=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

> СВЯТОСТЬ.    Воплощенная суть (продолжение)

> В прошлой беседе я говорил, что для христиан христианство есть, прежде всего, путь и образ жизни. Христианское учение — богословско-философское ли, как объяснение мiра, моральное ли, как свод нравственных правил и предписаний — не поддается отвлеченному обоснованию. И это потому, что в центре, в основании христианской веры — не доктрина, не мораль, а Христос — Его живой образ, Его жизнь, Его любовь. Отсюда, говорил я, исключительное значение святых, которые для христиан и были всегда главным доказательством, главным свидетельством истинности христианской веры. И потому в наши дни, когда против религии столько пишут и говорят с позиции отвлеченных рассуждений, уместно вспомнить хотя бы некоторые из этих образов святости — образов, в которых христианство от начала и до наших дней находило свое воплощение.

> Вот перед нами человек по имени Игнатий, живший в конце первого — начале второго веков нашей эры в городе Антиохии. Об Игнатии Антиохийском мы знаем из писем, которые он как епископ, т.е. глава христианской общины Антиохии, написал другим церквам. Из них известно, прежде всего, что епископ Игнатий был арестован римскими властями, преследовавшими христианство, и отправлен на смертную казнь в Рим285. Большинство дошедших до нас писем написано им как раз на этом смертном пути. Многие христиане, встречавшие Игнатия по дороге, пытались ему помочь, искали связи в Риме, чтобы спасти его от смерти. И вот в ответ на эти попытки, в ответ на эту любовь Игнатий умоляет не спасать его, выражая радостную уверенность в том, что мученическая кончина для него — начало настоящей жизни.

> Послушаем его. «Я пишу всем церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога. Огонь и крест, множество зверей, расчленение, раздробление костей, расторжение членов, сотрение всего тела, лютые муки — пусть всё это придет на меня, только бы достичь мне Иисуса Христа. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всей землей. Его ищу, за нас умершего, Его желаю — за нас воскресшего. Приближается рождение мое, простите меня, братья. Не препятствуйте мне войти в жизнь, не желайте мне смерти. Хочу быть Божиим, не отдавайте меня мiру. Пустите меня к чистому свету. Придя туда — человеком Божиим буду. Позвольте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот поймет, чего желаю я, и окажет сострадание, видя, что заботит меня»{}.

> Удивительные слова! И это всего лишь одна цитата из семи пространных писем, ясно показывающих, как разгорается эта радостная жажда, это почти физическое видение света и победы. Что же это? Фанатизм? Исступление мистика-изувера? Совсем нет! Ибо в тех же письмах Игнатий, престарелый и умудренный опытом епископ, дает христианам множество самых практических советов, заботится об устроении Церкви и ее единстве, о чистоте церковного учения, о помощи бедным и т.п. В этих письмах нет никакого эмоционального возбуждения, никакого надрыва — только спокойная уверенность, доказывающая, что святой Игнатий, как и великое множество других первохристианских мучеников, непрестанно ощущал в себе присутствие воскресшего Христа. И это присутствие было для него не идеей, не умственным построением, а живым опытом. Тем опытом, о котором напоминает нам каждый год на Пасху Церковь словами: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует*». И это еще раз доказывает, какое значение в христианстве имеет опыт победы жизни над смертью.

> Проходит пятьдесят-шестьдесят лет, и перед нами совсем другой образ — Иустин, римский философ, глава философского училища. О своих долгих духовных исканиях, размышлениях над смыслом жизни и о трудном пути к истине он сам рассказал в дошедшем до нас произведении «Беседа с Трифоном». Блестяще образованный, Иустин искал эту истину у Платона и Аристотеля, у стоиков и пифагорейцев, т.е. во всех философских и научных системах своего времени. И вот наконец нашел Христа и христианство. «Внезапно, — говорит Иустин, — разгорелся во мне огонь, и объяла меня любовь, и, размышляя, я только здесь (т.е. в христианстве. — Прот. А.Ш.) нашел истинную и полезную философию». Внешне Иустин не изменил свою жизнь, остался учителем философии. Но вот последовал донос, и его вместе с несколькими учениками арестовали. До нас дошла стенографическая запись допроса Иустина судьей Рустиком:

> «Так ты христианин? — спросил судья.
> – Да, я христианин, — спокойно ответил Иустин.
> – Послушай, — сказал ему Рустик, — ты, который называешься
ученым и думаешь, что знаешь истинное учение! Если тебе после бичевания отсекут голову, уверен ли ты, что взойдешь на небо?
> – Я надеюсь получить этот дар, если претерплю всё это.
> – Так ты думаешь, что взойдешь на небо и получишь там награду? — спросил еще раз Рустик.
> – Не думаю только, — отвечал Иустин, — но знаю и вполне уверен в этом. Наше пламенное желание — пострадать за Господа Иисуса Христа, ибо это дарует нам спасение и дерзновение на страшном и всемирном суде нашего Владыки и Спасителя. Делай, что хочешь: мы — христиане»**.

> Тогда последовал приговор: за отказ принести жертву богам и неповиновение правительственному указу подвергнуть арестованных бичеванию и отсечь им головы288.

> Итак, снова перед нами — не отвлеченное рассуждение, а простое и как бы самоочевидное: "Я знаю, я вижу". Это не пессимизм восточных мистиков, не пафос изуверов, а спокойный свет веры. Сила и истина христианства для христиан в том, что оно, действительно, меняло и преображало жизнь и смерть людей. На этих свидетелях христианство и держится, <благодаря им> оно и непобедимо.

 

285 Священномученик Игнатий Антиохийский (память 20 декабря ст. ст.) пострадал в 107 г.

* Т.е. торжествует (прим. ред. рассылки).

** Издатели бесед – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – полагают, что автор здесь ошибся, смешав св. Иустина Философа с "другим мучеником Иустином, память которого совершается в один день со св. Иустином Философом — 1 июня ст. ст.", они ссылаются на Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. Однако, насколько мне удадось понять, историки убеждены, что в обеих житиях речь идет об одном и том же святом (см. Киприан Керн, А. Сидоров, А. Амман, В. Болотов, С. Мансуров) – Редактор рассылки.

288 Св. мученик Иустин Философ пострадал в 166 г.

 

протопр. Александр Шмеман.
 оп. в сб. "Беседы на Радио «Свобода»", т. I 
]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*С того самого дня, как услышали о вас,

 мы не перестаем за вас молиться и просить Бога,

 чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю

 во всей полноте духовной мудрости и понимания.

 Мы молимся и о том, чтобы вы жили жизнью, достойной Господа,

 во всём поступая так, как Ему приятно,

 и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды

 и вы всё больше и больше постигали Бога.

 И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас

 соразмерно величию Своей мощи

 и даст вам великое терпение и стойкость. .....

 Это Он - Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало,

 Первенец, первым воскрешенный из мертвых,

 чтобы первенствовать во всём,

 потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества.

 Он всё примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте

 мир заключив со всем земным и небесным.

 И вас, некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел,

 Он теперь примирил с Богом через Свое земное тело, через Свою смерть,

 чтобы в день Суда поставить вас перед лицом Бога

 святыми, незапятнанными и безупречными, -

 если, конечно, вы и дальше будете стоять

 на твердом и прочном основании веры,

 не отклоняясь от надежды, что дарована вам Радостной Вестью.

 Вы ее услышали - она была возвещена всему творению под небесами,

 и я, Павел, стал ее служителем.

Теперь я радуюсь моим страданиям за вас.

 Страдая в земной жизни,

 я восполняю недостающую меру страданий последних времен

 ради прихода Помазанника, Христа.

 Я страдаю ради Его Тела, а это Церковь.

 Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла:

 Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово Бога -

 тайну, веками сокрытую от всех поколений.

 А теперь она явлена Его святому народу,

 которому Бог захотел открыть

 всё богатство и славу этой тайны среди всех народов.

 Тайна в том, что Христос живет в вас,

 Он - ваша надежда на грядущую славу.

 Это Его мы возвещаем,

 увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью,

 чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом.*

                                              (Кол.1:9-11,18-28/*/)

* * *

Иисус сказал:

"Глаза – это светильник для человека. /

  Когда глаза здоровы, весь человек полон света, /

  когда глаза больны, человек окутан тьмой.

 Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой!

 Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного,

 ты весь будешь светиться, /

  как если б озарял тебя своим сиянием светильник".

 Когда Иисус кончил говорить,

 один фарисей пригласил Его к себе на обед.

 Иисус вошел в дом и сел за стол.

 А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен.

 Но Господь сказал ему:

 "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо,

  но внутри полны жадности и злобы.

  Глупцы!

  Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?

  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда  – и всё у вас будет чистым!"

                                                      (Лк.11:34-41/**/)

             *********************************************

/*/ включает апостольские чтения среды и четверга.

/**/ евангельское чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3018.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»