=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> «Я ВЕРЮ В БОГА…»

/см. предыдущие части в выпусках #3295, #3296./

> «Я верю» – что это значит?4

> «Я верю в Бога». Но что такое вера?

> Не странно ли это – вновь и вновь задавать всё тот же вопрос, и прежде всего – себе самому? И не дан ли ответ на него тысячи, миллионы раз в религиях всех времен и народов?

> Но вот в последней беседе я говорил, что, если вдуматься в это утверждение заново, оно перестает казаться привычным. И прежде всего выясняется, что вера – не то же, что знание, во всяком случае в общеупотребительном, житейском смысле последнего слова.

> Сказав «Утверждение “Я верю в Бога” означает: “Я знаю, что Бог есть”», мы ни в коем случае не сделаем это знание подобным моему знанию о том, что в моей комнате стои́т стол, а за окном ее идет дождь. Знание последнего рода, которое мы называем «объективным», не зависит от меня, оно входит в мое сознание помимо моей воли, помимо всякого свободного выбора. Это знание в самом деле «объективно», и я, т.е. субъект, личность во мне, могу только принять его, сделать своим.

> Утверждение же «Я верю в Бога» предполагает выбор, решение – предполагает, иными словами, какое-то очень личное участие всего моего существа. И как только это личное участие исчезает, мертвой и фактически нереальной становится и моя вера. И об этом я говорил в прошлой беседе, заявляя, что по-настоящему верим мы отнюдь не всегда, ибо веру никак не превратить в «объективную», всегда самой себе равную часть моих убеждений, моего мировоззрения.

> Многие обращаются к Богу в страхе, несчастье, страдании. Но проходят трудные минуты, и они возвращаются к жизни, никакого отношения к вере не имеющей, живут так, как если бы никакого Бога не было.

> Еще больше таких, кто верят не столько в Бога, сколько, как ни странно это звучит, в «религию». Им попросту хорошо, уютно, покойно в храме. Многие из них с детства привыкли к этой «священности» храма и обряда, где всё так красиво и глубоко-таинственно – не то, что в уродливой и плоской повседневности. И они держатся за эту «священность», ни во что толком не вдумываясь. Конечно, такая «религия» порой дает высокие и светлые переживания, помогающие жить, но всё же и она сама по себе, а жизнь – сама по себе.

> Есть и такие, кто считают религию полезной и нужной для нации, для общества, семьи, для больных и умирающих, для поддержания морали – иными словами, сводят ее к некой «пользе». Помню, когда я был еще молодым священником, матери обращались ко мне с просьбой помочь им посредством исповеди искоренить в детях дурные наклонности: «Скажите моему ребенку, что Бог всё видит! Он испугается и не будет больше так делать».

> Религия помощи и утешения, религия как некое удовольствие от священного и возвышенного, религия как польза... Замечу, что в таком ее понимании есть своя доля правды. И однако, сведенная только к этому, религия не имеет ничего общего с той верой, о которой апостол Павел на заре христианства сказал: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1). Вдумаемся в эти странные слова: осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом. Странные – потому что заключают в себе, по-видимому, противоречие. Ибо если я ожидаю чего-то, то именно потому, что оно еще не осуществилось, иначе незачем было бы и ожидать. И как может невидимое – т.е. то, что не может быть проверено и засвидетельствовано, – стать во мне уверенностью, т.е. реальностью, обладанием?

> А между тем именно так, этими с виду парадоксами определяет апостол Павел веру. Заметим прежде всего, что в этом определении нет слова «Бог». Это слово появляется дальше, в следующих стихах его послания, а тут он говорит о вере как присущем человеку особом состоянии, как о некоем даре, которым он обладает. Что же это за дар?

> На вопрос этот можно ответить так: стремление, тяга к самому желанному, предчувствие совсем иного, чем то, что уже есть, ожидание того, для чего только и сто́ит жить. И вот странно: почти так же определяет человека безбожник – философ Сартр. «Человек, – говорит он, – есть бесполезная страсть»5. Бесполезная, потому что предмет ее иллюзорен и человеку на деле некуда стремиться, нечего ожидать, нечего жаждать. Но важно то, что и он, Сартр, находит в человеке это ожидание и эту жажду.

> Так вот, вера, по апостолу Павлу, есть жажда, ожидание и одновременно стремление человека к тому, о чём он знает своим глубинным опытом. Не будь того, чего человек жаждет, не было бы в нём этого ожидания и стремления, а без этого стремления не было бы и встречи. Встречи, в которой невидимое становится уверенностью, т.е. реальностью и обладанием.

> Всё это значит, что вера в христианском опыте – не итог рассуждения и проверки, не мимолетное эмоциональное переживание, но встреча самого глубокого человеческого ожидания с тем, на что оно, порой неведомо для самого человека, направлено. Об этой встрече, об этом осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом лучше всего сказал блаженный Августин: «Для Себя Ты создал нас, Господи, и не успокоится сердце наше, пока не найдет Тебя»6.


> 4 Опубл. как: О вере, 3 // Шмеман А., прот.Проповеди и беседы. С. 13–15.

> 5 Сартр, Жан-Поль (1905–1980) – французский философ-экзистенциалист. В зрелые годы был близок коммунистам, впоследствии перешел на крайне левые позиции. Формула «Человек есть бесполезная страсть» (L'homme est une passion inutile) содержится в его книге «Бытие и ничто» (L’etre et nеbant, 1943).

> 6 Бл. Августин Иппонийский. Исповедь. Кн. 1, гл. 1. Ср.: «Ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» // Августин, Аврелий. Исповедь / Пер. М.Е. Сергеенко. СПб.: Азбука, 1999. С. 5.

 

Аудиоверсия:

 

[ Протопр. Александр Шмеман. Оп. в сб. "Беседы на Радио 'Свобода'", т. I ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Я уверен, что нынешние наши страдания —
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.
 Ведь мы знаем, что всё мироздание стонет и мучится до сих пор,
 как при родах.
 И не только мироздание, но и мы,
 уже получившие Дух как начаток новой жизни, — и мы в душе стонем,
 дожидаясь того дня, когда Бог примет нас как Своих сынов
 и всё существо наше сделает свободным.
 Пока мы еще только надеемся, что будем спасены.
 Если бы наша надежда уже исполнилась, незачем было бы надеяться.
 Кто же надеется на то, что уже есть?
 Но если мы надеемся на то, чего еще не видим,
 мы должны надеяться терпеливо и стойко.
  Дух тоже приходит к нам на помощь:
 ведь мы слабы и не знаем, о чём нам следует молиться.
 Но сам Дух просит за нас воздыханиями, которые нельзя выразить словами.
 И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы,
 знает, чего хочет Дух, потому что Дух просит за святой народ Божий
 так, как того хочет сам Бог.
 А мы знаем, что для тех, кто любит Бога,
 кто был призван согласно Его замыслам,
 Он всё обращает во благо.
 Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было,
 и предназначил быть истинным подобием Своего Сына,
 чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев.
 Кого Он предназначил, тех и призвал; кого призвал, тех оправдал;
 кого оправдал, с теми разделил Свою славу.* (Рим.8:18-30/*/)

* * *

Иисус сказал:
"Ученик не может быть выше учителя,
 а слуга — своего господина.
 С ученика довольно стать таким, как учитель,
 со слуги — таким, как господин.
 А если хозяина дома зовут Вельзевулом,
 разве не хуже еще скажут о всех домочадцах?
 И всё же не бойтесь их!
 Нет ничего скрытого,
 что не станет явным,
 и нет ничего тайного,
 что не станет известным.
 То, что Я говорю вам во тьме,
 говорите при свете дня,
 и то, что слышите шепотом на ухо,
 возвестите с крыш домов.
 Не бойтесь тех, кто убивает тело,
 а душу убить не может.
 Бойтесь скорее Того,
 кто может и душу, и тело сгубить в геенне!
 Не за грош ли пара воробьев продается?
 И всё ж ни один из них наземь не упадет
 без ведома вашего Отца.
 А у вас и волосы на голове все сочтены.
 Так не бойтесь:
 вы стоите много больше воробьев!" (Мф.10:24-31/**/)

              *********************************************

/*/ включает чтение четверга.

/**/ включает часть чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3297.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»