=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





Выпуск посвящен апостольскому чтению
воскресенья 32-го, "о Закхее": 1Тим.4:9-15
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1ti.htm#4:9 ).




> Сначала  всё  было  так  просто:    была  единая  Церковь и был вход
> в  Церковь  -  едино  Крещение.  Но в конце IV века, когда оформился
> общий  Символ   веры,    внешнее  церковное  единство поддерживалось
> уже  насильственными  заботами  государственной  власти.  В  ХI веке
> завершилось  "разделение  церквей"  Востока  и  Запада, а в ХVI веке
> последовало  "разделение" и Западной церкви (не упоминая о множестве
> позднейших  мелких  "разделений").  Итак,  вот   уже  тысячу лет  мы
> не  имеем внешнего единства Церкви Христовой на земле. Наш Катехизис
> не  признаёт  этой  правды, он утверждает, что единая Церковь есть -
> что     это  будто бы    единственно только  "Церковь    Восточная".
> В  Катехизисе  содержится недостойная легкомысленная похвала "Церкви
> Восточной"  даже   почему-то  и просто в географическом   отношении:
> на  Востоке  был  земной  рай, на Востоке явился Христос... В том же
> духе гордыни совсем недавно протоиерей о. Сергий Булгаков писал, что
> "не весь  человеческий  род  входит   в Церковь, а только избранные,
> и  даже не все христиане в полноту  принадлежат   к истинной Церкви,
> а  лишь  православные"  ("Православие", стр. 43);  и далее: "Церковь
> едина,   а  потому  и   единственна",  и это  "есть    Православие
> (стр.   203).  Об  отношении  "Православия"  к  другим  христианским
> исповеданиям:  "оно может стремиться лишь к одному -  оправославить 
> весь  христианский   мир"  (стр.  291)...  Христианский мир  состоит
> из  многих  "раздельных"  церквей,  одинаково исповедующих во Христе
> истинного  Сына  Божия,  одинаково  называющих  Его  своим  духовным
> Главою.  Чудовищный образ: единая Глава - и многие туловища, чуждые,
> а то и совсем враждебные между собою... Какой позор Христианства!

> Однако  еще  в  прошлом столетии автор Катехизиса митрополит Филарет
> признавался:  "Никакую Церковь, верующую,  яко Иисус  есть  Христос,
> не  дерзну  я  назвать  ложною". Известна крылатая фраза митрополита
> Платона  (Городецкого),  сказанная  в  речи  при  посещении костела:
>  "Наши  перегородки  до неба не доходят".  В последнее время сделано
> немало    приятных  деклараций     со  всех сторон      о стремлении
> ко   всехристианскому   единству.   Но   трудности  организационного
> "соединения  церквей"  непреодолимы.    Ведь никогда  уже   католики
> не  откажутся от принципа папского главенства в мировом христианстве
> и  никогда  не пойдут на это остальные  христиане Востока и  Запада.
> А протестанты всех направлений никогда уже не откажутся от принципов
> Реформации... Где же выход?

>  "Единство  Церкви   не создается,    его   открывают"  (Карл Барт).
> Вот  реальный   "проект  соединения  церквей": признать, что Церковь
> не  разделилась,  что  все  мы,  христиане,  состоим в единой Церкви
> Христовой.  "Разве  разделился  Христос?"  (к  Коринфянам 1, гл. 1).
> Догмат  говорит  о единой Церкви   и   о едином Крещении.   И верно:
> если  католик  или  протестант  пожелают  "присоединиться" к Русской
> церкви,  то их Крещение в католичестве или протестантстве признаётся
> действительным,  и  так  на  деле  признаётся,  что  всякий КРЕЩЕНЫЙ
> (знаменательно это выражение нашего народа) уже принадлежит к единой
> Церкви  Христовой.   "Един Господь,  едина    вера, едино  Крещение"
> (к  <Ефесянам>,  гл.  4). У всех нас, христиан, един Господь и едино
> Крещение;  в  существенном едина   и вера, но  мелочи,   условности,
> а  также  грехи  человеческие  мешают  нам  признать  это  единство.
> Католики   заблуждаются   относительно   всемирной  власти  Римского
> епископа?   Но  это  вопрос  в  сущности  даже не веры,  а практики,
> и   практика  эта  в  некоторых  отношениях  показывает  себя  очень
> полезной.    Протестанты    страшно  обедняют    себя,   отказываясь
> от  молитвенного  общения со святыми, от поминовения усопших: такова
> была  травма,    которую они  получили  от католических  извращений;
> но  и  это  -  тоже  практика, дело их религиозного опыта, и об этом
> ничего  нет в Символе веры. По-другому, по-своему учат о Евхаристии?
> Но  "учение  о  Евхаристии  никогда  не  было предметом рассмотрения
> высшего    авторитетного    органа   Церкви"   ("Журнал   Московской
> Патриархии", 1965, #5, стр.  79).  Да и вообще эти вечные наши споры
> о Евхаристии, как сказал некто, бывают похожи на прения бездельников
> на тему кто лучше обедает... Нет внешнего "единообразия" в традициях
> культа?  Но  еще  блаженный Августин где-то писал, что РАЗНООБРАЗИЕМ
> УКРАШАЕТСЯ  Церковь    Христова.    И,   правду  сказать, нам   есть
> чему поучиться, посещая храмы христиан "инославных". Чехов не совсем
> шутил,  что  "когда  стоишь  в  костеле и слушаешь орган, то хочется
> принять   католичество"   (письмо   из  Италии).  "Я  лютеран  люблю
> Богослужение"...  (Тютчев).   Давно  уже   сказано,  что   о  вкусах
> не  спорят.  Если  же  говорить  о  явно  слабых сторонах и дефектах
> "инославных"  обрядов  -  то и у нас таких явлений не меньше... Нет,
> нет,  -  никакие  заблуждения  и застарелые привычки не помешают мне
> сознавать  фактическую  принадлежность всех христиан к единой Церкви
> Христовой.

> Сознание  это  растет  и  ширится  среди  нас.  И  мы так уже с этим
> запоздали!..  Ибо теперь проблема Церкви, можно сказать, выходит уже
> за  пределы  Символа  веры.  Блаженный  Иероним написал по какому-то
> поводу:    "Христос  не так беден,   чтобы   иметь  Церковь  только 
>  в Сардинии".  Теперь мы должны сказать: Христос не так беден, чтобы
> иметь  Церковь    только     в нас,   "крещеных"  столь  недостойных
> своего   Крещения.   "Кто будет веровать и крестится - спасен будет;
> а  кто  не  будет  веровать  -  осужден  будет"  (по  Марку, гл. 16,
> позднейшее  добавление). Нет, мы уже выросли из такой отъединенности
> первоначального   христианства.   Да и   тогда   уже  апостол писал:
> "...Мы    уповаем     на  Бога   Живаго,    Который есть   Cпаситель
> всех  человеков,   наипаче  верных  (к  Тимофею 1,  гл. 4).  Значит,
> не  одних только верных... Теперь даже у католиков замечается в этом
> отношении  великий  прогресс.  В брошюрке С.Маркевича "Тайные недуги
> католицизма",  М., 1967, стр. 73 и сл. упоминается немецкий богослов
> Карл  Ранер,  который "ввел понятие "анонимные христиане". Это люди,
> которые,  хоть  и  не  верят  в  Иисуса  Христа  и не придерживаются
> принципов,  провозглашаемых  Церквью,  по  своему поведению являются
> часто  лучшими католиками, чем те, кто числится таковыми по метрике.
> Характерно,  что  как  Иоанн  ХХIII, так и кардиналы Депфнер и Кениг
> защищали Ранера от критики интегристов".

> Церковь  -   ТЕЛО   ХРИСТОВО.  Этот апостольский символ не совпадает
> с   "церковными"   границами  Церкви.  Догмат  о  Церкви  давно  уже
> превратился в проблему. Нельзя думать,  что Вечный Человек -  только
> с  нами,   в  наших церковных привинциях.  "Дана Мне  всякая Власть 
>  на небе  и  на  земле".     Всё    лучшее во всеобщей человечности,
> всё  истинно  духовное,  направленное к Богу -   принадлежит Христу.
> Не  может  быть  человеческой святости вне Духа Святаго, вне Христа.
> Все  люди  доброй  воли,  верующие  и  не  верующие в Божественность
> Христа,    принадлежат   Христу.   Ему   приобщаются   в   таинствах
> добросовестной  жизни,  входят  в мистическое ТЕЛО  ХРИСТОВО.  "Там,
> где  любовь  Божия,  там  Иисус  Христос;  а где Иисус  Христос, там
> и  Церковь  с  Ним" (Лякордер). Сегодня можно говорить об "анонимных
> христианах",  о "Церкви доброй воли". Эта идея - ценное приобретение
> в  современном   кризисе  церковного    учительства,   надо  принять
> этот парадокс христианской мысли. Некоторую аналогию можно усмотреть
> в  том,  как  живые клетки человеческого тела могут и не знать главы
> человека,  всего человека... Воздадим должное церковным организациям
> - их спасительным таинствам, древним обрядам, духовному руководству.
> И  все  же  Церковь  Христова  -  это не просто сумма провинциальных
> христианских церквей. Большой вопрос - достигнут ли они когда-нибудь
> формального  единства.  Еще  более  сомнительно, по всей вероятности
> вообще невозможно объединение всех религий. Но есть третье единство,
> которое  существует реально, сегодня.  Это не унификация  верований,
> а  несравненно  более глубокое и существенное ЕДИНСТВО ДУХА. Однажды
> ученики  Христовы  исповедали величайшую  веру,   но получили  упрек
> от  Учителя: "НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА" (по Луке, гл. 9). И для нас
> теперь  существенно важно не формальное единство верований, а КАКОГО
> МЫ  ДУХА.  Есть Дух  милосердия,  правды,  свободы - это Дух Святый,
> Дух  Христов.  И есть дух ненависти, лжи, насилия - это дух Диавола.
> По этим признакам разделяется все в нашем мире: это и есть настоящая
> граница Церкви Христовой.

> Граница,  которая  проходит как между людьми, так и "внутри" каждого
> человека.  В  главной  молитве  Восточного  чина Исповеди говорится:
> "...Примири  и  соедини  его  святей  Твоей  Церкви".  Когда человек
> сознательно  грешит  - он "выходит" из Церкви и "возвращается" в нее
> покаянием... Таково проникновенное толкование А.С.Хомякова. Не может
> быть  логического  "определения"  Церкви  Христовой,  это Реальность
> мифическая,       сверхразумная.    В  наибольшем  же    приближении
> можно  говорить  о  Церкви   людей   доброй  воли,    как  о видимом
> Теле  Христовом.  В  такой  приближенной  идее  Церкви - фактическая
> универсальность    христианства.    Это   христианство   не   только
> вероисповеданий,  это  христианство  духа  и действий. Всё, что было
> и  будет доброго в истории человечества - все это было и будет делом
> Церкви Христовой. Судьба же простирается за историю - в Вечность.
                [ свящ. Cергий Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН.
                  глава ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА.
                  www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_05.html ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус начал говорить им притчами:
 "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой,
  вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню
  и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края.
  Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям
  получить свой доход с виноградника.
  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
  Снова послал к ним другого слугу,
  но тому разбили голову и выгнали с позором.
  Послал еще одного - того убили.
  Много других посылал - / одних избивали, других убивали.
  Был у него еще сын, любимый единственный сын.
  И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся".
  Но виноградари те стали говорить друг другу:
  "Это наследник!
  Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
  Что же сделает хозяин виноградника?
  Он вернется и казнит виноградарей,
  а виноградник отдаст другим.
  Разве вы не читали в Писании:
  "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем.
   Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"?
  Они поняли, что притча направлена против них,
  и хотели было схватить Его, но побоялись народа.
  Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12)
                                * * *
*Так говорится в Писании:
 "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный.
  Всякий, кто верит в него, не узнает стыда".
 Итак, для вас, верящих, он - великая ценность,
 а для тех, кто не верит, -
 "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла"
 и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ...
 Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение,
 избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того,
 кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы -
 "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу;
  некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10)
                                * * *
*Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум,
 в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой,
 со всеми будьте терпеливы.
 Смотрите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло.
 Всегда стремитесь к добру  -
 как друг для друга, так и для всех остальных.
  Всегда радуйтесь,
     непрестанно молитесь,
  за всё благодарите -
     вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса.
  Дух не угашайте,
     пророчеств не презирайте,
  но всё подвергайте испытанию;
     держитесь добра,
  избегайте любых видов зла!
 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.
 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело  -
 сохранится непорочным
 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!* (1Фес.5:14-24)
                                * * *
*Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.
 И если семь раз на дню провинится перед тобой
 и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости.
  - Прибавь нам веры! - сказали апостолы Господу.
  - Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, -
  ответил Господь, -
  то, если скажете этой шелковице:
  "Вырви себя с корнями и пересади себя в море!" - она вам подчинится.
  Предположим, есть у кого-то из вас слуга,
  который пашет или пасет овец.
  Разве ты скажешь ему, когда он вернется с поля:
  "Скорей садись за стол!"?
  Не правда ли, ты скажешь ему:
  "Приготовь мне ужин, подпояшься и прислуживай,
  пока я буду есть и пить,
  а потом будешь есть и пить сам".
  Ведь не станешь ты благодарить слугу,
  если он сделал то, что ему положено?
  Так  и  вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите:
  "Мы всего лишь слуги,
  мы сделали только то, что должны были сделать".* (Лк.17:3-10)
                                * * *
"Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен".
                                                            (В.Франкл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2370.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm