=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

 9 сентября 1990 года был убит православный священник Александр Мень.

 

                  Отче Александре, моли Бога о нас!

 

 

 

 

 

?> — Наталья Леонидовна, Вы человек, воспитанный в церковной традиции

?> и не были неофитом, когда впервые встретились с отцом Александром.

?> Чем, как Вам показалось тогда, был необычен этот священник?

 

> — Впервые отца Александра я увидела в середине 60-х в Тарасовке. Нас

> почти сразу сблизил самиздат.  Я дала  отцу Александру накопившегося

> в больших количествах Честертона, и потом уже они бесперебойно стали

> его  размножать  (вокруг него группировался очень маленький кружок —

> всего  несколько  человек,  и  все  очень  хорошие). Я жила в Литве,

> поэтому  прихожанкой его не стала, но очень подружилась и, приезжая,

> каждый раз с ним виделась. Он был очень веселый,  скромный,  простой

> и   чрезвычайно   ортодоксальный  человек:  никакого  “специального”

> впечатления  на  меня  он не произвел. И я могу засвидетельствовать:

> милый,  смиренный,  разумный  и исключительно традиционный церковный

> человек. Очень повернутый к Богу. Просто очень — прямо как в Библии.

> А как он был погружен в Ветхий Завет! Невероятно любил пророков. Он,

> конечно,  сугубо  антиохийский  богослов:  весь  как бы до включения

> эллинов, весь в иудейской традиции приходящих к Христу.

 

?> — Это личные впечатления. А его книги?

 

> —  Писать  он  стал  в  те  же  годы,  но  не придавал этому особого

> значения.     Тексты  свои   держал  за служебные, просветительские.

> И  за  другие  не  считал.    Делалось   всё невероятно  быстро, так

> под руками   и    крутилось.    Кто-то  привозил какие-то    книжки,

> отец Александр переводил. Если не владел языком — не знал, допустим,

> итальянского  или немецкого,  ловил  кого-нибудь,  просил перевести.

> Кто   какой язык знал,  тот ему и читал,  а он  тут же  записывал...

> Как  ликбез  эти  книжки,  конечно,  били  наповал — если,  конечно,

> ты хотел, чтоб тебя било наповал.

 

?> — Но ведь не секрет, что к нему тянулись не только за этим. Немало

?> народа приходило, чтоб самовыразиться, даже самоутвердиться.

?> Или даже просто дать почитать свои произведения.

 

> —  Но  это  всё  было нужно, кто-то должен был делать это в страшные

> 70-е...   Представьте  себе:  какие-нибудь  бедные женщины,  которые

> еще  десять лет  назад  ходили  в походы,     жарили шашлыки  и пели

> у  костра, а теперь, постаревшие и брошенные мужьями, сидели в своих

> квартирках   где-нибудь   в  Бескудниково,  увлекались  какой-нибудь

> астрологией  или оккультизмом и бесконечно страдали... И все они шли

> к нему.    Притягательность  его была  очень сильна.  Сильней,   чем

> у  кого  бы  то  ни  было.  Вообще  он  людей очаровывал, они у него

> буквально  “с рук ели”. А отец Александр их жалел. Он был невероятно

> терпелив и жалостлив. На такую жалость способны немногие.

 

?> — Сегодня приходится слышать, что отец Александр был не столько

?> священником, сколько психотерапевтом. Это одно из серьезных

?> обвинений, которое предъявляется отцу Александру. Церковная ли это

?> община или “клуб по религиозным интересам”? — вот какова претензия

?> к нему.

 

> —   Он   не   считал  это  духовным  водительством.  Он  считал  это

> психологической  помощью.  И свою миссию как пастыря он в этом видел

> тоже  —    и    в  высшей   степени.  И    работал как психотерапевт

> школы  Роджерса,  хотя никакого Роджерса, может быть, и не знал. Это

> не  единственное,   что   он   делал,  но  это очень важно.  Кстати,

> он никогда не скрывал (и говорил это кому попало — любому, кто хотел

> слышать),   что  многих своих прихожан к покаянию не ведет.   Просто

> не ведет и всё. И не собирается.

 

?> — Почему?

 

> —  Потому  что они умрут. Потому что это убьет их, приведет к новому

> отчаянию.  Отец  Александр был деликатен и ничего не делал насильно.

> Очень  многое   зависело, конечно,   от того,   переменится  человек

> или  нет.  И если в чем он и был повинен, так это в том, что слишком

> жалел  людей.  Но  он  был прав. Он очень много дал людям. Он дал им

> содержание  жизни.   Дал чем  жить. И он очень хорошо понимал, когда

> и где бесполезна ортодоксия. И не навязывал ее.

 

?> — Правда ли, что как духовник он всё попускал, всё разрешал?

 

> —  Нет,  это  всё  легенды.  Он  не был никаким либералом, был очень

> суровым духовником  —  когда  понимал,   что этим человека не убьет.

> Если же видел, что убьет, он этого просто  не делал.

 

?> — У всех его прихожан был статус духовных чад или нет?

 

> —  Он это скрывал. Публично все были равны. Каждому казалось, что он

> самый  близкий.  Отец  Александр  был  мастер тех отношений, которые

> людей  не обижают, а, наоборот, дают им возможность самоутвердиться.

> Тогда  еще все не бегали к психологам за этим. А он, прекрасно зная,

> что  самоутверждение ведет в тупик, тем не менее отдавал себе отчет,

> что  на  другой  стороне  отчаяние  и  выбора  нет. И если приходила

> женщина,  набитая  оккультизмом,  он  ее  не мучил.  Он  ее  хвалил,

> и  хвалил  и  хвалил.  И стихи ее, независимо от качества, признавал

> хорошими, говорил: “Пишите! Пишите!” Эти женщины порой донимали его,

> мучили,  так что он   почти валился от усталости,  но он их   любил.

> Любил  людей,  которые  шли  к  нему. А люди эти зачастую были очень

> эгоистичны. И у него хватало на это сил, Бог давал ему сил любить их

> и  жалеть  их. Чем они ему, как правило, не отвечали... Зато они его

> обожали,  особенно  женщины.  Они  и  создали  этот  ужасный образ —

> священника,   которому   все  поклоняются...  Потом  пройдет  время,

> стремнина унесет всё, что не надо, и непременно придет прозрачность.

 

?> — Эта проблема вообще повторяющаяся: паства, превозносящая

?> своего пастыря даже вопреки ему...

 

> —  Это  с  Христом бывает, а уж тем более... Раб не больше господина

> своего.  И  к  тому  же  ведь  это “вопреки” происходит не со всеми.

> Насколько  я  знаю,  иногда  — пусть и очень редко — кое-кто из этих

> несчастных,  одиноких и отчаявшихся людей все же поворачивал на путь

> покаяния  и  любви.  Отец  пожертвовал  многим  ради  этого. Это был

> настоящий   подвиг  смирения.   К примеру,   он  абсолютно  попускал

> пошлость  —  сам  ее  не  любя,  попускал.  По  существу,  это такой

> миссионерский пыл: пусть будет что-нибудь в этой советской ситуации.

> Он  был человеком очень широким.  И всех он  принимал — и католиков,

> и  протестантов,  и диссидентов... Большая свобода разных проявлений

> религиозности: Бог разберется.

 

?> — Многие принимали и до сих пор принимают эту широту за всеядность.

 

> —  Он  не  был  всеяден, он был достаточно суров. Но при этом он был

> человеком    невероятной доброты.    Ведущее  начало  этого человека

> помимо просветительства — доброта. Доброта — это вообще ключ к нему.

> У  всех, кто его знал, возникало ощущение, что он постоянно, всегда,

> в  любой  момент  жизни предстоял перед Господом. Как пастырь он был

> обращен  к  каждому,  принимал  решения   только индивидуально.   Он

> не  предлагал  единую  схему, определенную парадигму, общий механизм

> (или  пять,  десять,  двадцать  схем  или  подходов),  что вообще-то

> принято  на другом фланге нашей Церкви. Он каждый раз находил другой

> подход — и каждый раз индивидуальный.

 

?> — Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать

?> его культ, что этому человеку трудно наследовать? Ведь он не создал

?> “школы” — не дал определенного набора приемов, не создал

?> сколько-нибудь самостоятельной богословской традиции. Даже тексты,

?> написанные им, — только популяризация, они не содержат чего-то

?> нового...

 

> —  И   всё-таки  ему   наследуют.   Если остался буквальный  отпрыск

> отца  Александра, это американский священник Мейерсон. Без меневской

> харизматичности,     но  с добротой   и    с чертами    свойственной

> отцу  Александру  какой-то   томистской уравновешенности.   И  здесь

> его  преемники — отец Александр Борисов, отец Владимир Лапшин и отец

> Георгий  Чистяков.  Они  тоже  очень разные. Отец Александр Борисов,

> человек редкой  кротости,  исключительно  мирный,  скромный,   тихий

> и   смелый.   Говорю   “смелый”, потому что это единственный человек

> из виденных мной, кто после  обыска больше заботился о близких,  чем

> о себе.    Во  имя   прихода  Борисов   сознательно   самоустранился

> из   общественной   сферы,   растворился,  самоумалился.  У  Лапшина

> совершенно  другая  харизма, но он занимает примерно ту же позицию —

> и,  кстати,  снискал  славу  очень сурового духовника. <...> Так что

> “школы”  отец  Александр не создал, зато создал живую связь, кровную

> преемственность...

 

?> — Об отце Александре говорят: дескать, служить не умел, эстетику

?> православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной

?> библеизм и проповедь про Христа и про Бога — и всё.

 

> —  Отец  Александр  бил  в  яблочко:   он почитал Страстной Четверг.

> И  доводил  до  сведения  тех,  кто  хочет  это  узнать,  что  такое

> евхаристический канон и причастие.  Он как бы  всегда  присутствовал

> на  Тайной  вечери  сам.  Если  кто  хотел  присутствовать  с ним, —

> пожалуйста,   он  не мешал.   Если  кто-то хотел  воспринимать   это

> как  магию,  —  тоже  не  мешал. А литургию и правда служил не очень

> эффектно:   бубнил,   бегал,   пока   “Верую!”  читали,  исповедовал

> быстренько.    И  если  в  чём и проявлялась  его  нетрадиционность,

> так только в этом.

 

?> — Есть такое верование, что отец Александр не слишком понимал

?> диссидентов. С другой стороны, сегодня об отце Александре говорят

?> как о религиозном диссиденте.

 

> —   Не   стоит   держать   отца   Александра  за  такого  разудалого

> шестидесятника.        Просто в известной   мере         Церковь   —

> всегда  диссидентство:   мы  всё  равно  граждане   другого   града.

> В советской  системе, как и в Римской империи, существовала империя,

> а  у  нас  —  свой  мир,  параллельный.  И  политику вообще не нужно

> всовывать,  не  нужно  лезть  на рожон. Отец Александр так и считал.

> Строго  говоря,   никого  из нас   он не  предостерегал   и  никогда

> от  диссидентства  не  отговаривал. Он твердо разграничивал: вот это

> относится  к  деятельности  Церкви,   а  это   заменяет ее и  скорее

> не  нужно.   Но   он  никогда  не  говорил так  прямо, что не нужно,

> и  исключительно мудро давал возможность не выбирать: ты диссидент —

> пожалуйста.  Боялся он  того, что борьба подпитывает злобу, а иногда

> и суету.

 

?> — Но принадлежность к Церкви была диссидентством и другого рода —

?> хранение и распространение литературы и тому подобные вещи...

 

> —  Разумеется,  и мы чудом не дожили   до того, как  нас   поголовно

> стали  бы  сажать.    А  голгофа  не исключается ни из какой  жизни.

> Надо      заметить,  что   просветительство,   которым     занимался

> отец Александр,   тоже было своеобразным религиозным диссидентством.

> А претензии к нему предъявлялись со всех  сторон: одни обвиняли  его

> в  том,  что он мало борется с режимом и подсовывает народу “опиум”;

> другие  —  в  том, что он как священник слишком нетрадиционен. И КГБ

> всю дорогу не оставляло его своим вниманием.

 

?> — О, КГБ — это тема большая и отдельная...

 

> — И    поэтому  мне  не  хочется   особо   на ней   останавливаться.

> Отец  Александр  был  исключительно  милостлив и понимал, что все мы

> слабы.   Он понимал,   что  КГБ  — организация   хитрая  и страшная,

> в   которую   лучше   не  попадаться  и   которую   не  переиграешь.

> Он переигрывал,   ведь кроме голубиной кротости отец  Александр  еще

> был  мудр, как змей.  Но другим  не желал. И продолжал общаться даже

> с теми, кого КГБ “переиграло”, кто не выдержал и перед кем закрывали

> двери.   Самого его обыскивали  денно  и нощно, часто вызывали. А он

> с  этими  кагэбэшниками   дружил,   он  с ними разговаривал и  очень

> не   любил,   когда  ими   гнушались,   не  считали   их  за  людей.

> Он  пользовался случаем любого общения — в том числе и с ними, чтобы

> что-то  такое  заронить.    Он  не  разделял  людей   на  порядочных

> и  непорядочных.  Более того, боролся с этой позицией: вот, говорил,

> интеллигенция  не  подавала  всем руки — и доигралась. Он не считал,

> что он чем-то лучше этих людей: их Бог поставил так, его — так, и мы

> не знаем, как Бог сведет концы. И я совершенно не представляю, чтобы

> он  мог  сказать  о ком-то из людей с пренебрежением или презрением,

> как очень нередко можем сказать мы.

 

?> — Мы действительно слишком часто грешим этим. А почему, по-вашему,

?> и среди последователей отца Александра Меня бытует нетерпимость?

 

> —  Это  же  совершенно  ясно.  Послание  апостола  Иакова, четвертая

> глава...

                [ Наталья Трауберг. Бог давал ему силы любить

                  (Вопросы: Александр Кырлежев)

                  www.alexandrmen.ru/biogr/trauberg_2005.html

                  (www.krotov.info/library/19_t/tra/uberg_041.htm) ]

 

 

 

 + + + Наталья Трауберг: Когда думаешь об отце, новояз осыпается

                     www.alexandrmen.ru/biogr/trauberg_2000.html

 + + + Владимир Леви: "ценить и любить каждое мгновение жизни"

                www.messia.ru/rasylka/008/2296.htm#0 (+ссылки)

 + + + Жан Ванье: человек, который сказал  ДА правде

    www.messia.ru/rasylka/008/2084.htm#0

 + + + он же:

       Великий пророк, в котором была великая любовь к Иисусу

                www.messia.ru/rasylka/007/1744.htm (+ссылки!)

+ + +

        Владимир Шишкарев. Об отце Александре Мене.

        Владимир Файнберг. Из книги "Словарь для Ники".

        Леонид Харитонов. Хулио Рибас и о. Александр Мень.

        Жан Ванье. Он шел на риск во имя правды.

        Протоиерей Александр Мень. Социальная концепция Православия.

        Владимир Илюшенко. Пастырь добрый в недоброй стране.

        письмо ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ

                www.damian.ru/Prihod_Vesti_2005_1/Nomer2/Soder.htm

 

 + + + священник Александр Мень: *мы вообще не верим в неверующих*

        & *Как может Божественная благодать

           осенить и озарить человека, когда он оглушен и ослеплен?*

                                www.messia.ru/rasylka/009/2460.htm#0

 + + + он же: нужна окончательная духовная нищета

             www.messia.ru/rasylka/010/2511.htm#0

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

* Вы были призваны к свободе, братья.

 Смотрите только, чтобы свобода

 не стала предлогом для потворства плотской природе!

 Вы же, напротив, с любовью служите друг другу!

 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе:

 "Люби ближнего своего, как самого себя".

 А если будете грызть и рвать друг друга на части,

 смотрите, как бы вам не истребить себя!

  Поэтому я говорю вам:

 живите, как велит Дух,

 и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы.

 То, чего хочет наша природа, противоположно Духу,

 а то, чего хочет Дух, противоположно природе.

 Они постоянно враждуют,

 чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.

 Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.

 ...

 Помогайте друг другу нести свое бремя,

 так вы исполните "закон" Христа.

 Если кто-то, ничего из себя не представляя,

 воображает себя невесть кем,

 тот самого себя дурачит.

 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,

 и тогда он сможет гордиться собственными успехами

 и не будет сравнивать их с чужими,

 ведь у каждого своя ноша.

  Пусть тот, кого наставляют в вере,

 делится всем своим добром с наставником.

  Не обманывайтесь: Бога не провести!

 Что человек сеет, то он и пожнет!

 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;

 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.

 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,

 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.

 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,

 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.*

                                              (Гал.5:13-18; 6:2-10/*/)

                                * * *

*Да будет благословен Бог,

    Отец Господа нашего Иисуса Христа.

 Это Он одарил нас,

    в единении нашем с Христом,

    полнотой духовных даров в небесных мирах.

 Он нас избрал,

    в единении с Ним,

    еще до сотворения мира,

 чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными

    и жили в любви.

 Он нас предназначил,

    через Иисуса Христа,

 стать Его сыновьями.

    Вот Его цель и добрая воля!

 Так восхвалим Его за величайшую Его доброту  —

    за дар, которым Он нас одарил

       через любимого Сына,

 кровью которого мы обрели,

    в единении с Ним,

       свободу и прощение грехов.

 Так безмерна Его доброта,

    что излил Он щедро на нас

       в совершенстве ума и мудрости!

 Это Он дал нам знать

    Свою сокровенную цель,

       по воле Его изначально в Христе воплощенную.* (Еф.1:3-9/**/)

                                * * *

* Пришли к Иисусу фарисеи и несколько учителей Закона из Иерусалима.

 Они увидели, что кое-кто из учеников ел "нечистыми" руками,

 то есть не омыв их.

 А фарисеи, как и все евреи, держась предания отцов,

 не садятся есть, пока не омоют руки до локтей.

 И, придя с рынка, не едят, пока не совершат омовения.

 И много еще других предписаний соблюдают –

 тех, что относятся, например,

 к омовению чаш, кувшинов, медной посуды и постелей.

 Фарисеи и учителя Закона спросили Иисуса:

    – Почему Твои ученики живут не по преданию отцов?

      Хлеб едят нечистыми руками...

 А Он им ответил:

    – Хорошо сказал о вас, лицемерах, пророк Исайя в Писании:

         "Этот народ чтит Меня устами,

            а сердце его далеко от Меня.

          Тщетно их поклонение:

            они учат человеческим заповедям, как Моим".

 Вы держитесь за людские предания, а заповедь Бога отбрасываете.

 Как ловко вы отменяете заповедь Бога,

 лишь бы соблюсти свои предписания!  – продолжал Иисус. –

 Вот, например, Моисей сказал: "Почитай отца и мать"

 и "Оскорбивший отца или мать карается смертью".

 А что говорите вы?

 Если скажет человек отцу или матери:

 "Корбан (то есть предназначено Богу)

 то, что ты мог бы получить от меня",

 то вы уже ничего не разрешаете ему сделать для отца или матери.

 Своим преданием вы отменяете Слово Бога.

 И еще много чего делаете в том же роде.

  Он снова подозвал народ и сказал им:

    – Слушайте Меня все и постарайтесь понять!

      Ничто из того, что извне попадает в человека,

      не может сделать его нечистым,

      а делает его нечистым то, что из человека исходит.

  Когда Он ушел от толпы в дом,

 ученики попросили Его разъяснить им эти слова.

    – Так и вы такие же бестолковые? – ответил Он. –

      Не понимаете, что всё то, что входит извне в человека,

      не может сделать его нечистым,

      потому что идет не в сердце, а в желудок,

      а оттуда выбрасывается в отхожее место?

 (Этим Он объявил чистой любую пищу.) –

      А нечистым, – продолжал Он, –

      человека делает то, что исходит из него.

      Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы,

      ведущие к разврату, кражам, убийствам, супружеским изменам;

      оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть,

      сквернословие, гордость, глупость.

      Всё это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым.*

                                                      (Мк.7:1-23/***/)

                                * * *

*Проблема не в том, чтобы найти смысл в своей (или чужой) жизни,

 а в том, чтобы не увлечься, разогнавшись умом,

 и не найти смысл в бессмыслице,

 которой в жизни очень много и которая притворяется смыслом.* (Я.К.)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольского чтения вторника и чтение среды.

/**/ из апостольского чтения четверга.

/***/ из евангельского чтения понедельника–среды.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2613.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»