=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

                           

* 19 января 2009 г. ст.ст.,  воскресенье.
  литургические чтения:  1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10
  (воскр. 32-го, "о Закхее").



 


+> Потом  Иисус  вошел  в Иерихон и проходил через него. И вот, некто,
+> именем  Закхей,  начальник  мытарей и человек богатый, искал видеть
+> Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и,
+> забежав  вперед,  влез  на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому что
+> Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место,
+> взглянув,   увидел  его  и  сказал   ему:   Закхей!  сойди  скорее,
+> ибо  сегодня  надобно Мне быть у тебя в доме.  И он поспешно  сошел
+> и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили,
+> что  Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу:
+> Господи!  Половину  имения  моего  я  отдам нищим, и, если кого чем
+> обидел,  воздал  вчетверо.  Иисус  сказал ему: ныне пришло спасение
+> дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел
+> взыскать и спасти погибшее (Лк.19,1-10).

> Я  хотел  бы  выделить  в  истории  с  Закхеем  три  момента,  особо
> подчеркнув один.

> Закхей  страстно  желает  увидеть   Христа.    Подобное   стремление
> со  стороны  мытаря  свидетельствует:  несмотря на то, что по закону
> Божию  его  жизнь  недостойна,  что она недостойна его как человека,
> Закхей   сохранил   в  глубине  души  чуткость  к  истине,  красоте,
> человеческому  измерению  вещей,   а потому он способен  встретиться
> с  Богом, с Его измерением. В своем страстном желании увидеть Христа
> лицом  к лицу он сталкивается  с двумя трудностями:  он  мал  ростом
> и  потому  ему надо найти  какой-то способ  привлечь взгляд Господа,
> а это может выставить его на посмешище. Он мал ростом - ему придется
> влезть на дерево.

> Разве  все  мы не малые люди, затертые толпой и лишенные возможности
> видеть?  Не приходится ли каждому из нас время от времени взбираться
> на  несвойственную  ему  высоту:  мы перерастаем себя, хотя остаемся
> такими  же малыми и нищими) какими были? И разве не рискуем мы стать
> предметом   удивления   и  насмешек  в тех случаях,  когда  пытаемся
> стать  выше,   чем  есть на самом деле, чтобы оказаться лицом к лицу
> с  Богом?    Больше  всего   в нашем поиске Бога нам  мешает  боязнь
> быть    осмеянными.   Наша    гордость,      упрямство,   стремление
> к  самоутверждению  выстоят  против резкой критики и прямых нападок,
> выдержат  неприязнь  и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно
> трудно. Этой главной проблемы я и хочу коснуться.

> Но  сначала  позвольте  мне отметить третий момент в истории Закхея.
> Когда  Христос  входит в  дом Закхея,  Его встречают там с почтением
> и радостью,  благоговение  перед Богом,  радость  о Его  присутствии
> ясно   проявляется   в   жизни  Закхея  истинностью  его  обращения,
> раскаянием   на   деле,   metanoia,  та  означает  совершенно  новое
> направление  жизни.  Благодаря  тому,  что  он  встретил  Бога и эта
> встреча  пробудила  в  нём   жизнь  и радость, благодаря тому,   что
> его  изуродованная душа распрямилась в полную меру его человечества,
> до  глубины  примирилась  с Богом,  Закхей отвергает  свое  прошлое.
> Он готов выправить всю  неправду;  актом доверия  к Богу, актом веры
> он  стремится  начать  новую  жизнь,  свободную от прошлого. Всё это
> признает  Христос,   когда  говорит:  +и  он  сын Авраама+, то  есть
> он принадлежит к роду  тех,  кто способен  верить, -  не легковерно,
> а с полной самоотдачей. Вот почему +ныне пришло спасение дому сему+.

> Но  вся  ситуация зависит от одного обстоятельства, которое могло бы
> сломить  намерение  Закхея, - это смех толпы. Отцы Церкви настойчиво
> говорят   нам,    что  очень часто  начать  новую   жизнь мешают нам
> не   притягательность      зла,       с  которым     мы    свыклись,
> и  не  противодействие, с которым мы можем столкнуться, а страх быть
> осмеянным.  Я  хочу  развить  этот  момент.  Я - тюремный священник;
> помню,   один заключенный сказал мне:  "Вы  не  представляете, какая
> это   удача    -    быть    пойманным и    выставленным    на позор,
> когда  собираешься начать новую жизнь. Сколько раз я пытался бросить
> воровство  и  всякий  раз отступал из-за насмешек приятелей. "Что, -
> говорили  они,  -  решил  остепениться? Готов продать свою свободу -
> свободу  человека, который выступает в одиночку против этого гнилого
> общества?"    Как только  этот  человек попался и  угодил в  тюрьму,
> он  вышел  из-под  влияния  своих  друзей  и почувствовал, что может
> начать  всё  с  начала.  Прежде, стоило ему попытаться перемениться,
> честные  люди,  которые  не  знали, что он вор, задавались вопросом:
> "Что  с  ним?  Он  меняется,  а  раз  так, значит, что-то было в нём
> неладно".   В вечном страхе,   что его  вот-вот раскроют, боясь, что
> его  дурное  нутро  обнаружится именно потому, что забрезжило доброе
> начало,  он был рад,  что  его наконец разоблачили:  он чувство вал,
> что теперь   ничто ему   не мешает меняться; скрывать больше нечего,
> и он может стать новым человеком.

> Как  часто  страх  перед мнением других людей мешает нам измениться,
> даже тогда, когда мы вполне готовы к перемене, готовы сделать первый
> шаг,  потому  что  этот  шаг  сразу  выдаст  наше прошлое. И гораздо
> сильнее, чем самое строгое порицание, нас пугает насмешка.

> Представьте  себе  такую  сцену.  Богатый  человек,  вроде нынешнего
> управляющего  банком,  с  солидным  положением  в маленьком городке,
> хочет   видеть   Христа.   Он  протискивается  сквозь  толпу;  такой
> коротышка,   как он,  уже представляет  довольно  забавное  зрелище.
> И  он  влезает на дерево. Можете представить себе, чтобы управляющий
> местным  банком вскарабкался на дерево на центральной площади городу
> чтобы увидеть бродячего проповедника? Конечно, в его адрес понеслись
> насмешки,  язвительные  замечания,  свист.  Вероятно, это было самое
> большое  испытание  веры  Закхея.  Стать учеником Христа, быть из-за
> этого  отвергнутым  друзьями  и  семьей,  безусловно,  акт  высокого
> мужества,   но   чтобы  он,  местная  знаменитость,  словно  уличный
> мальчишка,  забрался  на  дерево  -  это нечто совсем иное и гораздо
> более  трудное.  Разве  не опасения,  что первый же шаг выставит нас
> в  смешном  виде, так часто мешает нам следовать за Христом? "Где же
> твое  свободомыслие,  что ты вдруг решил отступить перед устаревшими
> идеями?  Ты  -  тот,  кто утверждал, что имеешь право поступать, как
> тебе  вздумается, кто  бросил вызов Богу? И  - на тебе,  вдруг  стал
> Его  рабом?   Ты   никогда  не страшился человеческой молвы, что  же
> ты  испугался  и  готов  покориться  закону?"  Не слышится ли в этих
> словах реакция наших друзей на наше обращение?

> Существуют  только два способа преодолеть тщеславие, эту зависимость
> от общественного мнения: либо гордость, либо смирение. Третьего пути
> нет.  Тщеславие  сделало  Закхея  мелким человеком, оно и нас делает
> мелкими  перед  Богом  и  людьми.  Тщеславие имеет две отрицательные
> черты:  с  одной  стороны,   тщеславный   человек полностью попадает
> в  рабскую  зависимость  от чужих  оценок.   Совесть  его  замолкает
> перед  голосом  толпы,  Божие  суждение  исключается.  Бог  незримо,
> ненавязчиво  стоит  вдалеке, а толпа крикливо и самонадеянно требует
> подчинения,     соответствия    общепринятым   меркам.   Зависимость
> от  общественного  мнения  сводит на нет  совесть и  Божие суждение.
> С  другой  стороны,  самое  унизительное в тщеславии то,  что людей,
> от  мнения  которых мы зависим, мы даже не уважаем. Чернь, одобрения
> которой  мы  так  горячо ищем, которой мы так боимся, мнения которой
> опасаемся,  это  далеко  не собор святых Божиих. В ее среде нет даже
> просто    людей,     способных   произнести   справедливое  суждение
> или  отстаивать истинные  ценности.   Мы подчас с презрением слушаем
> их  толки о других людях и всё же страшимся их приговора. Вспомните,
> сколько мы делаем в жизни, оглядываясь на "свет", беспокоясь, хорошо
> или  плохо  о нас подумают. Если бы мы хоть на мгновение задумались,
> мы  бы увидели, что тех самых людей, чье одобрение или осуждение нас
> так   волнует, мы вовсе   не считаем  рассудительными.  И,   однако,
> мы  дрожим   под их испытующим  взором  и   ищем одобрения,  которое
> столь  поверхностно  и  мелочно.  И  выходит, что все мы идем путями
> жизни  с протянутой рукой, клянча, словно жалкий грош, одобрительную
> улыбку  или  взгляд.  Я  сейчас  описал людей, от которых мы ожидаем
> милостыни;  но  какова  она и каким путем мы ее получаем? Не тем ли,
> что     соглашаемся      жить  притворством   в  искаженном    мире,
> где иллюзорность подменила реальность?

> Тщеславие не только лишает истинного содержания то, чем мы обладаем;
> оно  отнимает у нас  и то,  что мы действительно имеем. Есть рассказ
> из  жизни  отцов  пустыни  об  одном  монахе,  который жил в большом
> монастыре   и,   как  говорит его жизнеописатель,  суровым  подвигом
> и  с  помощью  Божией  стяжал  девять  добродетелей.  Однако в своей
> ревности  о  большем  совершенстве он стремился приобрести и десятую
> добродетель,  но,  несмотря  на  все  усилия,  ему это не удавалось.
> Вместо  того,  чтобы испытать,  что влечет  его добиваться большего,
> и  нет ли в нём какой-то слабости, которая стоит препятствием на его
> пути,  он  решил  оставить  свой  монастырь,  где, как ему казалось,
> условия  не  способствовали   его стремлениям.   Как только он вышел
> из кельи    с намерением   никогда  более  туда    не  возвращаться,
> то   небольшое   смирение,   которое  он  приобрел,  покинуло   его,
> и  тщеславие  охватило  его душу.   Он побывал  в девяти монастырях,
> но  уходил  из  каждого,  считая, что пребывание тем не помогает ему
> стать  святым.  Но каждый раз, покидая очередную обитель, он выходил
> оттуда  беднее,  чем  был  при  вступлении в нее. Сначала он утратил
> терпение,   затем  бдение,  затем  воздержание,  дальше  послушание,
> самообладание,  кротость  и  так  далее;  тщеславие  его  все росло,
> гордыня   всё  более  охватывала  его,  а  с  ней  -  вспыльчивость,
> гневливость,  расслабление, своеволие и самонадеянность, ожесточение
> сердца.  И  когда он обошел девять монастырей, от его первоначальных
> добродетелей  ничего  не  осталось:  незначительная  сперва  примесь
> тщеславия и гордости совершенно вытеснила все добродетели.

> Тщеславие  разрушительно  еще  тем,  что ему свойственно обольщаться
> обманчивой   видимостью.    Христос   испытывает  сердце   человека,
> Он отметает подчас вполне убедительную очевидность, проникает вглубь
> видимого.  Понять  это  помогут  два  примера.  Когда  после  своего
> воскресения Христос встретил Петра на берегу Тивериадского озера, Он
> не  стал  укорять  его  за  отступничество и не потребовал подробной
> исповеди.  Он  задал Петру прямой вопрос: +Любишь ли ты Меня больше,
> нежели   они?..+   Будь   Петр    внимательнее,  его бы    озадачили
> три  последние слова: +больше, нежели они.+ Возможно, он вспомнил бы
> слова  Христа:  +У  одного заимодавца было два должника: один должен
> был пятьсот динариев,  а  -  другой пятьдесят,   но как они не имели
> чем  заплатить,  он  простил  обоим.  Скажи же, который из них более
> возлюбит   его?..+ Ведь  он  сам   ответил:  +Думаю,  тот,  которому
> более  простил...+   Если  бы  он   немного подумал, он,   наверное,
> как  блудный  сын,  пришел  бы  в  себя;  но Петр нетерпелив,  горяч
> и  непосредственен и действует прежде, чем дать себе время подумать.
> Он  отвечает от всего сердца: +Ты знаешь, что я люблю Тебя... Любишь
> ли  ты Меня?+ - вновь спрашивает Христос. +Так, Господи+, - отвечает
> Петр.   +Любишь   ли ты  Меня?+  -   в третий раз вопрошает Господь.
> И  внезапно Петр понимает! Он уже слышал подобный троекратный вопрос
> во  дворе  первосвященника, в ночь, когда Христос был предан; трижды
> его  спрашивали,  и  трижды  он  отрекся  от  Христа. Слова Христовы
> "больше,  нежели  они"  звучат  грозно: кто теперь поверит, что Петр
> любит  Его?  Они  сулят осуждение, а не надежду. И отчаянно понимая,
> что  вся  очевидность  свидетельствует  против него, надеясь вопреки
> всякой  надежде, Петр восклицает: +Ты  всё знаешь; Ты  знаешь,   что
> я  люблю Тебя!..+ И Христос - Бог, Который, безусловно, знает сердце
> человеческое  -  знает,  что  Петр  любит  Его.  Он  отметает всякую
> очевидность  и  обращается к +сокровенному  сердца  человеку+:  "Иди
> за Мной".

> Подобным  же  образом Христос верит женщине, взятой в прелюбодеянии.
> Он   не  нарушает   закон,     но  прозревает  сквозь   очевидность.
> Бывши блудницей, она заслуживала побиения камнями; теперь эта женщин
> способна войти  в Жизнь вечную. Она  более  не грешница, застигнутая
> на  месте  преступления;   теперь  она  знает    то,  чего  не знала
> и  не  понимала  раньше:  что    грех  -   то же  самое, что смерть.
> Если  только  ей   будет дарована  жизнь, она   никогда   не забудет
> этой   страшной  истины:  что  грех  убивает.  Женщина,  совершившая
> прелюбодеяние,  умерла  в  ней.  Та,  что  с ужасом ожидает побиения
> камнями,  совсем  другая.  Вот  эту  другую, свободную и воскресшую,
> Христос  и отпускает в новизну жизни. Он увидел ее сердце, обратился
> к  ее  глубинному  "я",    и  очевидность  превзойдена  не жалостью,
> а большей истиной.
                        [ митр. Антоний (Блум). РАССКАЗ О ЗАКХЕЕ.
                          из книги ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
                          Размышления перед Великим постом
                          www.messia.ru/r2/3/d23_277.htm ]

(окончание следует)





другие тексты митр. Антония о воскресенье, посвященном Закхею:
+ www.mitras.ru/archive/080210.htm
 + www.mitras.ru/inname/in_8.htm
  + www.mitras.ru/sermons/serm1.htm#12
   + www.mitras.ru/archive/070120.htm
 + + + www.mitras.ru/archive/040125.htm
  + + + www.mitras.ru/archive/050212.htm


 ///////=> другие авторы: ================================>
  \\\\\\    * размышления Я.Кротова к ев. чтению о Закхее:
   \\\\      + Закхей на дереве
    \\            www.messia.ru/rasylka/004/685.htm#B
   \\\\      + Самое удивительное,
    \\          что Закхей мог отдать больше, чем украл...
     \           www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_02.html
   \\\\      + Чтобы остаться человеком при встрече с Богом,
    \\          нужно дать выход животному началу в себе...
     \           www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_04.html
   \\\\      + О грехе и покаянии
     \           www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_08.html
  \\\\\\    * свящ. Александр Шмеман: человек сам есть желание
    \\                    www.messia.ru/rasylka/008/2102.htm#0
  \\\\\\    * Свящ. Александр Мень об обращении Закхея
    \\             www.messia.ru/rasylka/003/337.htm#0
      . . . ................................................ . . . >




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090201/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся,
 потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10)
                                * * *
'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением' (а.Исаия)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU йЮРЮКНЦ уПХЯРХЮМЯЙХУ пЕЯСПЯНБ «яБЕРХКЭМХЙ»