=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 03 ноября 2006 г. ст.ст., четверг 23-ьей седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Фес.2:9-14 или 1Фес.5:1-8;
                        Лк.11:47-12:1 * (24-ой седм.).



>           11.37-12.1 ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ И УЧИТЕЛЕЙ ЗАКОНА
>                (Мф 23.1-36; Мк 12.38-40; Лк 20.45-47)

> 37     Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его
> 38  к себе на обед. Иисус вошел в дом и сел за стол. • А фарисей,
>     увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен.
> 39  Но Господь сказал ему:
>        - Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу
> 40  и блюдо, но внутри полны жадности и злобы. • Глупцы! Разве
>     не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?
> 41  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет
>     чистым!
> 42        Горе вам, фарисеи!
>               Вы платите десятину с мяты,
>                       руты и прочей зелени,
>           а о справедливости и о любви к Богу забыли!
>               Вот что надо бы делать,
>                       и о другом не забывая!
> 43        Горе вам, фарисеи!
>               Вы любите сидеть на почетных местах в синагогах
>                  и чтобы вас почтительно приветствовали на площадях.
> 44        Горе вам!
>               Вы как могилы без могильного камня:
>                       люди ходят по ним, не подозревая об этом.
> 45     Тогда один из учителей Закона возразил Иисусу:
>        - Учитель, этими словами Ты оскорбляешь и нас!
> 46     Иисус сказал:
>             - Горе и вам, учителя Закона!
>                  Вы взваливаете на людей непосильную ношу,
>                  а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им!
> 47            Горе вам!
>                  Вы воздвигаете надгробия пророкам,
>                       а их убили ваши отцы!
> 48            Вы тем подтверждаете,
>                  что одобряете дела своих отцов:
>               они убивали пророков,
>                  а вы ставите пророкам надгробия.
> 49            Потому и изрекла Божья Мудрость:
>               'Я пошлю к ним пророков и вестников.
>                   Одних убьют они, других будут преследовать.
> 50             И Я взыщу с этого поколения за кровь всех пророков,
>                   пролитую от сотворения мира:
> 51             от крови Авеля до крови Захарии,
>                   убитого между жертвенником и святилищем*.
>                Да, говорю вам,
>                   этому поколению воздастся за все!
> 52             Горе вам, учителя Закона!
>                Вы присвоили себе ключи от знания
>                   и сами не вошли,
>                       и тех, кто хочет войти, не впустили.
> 53     Иисус ушел оттуда, а учителя Закона и фарисеи, обозлившись
>     на Него, стали приставать к Нему с многочисленными вопросами,
> 54  чтобы запутать Его и поймать на слове.
> 12.1   Тем временем собралось несметное количество народу, так что
>     в толпе давили друг друга. Иисус обратился сначала к Своим
>     ученикам:
>        - Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия!

>                     ------------------------------------------------
>                     *53 +Иисус ушел оттуда+ - в некоторых рукописях:
>                                           'Когда Он говорил им это'.

>                     ------------------------------------------------
>                     *42 || Лев 27.30   *51 || Быт 4.8; 2Пар 24.20-21
>                                            *12.1 || Мф 16.6; Мк 8.15


<.....>

> Ст. 47  - Предания сообщают о мученической кончине многих пророков:
> так,  например,  согласно  апокрифам, Исайя был перепилен деревянной
> пилой,  а  Иеремия  был  побит  камнями.  Во время Маккавейских войн
> погибло много мучеников за веру (см. также Евр 11.35-38). У нас есть
> свидетельства,  что в I веке в Палестине был 'гробничный ренессанс'.
> Начинает  формироваться  что-то  вроде  культа  святых.  Над местами
> захоронения   пророков  возводились  роскошные  гробницы  (например,
> гробницы Давида и Авраама). Могилы украшались памятниками прекрасной
> работы  и надгробными камнями из мрамора. Правда, были люди, и тогда
> возражавшие  против  излишеств и заявлявшие, что лучшими памятниками
> праведных являются их дела.

> Ст.  48  -  На  первый  взгляд  может  показаться, что строительство
> гробниц   для  убитых  отцами пророков  свидетельствует о раскаянии,
> о  том,  что сыновья пошли иным путем, чем отцы. Но Иисус утверждает
> обратное.  Конечно,  перед  нами парадокс, но он основан на реальном
> житейском  опыте.  К  сожалению, люди всегда любят и почитают только
> мертвых пророков. Фарисеи и учителя Закона утверждают, что, будь они
> на  месте  своих  отцов,   они поступили бы иначе.  Но, встретившись
> с  Иоанном,   Иисусом  и  Его последователями,  они    ведут    себя
> как  истинные  сыновья  отцов-убийц. Они строили памятники пророкам,
> предвещавшим   приход   Помазанника,   но   предали   смерти  самого
> Помазанника.  Это  говорит  о  поверхностном характере их раскаяния,
> которое  выражается  не  в преображении   всей   жизни,  а    только
> в  сооружении  памятников. Перед нами опять внешние, а не внутренние
> изменения. Сердца их остались слепы и жестки. Ср. Деян 7.52.

> Ст. 49-51 - =Я пошлю к ним пророков и вестников...= - это не цитата
> из Священного   Писания,  Иисус  говорит   от имени  Бога,  которого
> Он  называет  Божьей  Мудростью.  Именно  Бог  посылал  в  мир Своих
> пророков  и вестников. История как ветхозаветной, так и новозаветной
> Церкви  была  трагической,  потому  что  люди выступали против Бога,
> который  из  великой  любви  к ним посылал Своих вестников, стремясь
> призвать  их  к  раскаянию,     но  вместо того,  чтобы  раскаяться,
> люди преследовали и убивали Божьих посланцев.

> Бог   посылает   этим   людям  пророков  и  =вестников=  (буквально:
> 'апостолов').  Здесь,  вероятно,  речь  идет  о  новых  христианских
> пророках  и  апостолах,    а  не только о ветхозаветных праведниках.
> Из Деяний апостолов известно об убийстве Стефана (7.57-60) и Иакова,
> сына  Зеведея  (12.1-2),  о  гонениях на Петра и Павла. Письма Павла
> свидетельствуют  о  том,    сколько страданий пришлось перенести ему
> и его друзьям ради Христа. Согласно христианским преданиям, во время
> гонений  императора  Нерона  погибнут  не  только   Петр,   распятый
> на кресте, но и огромное число римских христиан.

> Ст. 50  -  Иисус обвиняет  религиозных   лидеров народа  в том,  что
> они пролили кровь пророков. Хотя Библия молчит о мученической смерти
> пророков,  в  еврейской  традиции  почти  во  всех  пророках  видели
> мучеников.  Так,  мучениками  считались  Исайя,  Иеремия, Иезекииль,
> Амос, Михей и Захария, сын Иодая.

> Причем  людям придется отвечать и за грехи предков, потому что грехи
> сыновей  переполнили  чашу терпения Божьего. На них падет эта кровь,
> взывающая  к  возмездию (Быт 4.10; Иов 16.18; Ис 26.21; Иез 24.7-8).
> Но   народ   только  отчасти  виновен   в смерти   Божьих посланцев.
> Самый  суровый  приговор будет вынесен пастырям - тем, кто по своему
> положению  и  образованию  должен  был бы первыми принять их, но кто
> свою собственную волю поставил выше Божьей.

> Ст. 51  -   О  том, что  =Авель=  считался первым  праведником,  см.
> Евр  11.4  и  1Ин 3.12. Среди ученых не прекращается спор о том, кто
> имеется  в  виду   под =Захарией=. Так назывался  один  из пророков,
> но  Библия ничего не говорит о его мученической кончине. Кроме того,
> этот  Захария  должен  быть священником, потому что он был убит там,
> где  могли   находиться   одни   священники:    =между  жертвенником
> и  святилищем=. Но пророк Захария совершал свое пророческое служение
> в  то время,   когда    Храм    лежал   в  руинах. Библия  упоминает
> свыше  тридцати  человек,  носивших  это  имя. Некоторые отцы Церкви
> (Григорий  Нисский, Епифаний) полагали, что речь идет об отце Иоанна
> Крестителя.   Но   большинство    склоняется  к мнению,   что    это
> был  священник Захария, сын Иодая, об убийстве которого повествуется
> во  2Пар 24.20-22.  Он был побит  камнями за то, что обличал  народ,
> оставивший   Господа. Умирая,   он   говорил:   'Да видит    Господь
> и да взыщет!' (ст. 22). О первом убийстве на земле повествует Бытие,
> первая  книга  Священного  Писания  Ветхого  Завета,  а  об убийстве
> Захарии   -  2  Книга  Паралипоменон,  которая  в  еврейской  Библии
> считается последней.

> Иисус  торжественно  подтверждает,  что  вина  за  все преступления,
> совершенные  в  истории  народа  Божьего,  падет  на  головы  людей,
> готовящихся совершить убийство Сына Божьего.

> Ст. 52 - Учителя Закона присвоили себе =ключи от знания=. Это ключи,
> данные  Писаниями,   которые открывают  людям Царство Бога.  Налагая
> на них неподъемную ношу мелочных  требований,   учителя отвлекают их
> от  действительного  исполнения  воли  Божьей, которая   заключается
> в  любви,  милосердии и справедливости. В Талмуде есть замечательное
> изречение:   'Тот,   кто  обладает   знанием,    но  не имеет страха
> перед  Небом,  подобен хранителю сокровищницы, которому были вручены
> ключи  от внутренних покоев, но не от наружной двери'. Ср. Мф 23,13:
> 'Вы  запираете  от  людей  Царство Небес' и 16.19, где Иисус вручает
> Петру ключи от Царства.

> =Сами  не  вошли   и тех,   кто хочет   войти,     не  впустили=  -
> хотя  словосочетание  'войти  в  знание'  звучит  несколько странно,
> вероятно, здесь аллюзия на дом Мудрости (Притч 9.1).

> Ст. 53-54  -       Слова  Иисуса  не  вразумили   Его   противников.
> Вместо  раскаяния   они начали  задавать   Ему множество   вопросов,
> целью которых было поймать Его на слове, чтобы обвинить  в нарушении
> Закона и расправиться с Ним.

> Ст. 12.1  -    В  Евангелиях   Матфея   и  Марка    Иисус   обращает
> Свое  предостережение к ученикам тогда,  когда  они не могут  думать
> ни  о  чём,   кроме  хлеба.   Но   у Луки Он  произносит эти   слова
> после открытого  обличения  фарисеев,   и   они  обращены  не только
> к  ученикам,   но   и   к  толпе  народа,  как всегда   собравшегося
> вокруг  Иисуса.  Ведь  среди толп, окружавших Иисуса, есть не только
> потенциальные ученики,  но и  те,   что станут  Его  врагами.  Слово
> Иисуса - меч разделения.

> В  Новом  Завете  слово  =закваска= имеет отрицательный смысл (кроме
> 13.21  и Мф 13.33), она символизирует зло (см. 1Кор 5.6-8; Гал 5.9).
> Фарисеи   (у  Марка   'фарисеи  и  иродиане',   у Матфея    'фарисеи
> и  саддукеи')  в  Евангелии  всегда  выступают как враждебная Иисусу
> сила.   =Лицемерие=  -   в  Евангелиях  фарисеи   названы лицемерами
> не  столько  потому,    что  они  обманывают других, когда их  слова
> и их поведение расходятся друг с другом, но прежде всего потому, что
> они  обманывают  самих себя./&/ Фарисеи сознательно или скорее всего
> подсознательно  убеждены  в том, что знают волю Бога лучше других и,
> возможно, лучше самого Бога.
        -------------------------------------
        /&/ Несознательное лицмерие, видимо, правильнее назвать
            "ханжеством". (Впрочем, словари русского языка
            не отмечают этой разницы.) - +ред. рассылки+.

> Отец  Александр  Мень  говорит:  'Читая сегодня грозные речи Иисуса,
> направленные  против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют
> свою  совесть,  думая,  что они относятся лишь к верхушке иудейского
> общества  I  века.  Но  тогда  за  этими  речами  остался  бы только
> исторический,  преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью
> приложимо   к недостойным представителям  любой  религии  и  церкви,
> к   их   самодовольству,   ханжеству,   консерватизму,  обрядоверию.
> Законники  и  клерикалы  всех мастей легко превращались в гонителей.
> Вспомним  хотя бы участь  Афанасия Великого и Златоуста,  Савонаролы
> и  Гуса,   митрополита  Филиппа  и   многих  других,   кто    прошел
> свой  крестный  путь  по воле 'лжебратий'. Извращение веры, гордыня,
> дух  культового  формализма,  расчеты  'задобрить'  Бога исполнением
> внешних  уставов  живучи,  как  и  все  человеческие  грехи. Древних
> фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само 'фарисейство'/*/.
        -------------------------------------
        /*/ А.Мень, Сын Человеческий <// М., 1997>, с. 406.

                [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий.
                  // М., 2004; стр.287-9,293-7  ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.23:13,29-32,34-36;
          эпизод N60 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#60)




        ==============================================
     ===       на тему  евангельского чтения:         ===
      *В кн.: митр. Сурожский Антоний.
            "НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ"
             www.mitras.ru/mark/mk_3.htm,
             смотри размышления над стихами 3:1-5
      ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 смотри также:
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_35.htm
 + + +  www.messia.ru/rasylka/rzerv/kain_avel.txt
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_06.htm
                ("берегитесь закваски фарисейской")

 + + + свящ. Яков Кротов: собирание горящих углей
           www.messia.ru/rasylka/005/1324.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061116/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-11-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
 чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
 зовущего вас в Свое Царство и славу.
 Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
 что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
 приняли его не просто как человеческое слово,
 а воистину как Слово Бога,
 как силу, действующую в вас, потому что вы верите.*
(1Фес.2:12-13)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1678.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1th.htm#2:9
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#11:47

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

Читатель! Здесь Вы можете оценить этот выпуск рассылки и оставить свой комментарий:

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:
Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:
Хотелось бы, чтобы выпуски были короче:
Комментарий:
(не обязательно)
Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»