=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 12 марта 2013 г. ст.ст., понедельник {2-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.4:2-5:7; Быт.3:21-4:7; Притч.3:34-4:22.

 

 

к Быт.3:21-4:7:
 + К.С.Льюис: Грехопадение. Поиск счастья. Спасение
               www.messia.ru/rasylka/006/1436.htm#0

 

 

                                * * *

 

В качестве своего рода духовного упражнения на Великий пост предлагаю читателям рассылки программу:

 

Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней

(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию").

День 8:
      Судьи 1;
      Второзаконие 32.1-43;
      Судьи 2.8-13, 1-4, 14-23; 4–9; 13.1;
      1 Царств 1.1 7.15.

[ Комментарий о. Александра Меня к этим фрагментам и гиперссылки на них в Синодальном переводе ]
[ М.Г. Селезнев об книге Судей ]

 

                                * * *

 

 

> В конце книги <Иисуса Навина> рассказывается, что израильтяне разделили всю страну на регионы и расселились — это идеальная схема; конечно, в истории этого не было. И когда мы переходим к Книге Судей, мы вдруг обнаруживаем, что вся страна по–прежнему заселена хананеями, израильтяне живут рядом с ними, воюют, заключают договоры, заключают браки и так далее.

> Книга Судей исторически более достоверна; но не в этом суть. <Но> самое достоверное историческое сообщение может не нести в себе никакой религиозно–богословской нагрузки. А в Библии всё–таки важно не то, какие в древности цари с кем воевали, а важна суть жизни, суть бытия и призвания человека.

> Книга Судей — поразительная книга. В истории летописей всех жанров и видов это один из уникальных случаев гигантского общенародного покаяния. Недаром Нестор–летописец и другие русские летописцы писали, находясь под влиянием этой книги и вообще исторических книг Библии. Ибо очень часто прошлое народа рисуется только в героических чертах. В нём хотят видеть только светлое, только величественное, только привлекательное! Но в жизни всё происходит иначе, и автор Книги Судей пишет буквально так, как есть.

> Вся книга является самообличением. От первой строки до последней автор использует все случаи, все возможные удобные моменты для того, чтобы обличить народ в его неверности и измене Завету. Но это не исторический мазохизм, а результат глубокой веры в творческую силу покаяния.

> Книга Судей должна была вызывать покаяние. Ее читали люди, жившие через несколько веков после описанных событий, люди, которые были изгнаны из родной земли, жили в Вавилоне, листали эти свитки, читали и говорили: «Вот что сотворили наши отцы! И мы должны вернуться на пути истины!»

> Эта книга сыграла огромную роль в общенародном покаянии — именно благодаря своей жесткости и бескомпромиссности. Уж где–где нет лести толпе, так это в Книге Судей.

> Кто такие судьи? Судья по–еврейски шофет — это не представитель юридического мира, а народный вождь–харизматик. <...>

> Есть властители правовые, а есть харизматические. Правовой властитель — это тот, кто получил свою власть над народом или страной в силу определенного писаного или устного принятого права. Это может быть наследственная монархия, демократическое избрание (через голосование), плебисцит или что–то еще. Харизматический вождь приходит к власти благодаря тому, что за ним идет толпа. Он одержим духом, который может быть духом светлым и духом темным. Типичным харизматическим вождем в наше время был, например, Гитлер.

> Эти судьи на время народных бедствий становились вождями амфиктионе. Амфиктионе — это особый тип греческого государственного образования, эталоном которого берется союз племен. Они живут независимо, но объединены общим святилищем; на определенные праздники они сходятся к своим святилищам, где проводятся и богослужение, и ярмарка, и какие–то игры, и таким образом поддерживается их непрочное единство.

> В Греции центром амфиктионе были, например, Дельфы — священный город, в котором был оракул. В Израиле это были города Силом (или Шило), Сихем (Шехем) и другие. Конечно, между племенами существовал разброд, и каждое жило само по себе, господствовал племенной эгоизм.

> Но для священных авторов важно было показать, что из этого сброда должна вырасти общность, народ и, наконец, Церковь, то есть духовное сообщество. И когда начинается общественныгй кризис или вторгаются враги, захватывают города и сжигают поля — Бог воздвигает вождя и через него спасает эту маленькую, условно говоря, республику от полной катастрофы.

> Законов общенациональных в таком государстве нет, есть только религиозные заповеди с некими этическими добавлениями, и далеко еще не квалифицированный уголовный судебник, который одни признавали, другие, очевидно, нет. И автор повторяет всё время рефреном, что «не было царя у Израиля, и каждый делал, что хотел».

> Надо сказать, что автор Книги Судей отнюдь не монархист, и для него царь — не синоним законности и порядка. Но законности нет. И книга приводит ряд ярких, драматичных, написанных с большой силой древних историй — это уже не сказания, а просто летописные фрагменты, но лишенные сухости летописи, полные живости исторической прозы, в которой безобразие, беззаконие, бесчинство как бы вопиет к Небу.

> Схема там такая: двенадцать судей (12 — священное число) сменяют друг друга; но только о некоторых рассказано подробно. Между ними сроки 40, 25 лет — тоже условные сроки. И каждый раз Израиль впадает в грех, идет за Ваалами, то есть начинает поклоняться местным богам, а потом приходят враги, все начинают каяться, и Бог воздвигает им судью. Схема очень условная, но автор искуснейшим образом вправляет в нее живые яркие сцены.

> Здесь разные герои. Вот женщина–пророк по имени Девора. Образ ее можно было видеть на храме Христа Спасителя, где было высечено мраморное изображение Деворы, призывающей народ к защите отечества. Она была судьей, к ней приходили разбирать тяжбы. Девора или же ее окружение после победы над врагом сложили песнь, которая приводится в 5–й главе Книги Судей. Ее главная мысль в том, что за общину отвечают все люди — нельзя себя противопоставлять общине.

> Песнь Деворы все историки обычно сравнивают со «Словом о полку Игореве». Это действительно близкий по духу эпос. Многие не хотели идти и защищать отечество — это то же самое, что вы находите в «Слове о полку Игореве»: упрек князьям, которые остались равнодушны.

> Потом появляется фигура Гедеона. Он важен тем, что разрушил у себя идолов и выступал как защитник отечества от кочевников. И Бог посылает его не с большой армией, а только 300 человек, но самых смелых.

прот. Александр Мень.
Из лекции "Исторические книги Ветхого Завета" (л. 1;
оп. в сб. "От рабства к свободе") 
predanie.ru/lib/book/read/73487/#toc5
 
(pdf: alexandrmen.ru/books/k_svobode/Lections_OT-Pict-12.pdf)
]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

 Над насмешниками Он посмеется,              а кротким дарует милость.

 Мудрые обретут славу,                    а глупцы погрязнут в позоре.

 Слушайте, сыновья, наставление отца,       внимайте, набирайтесь ума.

 Ведь я учу вас добру,                  не пренебрегайте наказом моим.

 Были отец с матерью и у меня, * был и я для них любимцем ненаглядным.

                      Вот как отец поучал меня:

 сохрани в сердце мои слова,      соблюдай заветы мои - и будешь жить.

 Приобретай мудрость, обретай знание,

                         не забывай и не отвергай того, что сказал я.

 Не покидай мудрости - и она сохранит тебя,

                                        люби ее - и она обережет тебя.

 В чём начало мудрости? Обретай мудрость,

                                 что бы ты ни копил, накопи разумение.

 Оцени мудрость - и она вознесет тебя,

                                     прославит тебя, если обнимешь ее.

 Великолепный венок на главу возложит,    принесет тебе сияющий венец.

 Выслушай, сын, и прими мои слова -      и продлятся годы твоей жизни.

 Путь мудрости укажу тебе,                    направлю дорогой прямой.

 Пойдешь - не собьется шаг,           и если побежишь, не споткнешься.

 Держись этих правил, не отступайся,

                                     храни их, ибо в них - твоя жизнь.

 На дорогу нечестивых не вступай,           не следуй по пути злодеев:

 сверни с него, не ходи по нему,         пройди стороной, ступай мимо.

 Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,

                           глаз они не сомкнут, если кого не погубили.

 Ведь питаются они злодейством, как хлебом,

                                             и пьют насилие, как вино.

 Путь благочестивых - как свет зари,

                                  что разгорается ярче с приходом дня.

 А путь нечестивых - во мраке,          и неведомо им, где споткнутся.

 Сын, прислушайся к моим словам,         к речам моим будь внимателен.

 Да не ускользнут они от тебя,            сохрани их в глубине сердца.

 Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,

                                          будут для плоти целительны.*

                                                     (Пр.3:34-4:22/*/)

             *********************************************

/*/ новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2898.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm