=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 18 мая ст.ст., сб {пам. свв. отцов семи Вселенских Соборов} -
литургические чтения: Деян.15:35-41; Ин.10:27-38.
{Седмица 5-я по Пасхе}

> ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ: НИКЕЙСКИЙ (325), ЭФЕССКИЙ (431) И ХАЛКИДОНСКИЙ (451)

> Когда  проповедь  Евангелия распространилась в греческих и латинских
> кругах  римской  империи,  Отцы  Церкви должны были бороться с двумя
> противоположными ересями. С одной стороны - был докетизм, отрицавший
> истинную     человечность    Спасителя.     Его   адепты   говорили,
> что  Он  "явился",  как если бы был человеком, но в действительности
> был  только  Богом.  С  другой  стороны  были ариане, которые хотели
> признавать  Христа  высшим  существом,  но  не  Богом. <От> них Отцы
> Церкви  должны были защищать <доктрину о том, что Христос - истинный
> человек>,  но  прежде  всего - <положение о всецелой божественности>
> Спасителя.  Никейский собор провозгласил Его "единосущным" с Отцом -
> <обладающем той же сущеностью>, соучастником Его славы.

> Но   большой  проблемой  для  греков  оставалось   -  каким  образом
> соединить   эти   две   природы,   столь   различные,   божественную
> и  человеческую,  вечную и сотворенную, бессмертную и смертную. Отцы
> стремились  проиллюстрировать  истину  Христа примерами такого рода:
> железо  -   холодное,    но  в  огне  оно  раскаляется  и  сверкает.
> Так   же   и   человеческая  природа,  соединенная  с  божественной,
> приобретает  божественные свойства. Это удачный пример. Но он не мог
> удовлетворить   древнегреческих   интеллектуалов,   которые   любили
> изъясняться  точными понятиями. Вопрос обсуждался в Эфесе, но пришли
> лишь к частичному решению.   Было  определено,  что  Пресвятая  Дева
> Мария  -  "Матерь Божия", "Богоматерь", а не только  мать  человека,
> в  ком  Бог  затем  будто  бы  обитал,  как  во храме (так утверждал
> Несторий).  Иными  словами:  Христос  -  единственен,  но  рождается
> "двояко", как от Отца Небесного, так и от земной матери на земле.

> Духовный  смысл  этого  определения  очень  глубок. С одной стороны,
> начал распространяться "марианский" культ - почитание Пресвятой Девы
> Марии  (в  Риме  была  построена  базилика  Санта  Мария  Маджиоре),
> с  другой - сам догмат становится основанием всей христианской жизни
> и  Церкви.  Христос  мистический   продолжает   Свое   существование
> на  протяжении  столетий в церковных таинствах, в молитвах, в благих
> деяниях.  Во  всех  этих случаях Он рождается заново от Духа Святого
> при  человеческом  сотрудничестве.  Каждая христианская душа - пишет
> Ориген - становится матерью Христа, воплощая Его в мире.

> В  Халкидоне Отцы Церкви вернулись к той же проблеме и зафиксировали
> термины  для  последующего  учения.   Христос  -   Бог   и  человек.
> Это  утверждается  выражением  "две  природы":  Он обладает природой
> божественной  и  природой  человеческой. Но они образуют совершенное
> единство. Христос - един, и это утверждается выражением "лицо". Отцы
> сумели  извлечь непосредственно важное следствие для духовной жизни.
> Они  провозгласили  это   в   форме   принципа:  Бог  вочеловечился,
> дабы  человек  об`ожился.  Иконописцы  умели выражать это при помощи
> красок.  Если  красный  цвет  означает  божественность,  а голубой -
> человечность,  Иисус  изображается   в   красном   нижнем  облачении
> и  в  голубом  покрывале:  Бог  воспринял  человечество,  тогда  как
> <..> Мать Божия, человеческого происхождения, имеет нижнее облачение
> голубое   и   покрывается   красным   покрывалом,  как  благодатная,
> об`оженная.

> Древние термины "лицо", "ипостась" кажутся  абстрактными,  далекими
> от  современности.  Тем  не менее они крайне актуальны именно в наше
> время.  Психология  отдает  себе  отчет  в разнообразии компонентов,
> которые формируют человека и в тех  бесчисленных  влияниях,  которые
> он  испытывает. И тем не менее нормальное состояние человека зависит
> от  силы  его  личности,  в  какой  мере  он  способен  гармонически
> соединить  все  эти  влияния.  На одном научном конгрессе психологии
> речь  шла о страстях и естественных наклонностях у некоторых святых.
> Один      из   участников,     хороший      врач-психиатр,   сказал,
> что он анализировал почерк св.Терезы Авильской  и  добавил: "Мне  бы
> не   хотелось   иметь   своей   пациенткой  такую  женщину.  Сколько
> доминирующих тенденций, сколько чувственных наклонностей должно было
> быть!  И  тем  не  менее,  я призна`ю,  что  ее  реакции были вполне
> нормальными.  Это значит, что она прекрасно господствовала над всеми
> своими  склонностями.  Мне  это представляется почти психологическим
> чудом".  Быть  может,  так  и  можно только понять - как некое чудо,
> сверхъестественное явление, которое соотносится со своим изначальным
> прототипом.  Личность Иисуса представляется столь сильной,  что  Она
> в состоянии была соединить столь различные природы, как божественная
> и  человеческая. Дух Святой, Которого Христос сообщает нам - придает
> и   нам  высшую  силу,  чтобы  стать  "сильными  личностями",  чтобы
> объединить  гармонически  различные  жизненные  интересы,  различные
> жизненные наклонности. "От родителей мы получаем природу и развиваем
> ее,  говорил  тот  же  психиатр,  -  но   я  убеждаюсь  всё  больше,
> что  человек  становится подлинной личностью лишь в том случае, если
> он соучаствует в благодати Иисуса Христа".

[ Фома Шпидлик.  
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ХРИСТА?  
Актуальность Его Личности  
Каунас, 1998; стр.32-4  ]

   // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** ****
  *  СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (сб 5-й седмицы по Пасхе) **
 *      вып. №92: "Будем как боги?" (К.С.Льюис)         **
  *         с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm#0      **
   \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** ****

        
Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, / и Я знаю их, / они за Мною идут,
Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки, /
их никто у Меня не похитит.
То, что дал Мне Отец Мой, – / больше всего, /
и этого у Отца никто не может отнять,
а Я и Отец – одно".
Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
Иисус сказал:
"Много добрых дел Я вам показал от Отца.
За которое из них вы хотите побить Меня?"
Они ответили Ему:
"Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил:
"А разве не написано в вашем Законе: "Я сказал: 'Вы – боги'"?
А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
когда Я говорю: "Я – Сын Бога", –
Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим верьте!
И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец – во Мне, а Я – в Нём".
(Ин.10:27-38)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/31.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»