Приимите Духа Святого"42.
> Небесное, эсхатологическое человечество, усыновленное
Богом, это то человечество, которое получило Духа. В этом
Дух, по ап. Павлу, противопоставляется плоти, т. е. природному человечеству,
извращенному грехом43; противопоставляется Он и Закону,
как тому человечеству, которое хотя и приобрело некоторое познание
Бога, некоторую религию, но только так, что всё это для него
остается внешним, Дух же, говорит апостол, "всё проницает,
и глубины Божий"44.
> Таким образом, дар Святого Духа означает наступление
эсхатологических времен. Именно это апостолы, согласно Деяниям,
выражают уже в момент Пятидесятницы, применяя к тому,
что происходит у них на глазах, пророчество пророка Иоиля
о Духе, которому предстоит в последние времена излиться на всякую
плоть47. Чудеса, сопровождающие дар Святого Духа, предполагают
усвоение человечеству божественных сил: дар языков, пророчества,
исцелений и пр. Но основной дар, говорит св. Павел, это
дар любви, Агапэ: в ней сама суть божественной жизни46.
Ведь Сам Бог есть Любовь, как говорит ап. Иоанн47.
> Этим и объясняется почему Дух, по ап. Павлу, в одно и то
же время и свидетельствует нам, что мы дети Божий, и "ходатайствует"
в нас самих и за нас перед Богом, путями, превосходящими наше понимание48.
Это в точности то же самое, что имеет в виду ап. Иоанн,
называя Его "Параклетом", "Утешителем", т. е. и нашим Защитником,
и одновременно нашим Советником, нас направляющим
и укрепляющим49.
> Согласно ап. Павлу, если Дух нам уже дан, то это представляет
собою и залог50 нашего небесного наследия,
наших сыновних прав на Царствие, и своего рода задаток,
или, применяя другой образ, "начаток" этого Царствия51,
Потому что в этом даре наследие нам уже больше чем обещано:
мы начинаем вступать в обладание им.
> Но конечным результатом этого дара всегда остается, согласно
апостолу, наше восхождение к Отцу, "во Христе Иисусе",
через вознесение хвалы. Формулировки ап. Павла, относящиеся
к Троице, представляют собою чаще всего славословия, в которых
вся слава воздается Отцу в Его Сыне действием Духа. И
это оттого, что во Христе мы приобщаемся к Его Богосыновству,
которое для нас представляет собою реальность, постигаемую
личным опытом жизни в Святом Духе. Равным образом, у ап.
Иоанна поклонение Отцу в Духе и Истине составляет цель Евангелия:
тут Истина это Христос, Слово, ставшее плотью; Дух это
"дар Божий", возвещенный Самарянке, который навеки утолит всякую
жажду; а Отец незримый Бог, поклонение Которому
составляет конечное откровение, чаемое человечеством.