=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Бог Всемогущий

Подготовлено по материалам главы из книги:
Карл Барт..ОЧЕРК ДОГМАТИКИ // СПб.: Алетейя, 1997; (Лекция 7)
prosv21.narod.ru/r2/3/a07_057.htm#0

 
серия "основы христианской веры" 
    

Предыдущие выпуски серии:
• (1) Символ веры. Вера. Догматы
• (2) Вера, неверие, сомнения
• (3) Единственный Бог Отец

 (1032 слова)

 

Символ веры словом "всемогущий" (слав. «Вседержитель») обозначает определенное свойство Бога, того, кто был прежде назван Богом-Отцом. Это определение включает в себя и те качества Бога, о которых говорят, когда пытаются систематически описать сущность Бога: о Его бытии в самом себе, о Его бесконечности и вечности, о святости и праведности, милосердии и терпеливости.

Всё, что говорится о Боге посредством подобных человеческих понятий, может быть лишь указанием на Него, что никакое понятие не в состоянии действительно описать сущность Бога. Бог непостижим. Что такое благость Бога и что такое святость Бога — этого нельзя определить, исходя из каких-либо человеческих воззрений на благость и святость. (Скорее уж такие понятия как благость и святость нужно определять исходя из того, каков Бог.) В Символе веры на месте всех возможных обозначений сущности Бога стоит одно слово «всемогущий», причем стоит оно в связи с именем "Отец". Одно из этих слов истолковывает другое: Отец есть всемогущество и всемогущество есть Отец.

Бог всемогущ. Это означает прежде всего, что Он есть могущество. А могущество означает способность реализации, возможность по отношению к действительности. Речь идет о всемогуществе, то есть Он обладает всем. Он есть мера всего действительного и всего возможного.

Всякая действительность — реализация Его возможностей. Нет никакой силы, возможности, которая бы Его ограничивала Его. Он может то, что пожелает. Поэтому

Бог полностью и исключительно свободен. (Это включает понятие вечности, вездесущности, бесконечности.) Он обладает могуществом надо всем, что возможно в пространстве и во времени, Он есть мера и основание времени и пространства, для Него нет никаких пределов.

Однако пока мы даже отдаленно не приблизились к пониманию того, что же означает всемогущество как свойство Бога. Есть многое, что могло бы называться могуществом и всемогуществом, не имея при этом ничего общего со всемогуществом Бога.

Бог — не тот, кто может не всё. Он может то, что пожелает.

Бог противоположен всякому бессилию.

Божье могущество превосходит все прочие могущества. Бог не располагается в ряду этих мирских могуществ как высшее среди них. Он превосходит все прочие могущества, не ограничен и не обусловлен ими, Он Господин всех господ, Царь всех царей. Так что все такие могущества являются в действительности могуществами, заведомо располагающимися у подножия того могущества, каковым является могущество Бога. Они никоим образом не соперничают с ним.

И последняя ступень, важнейшая, поскольку здесь в наибольшей степени возможны неправильные толкования: Бог не есть сила сама по себе. Бога зачастую понимали как совокупностью всякой суверенности. И, кажется, всё располагает к тому, чтобы представлять себе силу саму по себе как божественное, самое глубокое, истинное и прекрасное, восторгаться и поклоняться этой силе, молиться ей и славить ее как тайну бытия.

Но не "всемогущее" есть Бог (Гитлер, когда говорил о Боге, называл Его так). Не следует понимать Бога, исходя из представления о наиболее полной совокупной мощи. И тот, кто называет "всемогущее" Богом, тот самым роковым образом говорит не о Боге. Ведь "всемогущее", "мощь сама по себе" есть зло. Это хаос, зло, это дьявол. Нельзя лучшим способом обозначить и определить дьявола, как попытавшись помыслить такую самодостаточную, свободную, суверенную способность реализации. Такая опьяняющая мысль о мощи есть хаос, tohu wabohu, {"тоху вабоху" — эти евр. слова, обозначающие первозданный хаос в Быт.1:2, в переводе М.Г.Селезнева 1999 г. передаются как "пуста и пустынна"}; эту мысль Бог при сотворении мира отбросил. Это нечто противоположное Богу, это опасность, которая постоянно угрожает сотворенному Богом миру, — вторжение, наступление такой невозможной возможности свободного произвола, желающего быть лишь силой самой по себе, стремящегося утвердиться и господствовать в таковом качестве.

"Мощь сама по себе" есть nihil, {лат. — "ничто"} а когда она выходит на передний план и стремится господствовать, тогда не порядок созидается, а вспыхивает революция. "Мощь сама по себе" есть зло, есть конец всего.

Могущество Бога, подлинная мощь противоположна такой мощи. Могущество Бога есть превосходящая мощь, более того, оно есть противоположность "мощи самой по себе". Бог говорит "нет" такой революции нигилизма. Он есть ее победоносная противоположность, в ней Бог выступает на передний план, здесь происходит то, что происходит, когда солнце пробивается сквозь тучи: рушится и низвергается мощь этой "мощи самой по себе". При этом обнажается присущая данному понятию жестокость, оно утрачивает уважение, которым пользуется. Демоны вынуждены бежать. Бог и мощь сама по себе исключают друг друга. Бог есть совокупность возможного, а мощь сама по себе есть совокупность невозможного.

Священное Писание никогда не ведет речи о могуществе Бога, Его проявлениях и Его победах вне связи с понятием права, справедливости. Могущество Бога изначально есть могущество права. Это не простая сила (лат. potentia), это власть (potestas), то есть основанное на праве могущество.

Что означает право, праведность, справедливость? Могущество Бога состоит в том и потому является могуществом права, что это всемогущество Бога-Отца. Следует подумать о жизни, бытии Бога, который в себе не одинок, но живет и правит от вечности как Отец своего Сына, который в Своей самой сокровенной сути существует в этой общности. Всемогущество Бога как правового могущества есть могущество Бога, который в самом себе есть любовь. То, что противостоит этой любви, что является одиночеством и самоутверждением, не есть право и потому не есть подлинное могущество. Оно отвергается Богом.

Бог утверждает порядок — порядок в смысле того порядка, который наличествует в Самом Боге, между Ним и его Сыном и Святым Духом. Могущество Бога есть могущество порядка — порядка Его любви, воздействующей на способы осуществления порядка и ведущей к целям порядка. Могущество Бога есть святое, праведное, милосердное, терпеливое, благое могущество.

Триединство Бога отличает Его могущество от бессилия. Это могущество Бога есть могущество Его свободной любви в Иисусе Христе, в Нём оно реализуется и открывается. То, чем Бог является, и что Он по Своей милости творит, — это совокупность всего того, что называется способностью, свободой и возможностью. Могущество Бога не есть бесхарактерное могущество, и потому беспредметны всякие детские вопросы типа "может ли Бог сделать, чтобы дважды два равнялось пяти" и т. п., поскольку за такими вопросами стоит весьма абстрактное представление о том, что значит "мочь".

Могущество, способное ко лжи, не было бы подлинным могуществом. Оно было бы бессилием. Мощь, полагающая себя способной всё утвердить и всем распоряжаться, — ничто. У такой мощи нет ничего общего с Богом и тем самым с подлинным могуществом. Могущество Бога есть истинное могущество, и потому оно надо всем. "Я есть Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт.17:1). Это "Я" показывает, кем является всемогущий Бог и что такое всемогущество. Или "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28:18). Ему, Иисусу Христу, дана она.


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/4/a04_042.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»