=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 5 января ст.ст., суббота пред Богоявлением; навечерие Богоявления;
пам. прор. Михея (IX в. до Р.Х.)
-
на литургии читается: 1Тим.3:14-4:5#; Мф.3:1-11#*.

> Слов`а Евангелия о прямых стезях не представляют особых затруднений, пока мы думаем лишь о себе. Да, мы плохие, мы испорченные, мы кривые. Мы должны исправиться - распрямиться, чтобы сделаться достойными Откровения.

> Затруднения начинаются, когда мы отрываем взгляд от собственной персоны, хотя это тяжело и непривычно, и обращаемся к Откровению. Даже <тот> из нас, кто вырос вне Церкви, вне культа, через культуру впитал дух и образ этого Откровения, его высочайшие нравственные нормы, еще до обращение к Богу знает, что Он милосерден и истинен. Но, странным образом, именно то, что дано Богом в Откровении, побуждает нас предъявлять Откровению - и, следовательно, Богу - претензии.

> Что будет с тем, кто не исправился, кто не выпрямился? Они пострадают, а может быть и вообще погибнут при встрече с Богом Откровения, как погибнет шатающийся по мостовой пьяный под колеса<ми> стрелой мчащегося автомобиля. Выходит, откровение - нечто вроде прокрустова ложа из античной мифологии, и чем откровение полнее - а в Новом Завете оно, безусловно, дает более полный и более привлекательный образ Бога - тем оно более жестоко по отношению к противящимся ему? Жестокость ветхозаветных воителей в этом смысле куда простодушнее и простительнее, ибо это жестокость жестоких - самой же ужасной оказывается жестокость кроткого Иисуса. С Иисусом Навином еще можно было договориться о перемирии, с Иисусом Христом зло помириться не сможет ни на секунду, даже если бы захотело.

> Нужно очень пристально вглядеться в Откровение и себя, чтобы свыкнуться с тем, что прямизна - Божья, а кривизна - наша, и "вместе им не сойтись". Именно свыкнуться, не понять, ибо понять грех невозможно, особенно свой. Свыкнуться, чтобы от осмысления перейти к исправлению, переведя проблему из теории в практику. Свыкнуться с тем, что Бог есть Бог, а человек есть человек, и единственная возможность человеку быть прямым - приготовить в себе дорогу Богу.

> Когда же мы свыкаемся с этим и научаемся покаянию - а часто и до наступления такой замечательной поры, иногда же и раньше первого искушения - приходит вторая, прямо противоположная первой претензия к Откровению. От нас требуется прямизна - но прямо ли само Откровение? Весь Ветхий Завет, начиная со сказания о потопе, есть Откровение о Боге карающем, убивающем, постоянно спасающем, но спасающем постоянно лишь меньшинство. Бог дает обетованную землю не на блюдечке с голубой каемочкой, а на поле сражений, где гниют трупы и коричневеет кровь человеческая. Бог через пророка Самуила приказывает Саулу истребить племя, мешавшее иудеям войти в Ханаан, и сам пророк отрубает голову вражескому царю, которого пощадил Саул. Бог более жесток, чем Саул? Самуил ошибился в понимании воли Божией? Ведь именно в рассказе об этой "священной войне" впервые звучат замечательные духовные слова о том, что послушание воле Божией выше жертвы Ему - только воля-то Божия оказывается не в том, чтобы накормить голодного, а в том, чтобы убить иноплеменника. Такова Его "прямизна"?

> Конечно, Откровение далеко не всегда воспринималось и понималось точно. Достаточно прочесть "мессианские" места Ветхого Завета, чтобы поразиться тому, насколько всё же пророки плохо понимали, что говорит им Дух, кто такой будет Спаситель. Из суммы этих мессианских мест не составить Евангелия. Но жестокость, бескомпромиссность, кровавость составляют не случайный, человеческий элемент Ветхого Завета, не могут быть списаны лишь на искажение Духа в восприятии людей - ими осуществляются самые главные события в жизни богоизбранного народа. И слабым утешением (и уж никаким оправданием) является то, что сама способность ужаснуться Ветхому Завету дана нам не собственным благородством, а откровением Завета Нового. Ведь Заветы эти - с одним Богом, ведь откровения ветхое и новое (как и личное откровение каждого христианина) - одно, одного Духа Божия, ведь слова о "прямых стезях" есть цитата из Ветхого Завета.

> Да, пути Божии прямы лишь издалека. Когда мы приглядываемся к ним в Библии, поражает их кривизна - аморальность, жестокость. Более того, когда Бог движется в нашей собственной жизни, мы мучаемся и страдаем, и понимаем, что страдания наши - крест, но крест от Бога. Объяснить жестокость Бога Ветхого Завета - значит объяснить жестокость Бога моего. Понять, почему Бог повелевал истреблять амаликитян - значит понять, почему Бог в моей жизни слишком часто проявляется как начало истребляющее, а не творящее, не милосердное, ревнивое, бойцовское.

> Кровавая бойня амаликитян - трагедия. Сказать, что путь Божий был прям и праведен здесь - значит солгать. Бог шел кривыми путями и по сей день часто ходит ими. Откровение жестоко и мрачно не реже, чем милосердно и светло, а в эпоху ветхозаветную оно почти никогда не было милосердным к людям. Мы пьяницы, мы шатаемся, но и автомобиль мчится по улице не прямо, а делая резкие и угрожающие нам повороты, а то и сбивая пешеходов.

> Только опустившись до этого дна, только посмотрев в глаза этой истине, только избавившись от лести откровению, мы понимаем всю глубину и весь смысл призыва: "Прямыми сделайте стези Господу". Господь идет в мир спасти нас, идет по тем путям, которые существуют в мире. Если бы Он хотел нас уничтожить и установить Свои пути, проблем не было бы - но Он идет спасти. Именно ради нас Он вынужден двигаться по кривым дорогам, не дожидаясь, когда Ему приготовят прямой путь. Моё личное покаяние, оказывается, нужно не только для спасения меня - и не столько для моего личного спасения - я выпрямляю дорогу Бога ко всем людям. У Бога нет выбора: Он знает, что амаликитяне так или иначе погибнут, что кровь и жестокость - единственные реалии падшего мира, которые упразднить в силах только сами люди. И Он строит спасение из того кровавого материала, который есть. Он обещает землю, утверждает династию Давида, спасает из плена - и всё это с кровью, с насилием, с жестокостью. Без Бога была бы та же и большая кровь, насилие, жестокость - только для гибели, не для спасения человеков.

> Это не означает, что цель оправдывает средства. Не оправдывает! Но цель - Божья, а средства - человеческие. Бог бессилен. Он имеет только Слово. И оправдывать нужно не Его, а нас <...>. Бог же не нуждается в оправдании хотя бы потому, что и гибель в водах потопа, и завоевание земли обетованной, и военные триумфы царей Давидидов, - всё было путем к явлению Самого Бога, к Рождеству Спасителя. Виноват ли Он, что Рождество фактически было самоубийством? Виноват ли Он, что был распят? Виноват ли Он, что принес в мир разделение между истиной и ложью? Нет, нет и нет. Мы виноваты - а Он сделал то, что не сделал ни один человек: умер, хотя мог не умереть. Он стал тем Светом, благодаря которому мы различаем жестокость в Ветхом Завете, благодаря которому предъявляем мы счет Ему Самому, Светом, распространяющимся только всюду, где есть в Нём нужда - а где нет в Нём нужд`ы? И надо войти в состояние непрерывного общения с Богом и смирения перед ним, чтобы распрямить не только свои пути, но и Его, чтобы понять, до какой степени нет у Бога Своих путей в этом мире, до какой степени мы ответственны за Распятие Его и за гибель грешников в потопе и аде, за жестокость и кривизну Откровения. Бог идет по нашим путям, и всякая претензия, обращаемая к Богу, есть претензия к собственной кривизне и к Его милосердию, ступающему по ней, чтобы спасти всех.

[ Яков Кротов. к Мф.3:3. ПРЯМЫЕ СТЕЗИ  
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_03.htm ]

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-17; Ин. 1:19-28;
эпизод № 20 по "Брюссельскому согласованию"

(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизод 20)


*В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель.
Он возвещает: «Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!»
Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
"Голос глашатая в пустыне: Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тропы".* (Мф.3:1-3)

Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/18.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»