=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 4 апреля 2013 г. ст.ст., среда {5-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.41:4-14; Быт.17:1-9; Притч.15:20-16:9.

 

 

*   *   * к Ис.41:4-14:
 www.messia.ru/rasylka/007/1799.htm
  (перевод библейского текста и комментарии А. Э. Графова)

 

 

                                * * *

 

Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней

(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию").

День 31:

Псалмы 59, 73, 78, 79, 107, 50, 73, 84, 97, 101, 117, 125, 128, 136, 146.

[ *** ] 

Свящ. Александр Мень о Псалмах в кн. "Исагогика".
Он же в "Библиологическом словаре".
Клайв Стейплз Льюис. Размышления о псалмах.
Луи Буйе. Псалмы: молитва народа Божия.
А.Э. Графов. Цивилизация — Библия — Псалмы.
Сергей Аверинцев. ДВА СЛОВА О ТОМ, ДО ЧЕГО ЖЕ ТРУДНО ПЕРЕВОДИТЬ БИБЛЕЙСКУЮ ПОЭЗИЮ.
^ 
Комментарий о. Александра Меня к этим фрагментам
и гиперссылки на них в Синодальном переводе

 

 

> Наша Псалтирь, в нынешней ее форме, состоит из пяти частей, сборников, которые были собраны по числу первых книг Библии, составляющих Пятикнижие Моисеево. Это книги: Бытие, Исход, Числа, Левит и Второзаконие. Уже в Ветхом Завете люди понимали, что Псалтирь — это некое подобие Пятикнижия.

> Если вы коснетесь богослужебной традиции Русской Православной Церкви, восходящей к византийской традиции, а затем раннехристианской, то увидите, что речь нашего богослужения состоит либо из псалмов, которые входят в Псалтирь, либо из парафразов псалмов (или стихов и гимнов на темы псалмов).

> Псалмов 150. Существует 151–й псалом — это стихотворение юного Давида, который идет на бой с Голиафом. Никто толком не знал, когда этот текст возник, но на берегах Мертвого моря среди кумранских рукописей нашли древний текст этого псалма; таким образом, он, по–видимому, возник за 100 — 150 лет до нашей эры.

> Когда вы откроете старинную Псалтирь, рукописную или типографского издания, то сразу же перед титулом на фронтисписе увидите изображение царя Давида. Поэтому многие думают: вот это книга, а это — автор. И в разговоре часто говорят: Псалтирь Давида, или псалмы Давида. Почему это так? Написана ли эта книга одним человеком, и в частности царем Давидом? Нет. Это лишь обобщенное неточное традиционное название.

> Прежде всего, есть псалом, который прямо приписан Моисею, другой — царю Соломону. Есть целые группы псалмов, которые не имеют авторства, не имеют надписания, и группы псалмов, авторы которых звучат довольно странно, например, «псалом сынов Кореевых». Сыны Кореевы — это наследственная группа музыкантов, певцов в древнем Храме. Корах — имя их родоначальника, в греческой транскрипции — Корей. Так же и «сыны Асафовы» — Асаф тоже был руководителем этих хоров.

> Псалтирь — это храмовая книга, сложившаяся в богослужении Иерусалимского Храма, того Храма, который был построен после Давида. Книга эта слагалась в течение многих поколений, но Давид имеет к ней прямое отношение.

> Этот царь, воин, драматическая судьба которого привлекает и до сих пор многих художников и поэтов, был человеком больших страстей, жизнь его была полна многих приключений; любовь, дружба, война, смерть, грех, покаяние — всё наполняет его биографию.

> Существовало две крайних точки зрения. В старину если было написано «псалом Давида» — все считали, что его написал сам Давид. И тогда возникает образ поэта — ранимого, чувствительного человека, которого постоянно окружают какие–то опасности, который много страдает.

> Один мой друг сказал, что он не мог по–настоящему понять Псалтири и поэзию псалмов, пока у него не случилась в жизни беда. В это время он ничего не мог читать, и когда однажды открыл эту книгу, она у него вдруг зазвучала. Она звучит на протяжении многих столетий, хотя написана в исключительно древние времена, во времена Рамсесов и Ассурбанипала. Очевидно, некоторые духовные и душевные тайны остаются с нами, побеждая любое время.

 

> Псалтирь — мистическая книга. Это книга о душе, стоящей перед лицом Бога, но не о душе какого–то победившего все страсти мудреца, не о душе стоика, который смотрит на мир уже отрешенными глазами, а речь идет о душе мятущейся, страстной, полной горечи, огня, восторга, наивности.

> Давиду принадлежит, быть может, с десяток псалмов — он положил начало гимнам этого жанра. Постепенно стало выясняться, что многие псалмы написаны значительно позже, например, в псалме 50–м говорится о том, что разрушенные стены Иерусалима будут восстановлены; значит, он написан уже много веков спустя после Давида. (Стены были разрушены в 587 году, а Давид правил в 1000 году до нашей эры).

<....>

> Современный исследователь псалмов Зигмунд Мовинкель{} и целый ряд других скандинавских исследователей установили, что многие псалмы связаны с архаическим праздником Нового года, когда утверждалось царствование Бога.

> Dominus regnum! — Господь царствует! — это один из текстов псалмов, который вошел и в нашу, и в западную литургию. По–церковнославянски: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», то есть «Бог воцаряется, облеченный великолепием» <(92:1)>.

> Царствование Божие, или, как мы говорим, Царство Божие, как некая реальность присутствует в Псалмах во всей своей полноте. Начиная с первых псалмов, где восхваляется реальный земной царь, они постепенно подводят нас к идее подлинного Царства Божия, то есть к той цели, к которой устремлена вся человеческая история. И тогда те величайшие, светлейшие истины, которые, подобно маленьким зернам, посеяны в человечестве, должны расцвести, ибо это есть замысел Творца.

> В начале нашего столетия Герман Гункель{}, один из крупнейших протестантских исследователей древнего Востока и Библии, сумел разделить псалмы на ряд жанровых групп (это чисто научная проблема, я не буду вас в нее вводить). Он утверждал следующее: не следует искать датировку каждого псалма, а надо смотреть на то, о чём этот псалом. Это коллективная мольба всей ветхозаветной Церкви, это голос индивидуума, личная молитва, прославление царя, псалом–покаяние. И он создал классификацию псалмов, которой до сих пор с успехом пользуются богословы.

 

> В псалмах мы находим всю гамму или всю палитру ветхозаветного учения. Мы находим там слова, напоминающие нам пророка Амоса, который говорил о суде над миром, о непрекращающемся суде, когда правда Божия сталкивается с неправдой человеческой, мы находим там удивительные слова о милосердии Творца, подобные тем, что говорил пророк Осия.

<.....>

> Есть и другая тема. Мы с вами говорили о главных парадигмах Священной истории. Какие это парадигмы? Обетование: Бог обещает миру свершение Своих замыслов. Дальше: рабство — как начальное состояние людей. Освобождение — как результат веры людей, которые пошли навстречу неведомому! И, наконец, Земля обетованная — это та земля, которую человек должен не просто получить пассивно, а та, которую он должен завоевать определенными усилиями.

> Такова и история всей Церкви, такова и, согласно псалмам, история каждой души. Потому что здесь все время тема общины перекликается с темой индивидуума.

> Когда совершилась катастрофа и Навуходоносор II разрушил Храм Божий и увел иудеев в Плен, они не проклинали Навуходоносора, а корили себя. Этому учили их пророки: искать причину в нравственном состоянии общества. И вот тогда был создан, или был переработан в этом духе самый знаменитый псалом, который читается в храме за каждой службой. Это псалом 50–й, он еще называется «псалом покаянный». Вот несколько строк из него:

> Помилуй меня, Боже,
> по великой милости Твоей.
> …ибо беззакония мои я сознаю,
>  и грех мой всегда передо мною.
>  Тебе, Тебе единому согрешил я…

> Когда человек сделал что–то нехорошее по отношению к другим людям, он прежде всего виноват перед Святым.

> …лукавое пред очами Твоими сделал,
> так что Ты праведен в приговоре Твоем
> и чист в суде Твоем.

> Еще несколько очень примечательных строк из этого псалма:

> Господи! отверзи уста мои,
>       и уста мои возвестят хвалу Твою.
> Ибо жертвы Ты не желаешь, —
>      я дал бы ее;
> к всесожжению не благоволишь.
> Жертва Богу — дух сокрушенный;
>       сердца сокрушенного и смиренного
>       Ты не презришь, Боже.

> То есть человек в древности думал, что можно какими–то магическими действами ублаготворить Небо; но оказывается, что жертва Богу не нужна, а Ему нужно сердце, сокрушенное и смиренное.

> Конечно, вы спросите, а что же это значит — сокрушенное и смиренное сердце? Может быть, это какое–то самоуничижение, которое паче гордости?

> Ничего подобного. Смиренный — это человек особого состояния духа. Кроткие (анавим) — это те, кто ненавидит насилие, кто хочет привнести в мир твердость, чистоту, доброту и мудрость. Поэтому Христос в Своей проповеди говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

> Заметьте, оборот какой: они наследуют землю — но какую землю? А это всё те же парадигмы: освобождение из рабства и грядущий мир, который здесь символизируется некоей обещанной землей.

> «Блаженны кроткие», то есть они счастливы. Значит, кротость — это не слабость, а сила. Как раз в озверении, в жестокости проявляется слабость людей. И мы всегда знали, что такие люди, как Муссолини, Гитлер, Сталин были слабыми людьми. Они обладали силой воли, для того чтобы насаждать свое насилие, но на самом деле внутри они были людьми глубоко несостоятельными, и вся их деятельность была попыткой скомпенсировать свою недостаточность. Таких людей рождает комплекс неполноценности.

> Смиренный человек этим комплексом не страдает, потому что он знает, что он и перед Богом, и перед миром такой, какой он есть. Ему не надо никаких компенсаторных механизмов. Смирение — это величайший здравый смысл. Гордыня — это искажение перспективы. Когда она становится патологической — мы имеем манию величия. Мания величия у психически больного человека — это не что иное как патологическое преувеличение гордыни. Поэтому очень легко увидеть гордыню в ярком, карикатурном свете мании величия.

> Псалтирь — это книга мистики и свободы. Мистики, потому что она учит человека о возможности каждой души приблизиться к Богу. Поэтому древнейшие, архаические слова, написанные две с половиной, а может быть, и более тысяч лет тому назад, звучат сегодня очень актуально:

> Как лань желает
>       к потокам воды,
> так желает душа моя
>       к Тебе, Боже!

> Всякий человек, который любит, знает, что дистанция, отделяющая его от любимого существа, становится порой невыносимой, и он хочет к нему приблизиться. Такая любовь наполняет душу, открытую к Богу. И как олень стремится к источнику, не боясь хищника (эти образы все очень конкретные, реальные), так душа жаждет Божества. Олень идет к источнику, где его может ждать хищник, но ему так нужно напиться, что он идет вопреки всему. Эти слова из 41–го псалма.

 

 о Пс 50 см. тж.:

++++ Псалом 50 в переводе С.С.Аверинцева

++++ Глава 15 в о. Александра Меня кн. "Вестники Царства Божия"

++++ священник Константин Пархоменко. Толкование 50-го псалма (1) (2)

++++ Н.Е. Пестов

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать.
 Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.
 Нет совета - не будет успеха в деле,
                           а если советников достаточно - всё выйдет.
 Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!
 Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.
 Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит.
 Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты.
 Стяжатель на свой дом навлекает беду,
                                 а кто взяток не терпит - будет жить.
 Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло.
 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.
 Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
 Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
 Кто отвергает наставления - себе повредит,
                               а кто внемлет упрекам, обретает разум.
 Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение.
 Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ.
 Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души.
 Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся.
 Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.
 Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,
                                  ни за что не уйти ему от наказания.
 Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.
 Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов.
 Лучше малость, да с праведностью,
                              чем богатая прибыль, да с беззаконием.
 Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
                                (Пр.15:20-16:9, новый перевод РБО)

* * *

"Самый опасный соблазн во всяком споре - вцепиться в свое мнение
и подчеркивать его несовместимость с мнением противника". (С.Тагуэлл)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2920.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»