=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Есть ли граница между Писанием и Преданием?
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

А. Автор: Андрей Десницкий.
Из статьи "Библейский канон: пределы Писания" (окончание, начало см. в предыдущем выпуске).

B. Автор: свящ. Александр Мень.
Статья "Предание Священное и Священное Писание"
из "Библиологического словаря" (ср. slovari.yandex.ru/~~~~~~~~~~~~~~~~~).

 
серия "Библия";
серия "Церковь: единство и разделения. Конфессии";
серия "История христианства: темы"
 (примерно 1570 слов)

 

A.

> Есть ли граница между Писанием и Преданием?

> Итак, Новый Завет практически у всех христиан содержит одни и те же 27 книг, но что касается Ветхого Завета, тут нет полного единства. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но протестанты признают Библейскими только те 39 книг, которые вошли в иудейский канон; можно сказать, что они его просто заимствовали.

> Но почему сложилась такая ситуация с католиками и православными? Принято считать, что все самые важные решения принимались на церковных Соборах. В связи с Библейским каноном обычно вспоминают Лаодикийский Собор на Востоке (ок. 360 г.) и Третий Карфагенский на Западе (397 год). Но на самом деле деяния этих Соборов далеки от окончательного разрешения всех вопросов.

> Так, постановления Лаодикийского Собора дошли до нас в нескольких списках. Одни из них содержат 60-е, самое последнее правило, со списком Библейских книг; другие завершаются 59-м. Это дало повод сомневаться в подлинности 60-го правила, которое перечисляет «книги, которые должно читать» — краткий список книг Ветхого Завета с добавлением книг Варуха и Послания Иеремии, и 26 книг Нового Завета, но без Откровения. 47-е правило Третьего Карфагенского Собора требует, чтобы «кроме канонических Писаний ничто не читалось в церкви под именем Божественных Писаний» и перечисляет знакомый нам полный список Ветхого Завета и 27 книг Нового.

> Очень долгое время это разногласие никому не мешало. Когда в 691-692 годах на Трулльском Соборе епископы занялись сведением воедино и кодификацией постановлений предшествующих Соборов, они подтвердили авторитетность и Лаодикийского, и Карфагенского поместных соборов, но не указали, какому списку книг нужно следовать. Но помимо этих двух Соборов, они ссылаются и на текст под названием «Апостольские постановления». В их 85-м (тоже последнем) правиле приводится список канонических книг, причем Новый Завет там представлен без Откровения, но зато с двумя посланиями Климента Римского.

> Возникает ощущение, что точный состав Библии Отцы рассматривали далеко не в первую очередь и даже не особенно старались устранить явные расхождения: в подобном каноне просто не было особенной практической надобности. Правила Лаодикийского и Карфагенского Соборов не проводят никакой границы между истинными и еретическими книгами, а всего лишь определяют, какие книги могут читаться в церкви в качестве Писания. Если в одной церкви будут читать Откровение Иоанна Богослова, а в другой нет, в этом расхождении не будет ничего страшного, лишь бы место этой книги не заняло какое-нибудь еретическое произведение.

> Ожесточенные споры разгорелись на Западе уже в эпоху Реформации, и касались они лишь Ветхого Завета. Впрочем, это были споры не только о точном составе Библейского канона, но и о его значении. Протестанты говорили при этом об исключительном авторитете Писания, принципиально отличающегося от всех остальных книг. Этот принцип получил название Sola Scriptura — только Священное Писание может служить основой вероучения Церкви. Если так, то вопрос о том, что входит, а что не входит в Писание, становится действительно жизненно важным. Например, католические богословы в поддержку идеи чистилища (и вообще идеи о том, что земная Церковь может повлиять на посмертную участь ее членов) приводили рассказ 2-й Маккавейской книги (12:39-45) о принесении Иудой Маккавеем очистительной жертвы за умерших собратьев. Для католиков эта книга входит в состав Писания, а следовательно, молитва за умерших Библией предписана. Но с точки зрения протестантов эта книга не Библейская, и даже если сама по себе она хороша и интересна, то утверждения ее автора не имеют вероучительного авторитета.

> Православный мир не знал столь масштабных и принципиальных споров по поводу достоинства книг Товита, Иудифи и т. д. В результате сложилась ситуация, когда православные, следуя Лаодикийскому Собору, признают каноническими те же книги, что и протестанты, но включают в свои издания Библии и неканонические книги, как католики. Таким образом, Библейский канон оказывается меньше самой Библии!

> Но странным это может показаться только в контексте Реформации, а не на Востоке, где не ставилась задача отделить Писание от Предания. Православные богословы иногда изображают их в виде концентрических кругов: в самом центре находится Евангелие, далее — другие Библейские книги (понятно, что Послания Павла для нас важнее, чем Левит), затем — определения Вселенских Соборов, творения Отцов и другие элементы Предания, вплоть до благочестивых обычаев отдельных приходов. Периферия обязательно должна согласовываться с центром, проверяться им — но не так уж важно, где именно заканчивается Писание и начинается Предание, куда именно отнести Маккавейские книги или послания Климента Римского. Важнее определить степень их авторитетности относительно других книг и обычаев.

> Границы между истиной и ложью, между верой и суеверием, между церковностью и ересью гораздо важнее границ между Писанием и Преданием, которые, как и многое иное в Церкви, служат свидетельством одного Духа (1Кор 1:10).

 

 

B.

> Священное Предание и Священное Писание

> Существует множество попыток дать точное определение Священного Предания, но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по-видимому, обусловлена тем, что понятие о Священном Предании как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть полностью формализовано. Мнение, согласно которому Предание отличается от Писания лишь тем, что передается устно, не соответствует фактам (основные догматы Церкви, принятые на Вселенских соборах, были зафиксированы письменно). В то же время очевидно, что в истории <Ветхого и Нового Заветов> и Церкви Откровение нередко передавалось именно путем живого, неписаного провозвестия. "Священное Предание, – указывает прот.  Булгаков, – есть самая общая форма сохранения Церковью своего учения различными способами. Предание есть живая память Церкви, которая содержит истинное учение, как оно раскрывается в ее истории" ("Православие", Париж, 1964, с.47). В Священном Предании заключен самый дух Откровения, его центральный вектор; в нём выражена вера Церкви; и кто принимает эту веру, тем самым принимает и Священное Предание. Однако в конкретном историческом процессе Священное Предание неминуемо обрастает традициями, не имеющими богооткровенного характера. Эти традиции Иисус Христос называет "преданием человеческим" (Мк 7:8; ср. Мф 15:6; Мк 7:3).

> Время от времени Церковь, сначала ветхозаветная, а потом и новозаветная, осуществляла кодификацию священных документов Предания, чтобы отделить человеческое от богооткровенного. Т.о. родился и канон Писания, а позже и догматические формулы Вселенских соборов, отсекшие доктрины, которые противоречили Священному Преданию. Нередко стремление очистить Священное Предание от чуждых ему наслоений приводило к отказу от самого Предания. Такова точка зрения протестантизма (см. ст. Протестантская экзегетика). Единственным выражением Слова Божьего протестанты признали Библию. Но их отказ от Священного Предания оказывался либо иллюзорным и вел к созданию новой протестантской ортодоксии, к  собственному варианту Предания, либо подрывал самые основы христианства (см. ст. Либерально-протестантская школа экзегезы). По словам русского богослова Ведерникова А.В., православная Церковь "решительно расходится с протестантским взглядом на Предание как на человеческое установление и стоит на одной почве с католическим богословием, признающим богооткровенный характер апостольского Предания". В настоящее время лютеране склоняются к более позитивной оценке Священного Предания.

> Сложнее для православного богословия решение вопроса о границах Священного Предания, которые нередко представляются недостаточно четкими. <...>

> Предание в Ветхом Завете. Наряду с "преданиями человеческими", легендами, фольклором, народными традициями, в В.З. с глубокой древности существовало и Священное Предание. Первые Моисеевы писания возникли тогда, когда уже существовала длительная духовная традиция, восходящая к патриархам. Утверждение "новой исагогики" о том, что многие книги В.З. были созданы спустя века после описанных в них событий, лишь подчеркивает важность Священного Предания в ветхозаветной Церкви. Слово Божье открывалось людям и тогда, когда оно не записывалось, а только передавалось из уст в уста. "Если что и  заслуживало с самого начала этого наименования (Слова Божьего – А.М.), то, конечно, это было то, что было доверено Израилю через Авраама, Моисея, Самуила или Илию, хотя это и приняло письменную форму лишь гораздо позже, и нередко весьма косвенным образом" (Буйе). Труд боговдохновенных редакторов Писания, составителей книг и тех, кто их кодифицировал, был фиксацией Священного Предания в его наиболее чистой форме. Исключение апокрифов из канона можно уподобить соборному исключению еретических доктрин. Носителями Священного Предания в В.З. были патриархи и  пророки, мудрецы и священники, причем различные аспекты Предания сохранялись и выражались в лоне различных традиций (пророков, священников, мудрецов и др.). Идея непрерывного живого Предания впервые была осознана и сформулирована в междузаветный период. Она была провозглашена в фарисейской традиции, а позднее закрепилась в <талмудическом трактате> Пирке-Авот, где прослеживается преемство Предания, начиная от Моисея. Т.о., уже в В.З. Писание считалось неотделимым от Священного Предания.

> Предание в Новом Завете.  Господь Иисус открылся Своим ученикам не через книгу, а в живом общении, которое и стало источником новозаветного Священного Предания, включавшего и богооткровенное Предание Ветхого Завета. В Своей первосвященнической молитве Христос говорит: "Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня" (Ин 17:8).

> Апостолам было заповедано идти и учить народы (Мф 28:19), и, укрепленные Духом Божьим, они пошли в мир, возвещая Благую Весть. Их учение и было Священным Преданием Церкви, которая несколько десятков лет просуществовала без книг Нового Завета, пользуясь лишь ветхозаветной Библией. Предостерегая новообращенных от соблазна внести в Евангелие свои  домыслы, ап. Павел заповедал: "Стойте и держите предания, которым вы научены или словом и посланием нашим" (2Фес 2:15). Это первое, дошедшее до нас свидетельство о принципе Священного Предания в христианской Церкви (ок. 51-52). Несколько позднее апостол писал коринфянам: "Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предания так, как я передал вам" (1Кор 11:2). И он же первым указал на возможность проникновения в Церковь "предания человеческого" (Кол 2:8). Борьба с этой опасностью была продолжена отцами Церкви, выступившими против псевдохристианских учений гностицизма. Свт. Ириней Лионский считал критерием подлинного Священного Предания согласие его с учением апостолов. А поскольку апостолы и Сам Христос Спаситель принимали ветхозаветную Библию как Слово Божье, она стала таковой и для христианской Церкви.

> Принимая значение Священного Предания, выходящего за формальные рамки Библии, православная и католическая экзегетика стремится рассматривать Писание в контексте Предания Церкви – как ветхозаветной, так и новозаветной. Это в свою очередь требует тщательного и благоговейного богословского изучения религиозной традиции, в которой сложились и из которой выросли священные книги.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b32_212.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск библейской серии
<= предыдущий выпуск серии о конфессиях  
<= предыдущий выпуск серии "История христианства: темы"
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»