=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 23 августа 2010 г. ст.ст., воскресенье 15-ое по Пятидесятнице.

  литургические чтения: 2Кор.4:6-15; Мф.22:35-46.

 

 

 

к апост. чтению:

 * горшки  www.messia.ru/rasylka/008/2304.htm#0

 

 

 

 

>               22.34-40 ВОПРОС О САМОЙ ВЕЛИКОЙ ЗАПОВЕДИ

>                      (Мк 12.28-34; Лк 10.25-28)

 

> 34  Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев,

>  собрались все вместе. (35) Один из них, учитель Закона,

>  решив поймать Его на слове, спросил:

 

> 36  - Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?

 

> 37  - +«Полюби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей

>  душой и всеми своими помыслами»,+ - ответил Иисус.

> (38) - Вот первая и величайшая заповедь. (39) И вторая

>  такая же: +«Люби ближнего, как самого себя».+ (40) Весь

>  Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях.

 

 

>       *37 Втор 6.4-5; Ис Нав 22.5

>       *39 Лев 19.18; Мф 5.43; 19.19; Рим 13.9; Гал 5.14; Иак 2.8

>       *40 Мф 7.12; Рим 13.10

 

 

> Ст. 34-36 – В отличие от Марка, где вопрос задается учителем Закона,

> которому очень понравился ответ   Иисуса и  который  хотел бы знать,

> что  Иисус  думает  по  другому  поводу,  рассказы у Матфея и у Луки

> отличаются:  согласно  им,  фарисеи  снова пытаются испытать Иисуса.

> Вероятно, здесь Марк ближе к истине.

 

> Вопрос  о  том,  =какая  заповедь  самая великая=, широко обсуждался

> богословами  того  времени.  Они  подсчитали,  что  в  Законе Моисея

> содержится  365   запрещающих  и    248   предписывающих  заповедей.

> Было  множество  попыток  свести   эти   сотни   заповедей  к одному

> или    нескольким    положениям     или      основным     принципам,

> найти   заповедь-первоисточник,   из   которой  проистекали  бы  все

> остальные.   Это   вовсе   не   значило,  что  учителя  и  богословы

> рассматривали  одни  заповеди  как   обязательные   для  исполнения,

> а другие как несущественные, которыми можно пренебречь. Все заповеди

> важны,  и  соблюдать  их  нужно  все.  Такие попытки не преследовали

> практических  целей,  а  были,  так сказать, упражнением ума, чистым

> теоретизированием.   Талмуд    говорит,    что Давид   сводил    все

> 613 заповедей к одиннадцати,  Исайя -  к шести, Михей - к трем, Амос

> и Аввакум - к одной. Всем известны и знаменитые слова рабби Гиллеля.

> (<В  Талмуде сохранился рассказ о двух знаменитых еврейских учителях

> Шаммае  и  Гиллеле,  живших  еще  до  времен Иисуса: «Приходит некий

> иноверец  к  Шаммаю  и  говорит: “Я приму вашу веру, если ты научишь

> меня  всей  Торе,  пока  я  в  силах  буду  стоять  на  одной ноге”.

> Рассердился  Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером,

> прогнал  иноверца.  Пошел  тот  к  Гиллелю.  И  Гиллель обратил его,

> сказав:  “Не  делай  ближнему  того,  чего  себе  не желаешь. В этом

> заключается  вся  суть   Торы.   Всё остальное есть толкование.  Иди

> и учись”. - Комментарий на 7.12>).

 

> Ст.  37  –  Иисус ответил учителю Закона начальными словами молитвы,

> которой  всегда  начиналась  служба  в  синагоге  и  которую  всякий

> благочестивый  еврей  читал каждый день, потому что она представляет

> собой  символ  библейской веры в Единого Бога. Это «Шем`а»: «Слушай,

> Израиль!  Господь наш  Бог –  единственный Господь.  =Люби  Господа,

> Бога  твоего,  всем  сердцем,  всей душой и всеми своими помыслами=»

> (Втор 6.4-5; 11.13-21).  Первая  заповедь  –  любовь к Богу,  любовь

> всем  существом  человеческим.  Под любовью всегда понимается прежде

> всего исполнение воли Божьей, а не эмоции.

 

> Ст.  38-40  –  Но  хотя  учитель Закона спрашивал об одной первейшей

> заповеди,    Иисус  сразу  же добавляет еще  одну: =«Люби  ближнего,

> как    самого себя»=   (Лев 19.18).    Для Иисуса     любовь  к Богу

> и   к   ближнему  –  это  двуединая  заповедь,  разъединить  которую

> невозможно.  Он  отказывается  противопоставить заповедь любить Бога

> заповеди  любить  людей.  Этому  есть  множество  примеров  в учении

> Иисуса.  В  19.21   Он   предложил   богачу,  любящему  Бога, отдать

> свое  имущество  нуждающимся ближним. Он исцеляет больных в субботу,

> хотя   предания   людей запрещают делать это якобы из любви  к Богу.

> Он  негодует,  когда  корбан  оказывается выше, чем обязанность сына

> помогать родителям  (15.3-6).   Надо отметить еще одну  важную вещь:

> в  Книге  Левит  ближним  называется  сородич, соплеменник, но Иисус

> расширил  это  понятие, включив в него всех людей (ср. Лк 10.29-37).

> Иисус  не  был  первым,    кто соединил  эти две   заповеди  в одну.

> В Завещаниях Двенадцати Патриархов (II век до н. э.) сущность Закона

> также определена как любовь к Богу и к человеку, во II веке до н. э.

> рабби   Акива   отвечал     на подобный  вопрос словами   Лев 19.18.

> Кроме  того,  в  варианте Луки их соединил учитель Закона. Но только

> Иисус всей Своей жизнью и смертью исполнил их до конца.

 

> Человечество   всегда   стремилось   разделить  двуединую  заповедь.

> Теократически настроенное   общество   поступалось интересами  людей

> во  имя  любви  к Богу. Об этом   лучше всего говорит  Иоанн:  «Если

> кто   говорит: “Я  люблю  Бога”, и при этом ненавидит своего  брата,

> тот  лжец.  Ведь если он не любит брата, которого видел, то не может

> любить  Бога,   которого  не видел.  У нас  есть заповедь,   которую

> мы  получили  от  Него:  тот, кто любит Бога, должен любить и своего

> брата»  (1Ин 4.20-21).  Строились   роскошные  храмы, а люди умирали

> с  голоду.  Агностики  же довольствуются в религии лишь нравственным

> учением, отбрасывая Бога. Часто можно услышать, как современные люди

> говорят,  что  они верят во что-то: в добро, справедливость, истину.

> Не в  кого-то,    а  во что-то. «Что-то такое есть…» –  говорят они.

> Но  они  не  верят  в  Бога  как  личность,  не  испытывают  к  Нему

> благодарности за великий дар жизни.

 

> Слова  Иисуса не отменяли Закон, ведь было сказано: «пока не исчезли

> земля  и  небо, даже самая малая буква не исчезнет в Законе» (5.18).

> Но  они  послужили  причиной  того,  что  Церковь,  выйдя за пределы

> Палестины,   постепенно   отказалась   от   большинства   заповедей,

> касающихся ритуала (Рим 13.9; Гал 5.14).

 

 

>                   22.41-46 САМ ИИСУС ЗАДАЕТ ВОПРОС

>                      (Мк 12.35-37; Лк 20.41-44)

 

> 41  Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:

 

> 42  - Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?

 

>     - Давида, - отвечают они.

 

> 43  - Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет

>  Его Господином?

 

> 44       +«Сказал Господь моему Господину:

>              "Сиди по правую руку Мою,

>            пока не повергну Твоих врагов к Твоим ногам"».+

 

> 45  Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же

>  Он ему потомок?

 

> 46  И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор

>  ни один человек не решался задавать Ему вопросы.

 

>       *42 Ин 7.42  *43 2Цар 23.2

>       *44 Пс 110(109).1; Деян 2.34-35; 1Кор 15.25; Евр 1.13

>       *46 Мк 12.34; Лк 20.40

 

 

> Ст. 41-42 – Сейчас Иисус сам задает вопрос фарисеям: чьим =потомком=

> (буквально: «сыном») должен быть Мессия. Ответ был заранее известен:

> фарисеи  были   убеждены в том,   что  Мессия   будет  сыном Давида,

> и   их    убеждение    основывалось   на  таких    текстах  Писания,

> как  2Цар  7.12-16;  Пс  89.19-37  (88.20-38); Ис 9.2-7; Иер 23.5-6;

> 33.14-18;  Иез  34.23-24;  37.24-25,  не  говоря уже о более поздней

> еврейской  литературе,  не  вошедшей  в  канон,  но имевшей огромное

> влияние на умы людей той поры.

 

> Ст. 43 – Но как быть, если в другом месте Писания сам Давид называет

> Его своим Господином? Противоречие заключается в том, что по древним

> представлениям  тот,   кто  старше,  всегда важнее того, кто младше,

> а  отец  (предок)  всегда  важнее  сына  (потомка).  Не Давид, а его

> потомок должен был бы называть своего предка господином.

 

> Ст.  44-45  –  Процитировав  отрывок  из  Пс 110(109), Иисус в конце

> задает  риторический вопрос, на который предполагается отрицательный

> ответ: нет, конечно, Мессия не может быть сыном Давида.

 

> В  те  времена  все  были уверены в том, что Пс 110(109) принадлежит

> самому  Давиду,  и многие исследователи полагают, что, вероятно, уже

> во времена Иисуса псалом считался мессианским.

 

> Как  же понимать слова Иисуса?   Отвергает ли Он Свое  происхождение

> от царя  Давида?    Но  христианская Церковь никогда  не сомневалась

> в   том,   что   Он   является   прямым  потомком  Давида.  Об  этом

> свидетельствуют и генеалогии у Матфея и Луки, и другие тексты Нового

> Завета  (Лк  1.69;  Рим  1.3;  Деян  2.30;  2Тим 2.8; Откр 3.7; 5.5;

> 22.16).

 

> Этот  отрывок  вызвал  и  продолжает вызывать споры в научной среде.

> Многие склоняются к мысли, что Иисус не отвергает Свое происхождение

> от  Давида, а скорее всего, выступает против широко распространенных

> в  народе  взглядов  на  Мессию  как  на земного победоносного царя,

> который    восстановит   империю   Давида,   разгромит   иностранных

> захватчиков,  восстановит  национальное  могущество  Израиля. Иисус,

> вероятно,  переключает  внимание  слушателей  с вопроса о физическом

> происхождении  на  гораздо  более  важный  – каким должен быть Божий

> Помазанник,   что   именно   повелел  Ему   исполнить  Бог.   Будучи

> Сыном  Давида,  Иисус  не  будет  продолжателем  дела Давида – в том

> смысле,   в   каком   его   понимали  националистически  настроенные

> современники Иисуса.

 

> Некоторые   ученые   указывают   также  на  то,  что  вопрос  Иисуса

> сформулирован  как  типично раввинистический, когда учителя пытались

> разрешить   противоречащие   друг  другу  высказывания  в  Священном

> Писании.  В  таких  случаях  обычно  давался ответ, что противоречия

> только  внешне  кажутся  такими, а на деле нет, потому что в текстах

> говорится   о  разных вещах.  Так и здесь:  тексты Писаний  о Мессии

> как  Сыне  Давида вступают в видимое противоречие с текстом о Мессии

> как  Господине  Давида.  В  таком случае предполагаемый ответ должен

> быть,   вероятно,   таков: в Своей  земной жизни Иисус – Сын Давида,

> но   воскресший,   вознесенный  и  прославленный  Сын  человеческий,

> восседающий  по  правую руку Бога и судящий мир, является Господином

> Давида.

 

> Ст. 46  –   Иисус  не  получил  ответа  на Свой  вопрос,  потому что

> Его  противники  были поставлены в тупик. На этом споры закончились,

> потому  что враги поняли свою несостоятельность в вопросах понимания

> Писания.

                [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий

                  М.: Общедоступный правосл. ун-т,

                  основанный прот. Александром Менем, 2002;

                  стр. 430-5]

 

 

 

к еванг. чтению:

   &&& Ю.А.Шрейдер -

       Евангелие - учебник реалистического отношения к жизни

                          www.bible-center.ru/article/gospel

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100905/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=9&day=05

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

        *Бог этого века ослепил  разум неверующих, и они  не видят

         света Радостной  Вести о славе Христа, который есть образ

         Бога.  Ведь мы не самих  себя  возвещаем, а Иисуса Христа

         как  Господа, а себя - лишь как  ваших слуг  ради Иисуса.

         Потому что Бог,  сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", -

         воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей

         славы на лице Иисуса Христа.

        Мы же всего лишь глиняные сосуды,  в которых хранится такое

        сокровище. Поэтому очевидно,  что эта безмерная сила исходит

        от  Бога, а не от нас. Нас  теснят    со всех сторон,  но  мы

        не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.

        Нас  преследуют,  но мы   не брошены    на произвол   судьбы.

        Мы сбиты с ног, но не уничтожены.  Мы  всегда носим  в своем

        теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем

        теле.  Нас,  живых,  постоянно предают смерти ради Иисуса,

        чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.

        Итак, в нас действует смерть, а в вас - жизнь.

       А так как в нас   тот же    дух веры,   о котором     сказано

       в  Писании: "Я поверил  и поэтому стал говорить",  мы  верим,

       а   потому   и  говорим.  Мы  знаем:  Тот, кто поднял Господа

       Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит

       перед Собою,   рядом    с вами.  Ведь   всё    это   делается

       ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь,  достигла множества

       сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.

                                                      (2Кор.4:4-15/*/)

                                * * *

'Бог видит, что всё "хорошо весьма",

 и "всё хорошо" не само по себе, а потому что Бог его видит'.

                                                           (С.Тагуэлл)

             *********************************************

 

 

/*/ содержит апостольское чтение воскресенья.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2612.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»